На уроке литературы

Людмила Васильева Владиленовна
        Наша школа носила имя Александра Пушкина. Двор школы был огромным. С одной
 стороны расположился сад, с другой - спортивная площадка. А посередине, череда ма-
 леньких питьевых фонтанчиков.

        Здание старое, трёхэтажное, с большими окнами и высокими потолками. А входные
 двери были почему-то невзрачными. Я тогда ещё, первоклассницей, почувствовала в этом
 какое-то несовпадение. Уж очень двери не подходили к благородному зданию.

        Весной был школьный кросс, для нас это было в первый раз. Нужно было пробежать
 вокруг школы и финишировать на спортивной площадке. Мы никогда не были с девочками за
 школой раньше. Там были заросли травы и какая-то глухота. Но был дан старт и мы побе-
 жали. Я споткнулась и упала за школой у длинных ступеней. Поднимаясь, увидела колонны.
 Вот это да! Так это заброшенный вход в нашу школу. Какой красивый!

        К финишу я пришла самой последней с разбитой коленкой, но абсолютно счастливой.

 Потом уже сама приходила посмотреть на загадочный закрытый вход с портиком и колоннами,
 с заросшей травой, тишиной и солнечными бликами на старых высоких деревьях.

        Теперь я понимала, какие ветви качались перед окнами нашего класса на третьем
 этаже. Вот оттуда и начинался мой Пушкин! С верхушек деревьев, переходящих в светлый
 длинный коридор, в центре которого был открытый зал со сценой. Рядом - портрет Пушкина.
 Каждый раз, проходя мимо или рассматривая его на переменке, я шёпотом здоровалась с ним.
 Это был известный портрет, написанный художником Кипренским. Тогда ещё не знала об этом.
 Просто очень нравился.

        По чтению, а потом по литературе - у меня были хорошие отметки. В старших классах
 литературу у нас вёл директор школы.
 
        Однажды, в девятом классе, он нас предупредил, что будет отсутствовать некоторое
 время. И заменит его старейший педагог школы. Задание давалось по "Евгению Онегину".
 Нужно было выучить наизусть "Письмо Татьяны".

        Меня недавно спрашивали и я подумала, что с "письмом" можно не спешить. Много
 было заданий и в музыкальной школе.

        И вот начался урок литературы с новой учительницей. Поздоровавшись, она сказала:

     - "Евгений Онегин"? Замечательно. Люблю Пушкина! Порадуйте меня своими знаниями.

 Села за стол, открыла журнал и по алфавиту стала вызывать учеников. Первой была буква А.
 Девочка сбилась немного, получила четвёрку. Потом была двойка за не выученный урок.
 Следующая фамилия была моя. Покраснев, я что-то пролепетала, что не успела доучить.

     -  Садитесь, два, - последовал ответ.

 Было стыдно. Дальше уже не слышала, что происходило в классе. Зазвенел звонок. Уходя,
 учительница сказала:

      - Кто желает исправить неудачную отметку, приходите в субботу к 17 часам. Я буду
 в учительской. Милости просим. - И ушла.

        Придя домой, я сразу начала учить недоученное. Мама меня не ругала.
 Такое серьёзное " письмо-откровение" нужно было пережить. У меня ещё не было таких
 сильных чувств, они где-то только проклёвывались. А нужно было понять, войти в то самое
 состояние, которое испытывала героиня романа. Я старалась вникнуть в каждое слово, душа
 моя трепетала.

 В моей комнате висело небольшое квадратное зеркало. Я разговаривала с ним. Оно очень
 хорошо знало, сколько захватывающих и откровенных мгновений пронеслось перед ним.
 Это "письмо" уже казалось своим, я его прочувствовала от начала и до конца. Многократно
 повторяла в разном темпе и силой звука.

        К субботе была уверена в себе и мы с моей подружкой, которая переживала за меня,
 отправились в школу.

        Учительская находилась на втором этаже. В коридорах стояла тишина, учеников не
 было. Я приоткрыла дверь. За длинным учительским столом сидела учительница и что-то
 писала. Увидев меня, пригласила войти.

      - Выучили "Письмо Татьяны..."?

      - Как будто,да... - тихо произнесла я.

      - Читайте, я слушаю.

 И я начала. Застенчиво, почти шёпотом:

      " Я к вам пишу - чего же боле?
      Что я могу ещё сказать..."

 Волнение, темп... захлестнули и я почувствовала, как будто я одна здесь, сейчас мне нужно
 высказаться, донести любовь... щёки мои пылали...

      " Другой!.. Нет, никому на свете
        Не отдала бы сердце я!.."

 Когда я закончила и оглянулась на учительницу... сразу не поняла, что происходит. Она
 вытирала слёзы. Может что-то ни так, подумала я. Но услышала удивившие меня слова:

      - Людочка, вам нужно поступать в театральное училище. Вы меня поразили. Я вам
 ставлю пять пятёрок. Спасибо за это прочтение.

 Когда я вышла из учительской, ко мне подбежала моя подруга.

      - Ну, что? Исправила?

      - Исправила... на пять пятёрок.

      - Как это?

      - Не знаю. Посоветовала мне поступать в театральное...

      - Ух, ты... - завизжала подружка.

      - Да, но мне нельзя.

      - Почему?

      - Помнишь, когда я ещё в пятом классе прошла по конкурсу на телевидении и успела
 сняться в одной маленькой постановке?

      - Конечно, мы все видели, - подтвердила подруга.

      - Но мой педагог в музыкальной школе запретила мне всякие выступления, чтобы не
 отвлекаться. Вот такие дела.

      - Вот такие дела, - повторила моя сопереживальщица.

 Потихоньку мы вышли уже на нашу улицу и заходящее солнышко ласково согревало нас.

 14.02.19.