Чудовищница- 40. Легенда о Гомере

Оксана Самоенко
  «Что было, то и будет;
 и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»,
 но это было уже в веках, бывших прежде нас…»
(Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 9—10)

Повесть ВрЕменных Лет. Вот- вот  Конец Света. Нет сумасшедшего, который собирается жить после.  « Господи,  отчётец прими.   Как прожили мы это время.  Не суди строго.  Не по злобе душевной. Токмо ради умственного скудоумия.  Как смогли.   С тем  предстали пред Твои взыскующие очи».

Для Гомера Конец Света уже случился. VIII до нашей эры. В прошлом остались дворцы Крита с порхающими стрекозами на их стенах. Откуда- то из невозвратной старины с фресок неизвестных обитателей острова за стрекозами прыгали котята. Смеялись, наблюдавшие за невинной охотой, девушки.  Сказочными чудищами Аленького цветочка бродили могучие быки.
Оставшиеся от великих предшественников греки, жили в убожестве под стенами цитаделей, строительство которых теперь было под силу только циклопам.  А и то. Как в  основание  ограды   Илиона был поставлен  двенадцатитонный монолит, ещё можно себе представить. Налили воды,  позвали Челентано, намесили грязи, навалились всем обществом, сдвинули. А выше? А громады, висевшие над воротами?
Люди, забывшие даже гончарный круг, в поте лица, без всякой божественной помощи восстанавливались из пепла, тянулись за Тенями прошлого, что- то вспоминали, что- то всплывало в  космических душах.   Сочиняли подробности ушедшей жизни. Рождалась новая цивилизация. Пришёл Слепец, и все мы теперь знаем,  как он спел, так и было.
В IV веке до нашей эры тиран Писистрат… Тиран не по характеру и не по способам правления. Профессия такая. Писистрат распорядился создать  государственную комиссию по изучению творчества поэта. Тогдашнее человечество начало отсчёт себя с Млечного Пути по имени Гомер.
Как и в случае с ПВЛ, аэд «писал» лет 200 спустя после самих событий. Возможно, ещё были видны величественные руины.   Гомер «знал» о войне больше нас.
 Дело не в том, что Агамемнон не мог привести под Трою, описанные поэтом, суда.  Греки того периода ходили на утлых судёнышках типа бессмертного Арго. 50 гребцов, прямой парус, зависящий от любого вздоха Океана, каботажное плавание вдоль берега.  Может быть,  по этой причине Ахейский Союз десять лет собирал силы для войны с другим союзом.
Гомер знал,  это - гражданская война. Все его герои разговаривают на одном языке, верят в одних богов, имеют общих родных и знакомых, общие традиции, ассоциации, культуру.  Для поэта нет  врагов. Обо всех поверженных он сожалеет и скорбит. Для Слепца нет загадки в том, почему пала Греция  под натиском варваров, пришедших из Европы.
Нынешние историки так и говорят,  война не длилась без перерыва  десять лет. Это был ряд военных столкновений, подорвавших силы Союза  во главе с Агамемноном, сделавших греков лёгкой добычей захватчиков.
Чем не идея для  великого произведения?
 Исследователи утверждают,  именно Илиада, а не сказочная Одиссея была любимым чтением    древних греков.  Не авантюрные  похождения героя с сомнительной  репутацией, а непогрешимость и слёзы Ахила, созвездие  характеров, вовлечённых в его орбиту.

Тем не менее, враг в Илиаде есть. Боги. Беспринципные самовлюблённые недоросли, от скуки устраивающие междусобойчик во время отдыха от пиров праведных.  Люди- игрушки. Их бессмертные Олимпийцы не любят, побаиваются, норовят сотворить им всякую  пакость. Сколько времени пройдёт, пока боги повзрослеют и поймут, что бессердечному Фатуму всё равно, кто перед ним! Бог или человек.
Но до греческих трагедий ещё далеко. Пока богочеловек Ахилл  так неотвратимо  продвигается под стены Трои, что сам Аполлон вынужден выйти навстречу герою, пытаясь охранить город,   оборонительные сооружения,   которого строил.
 Где- то в створе   ворот они встретятся и померятся взглядами.  Мирмидонец, обуреваемый предчувствием  бессмертия в Славе и Чести,  не опустит глаз.  Мелочный,  мстительный небожитель не простит.  Все будут знать, открыто называть имя того, кто  направит   стрелу Париса. 
Ещё можно было.  Можно  пригрозить богам ограничить доступ к земным красавицам. Прекратить поступление свежей крови в божественные кювезы.   Обречь богов на вымирание в результате бесчисленных     близкородственных связей. Позже толпа паломников, направленная  Фебом,  растерзает сына Ахилла Неоптолема, пришедшего в Дельфы спросить с бога за смерть отца.  В молоко греческих матерей прочно войдёт Страх перед завистью богов.
 
Ученик Гомера разделит историю человечества на Века. Золотой. Серебреный. Бронзовый. Железный. Между Бронзовым и Железным веками философ- поэт поставит время гибели героев. Многие погибнут под Троей, на пути домой, дома от рук любовников  женщин,  не дождавшихся своих мужчин.
 Вернутся только Менелай с Еленой. Ещё лет через десять после войны, отсидев в почётном плену у египетского водяного божка.  Вернётся  и снова уйдёт Одиссей. Надолго. Снова вернётся, чтобы стариком погибнуть от рук, не узнавшего его, сына.  Первая медиафраншиза длиною в жизнь. Жизнь человечества.
  Оставшиеся  полубоги   погибнут в бесконечных конфликтах и  войнах, обрушившихся на Грецию, так как Герои выполняли функции, которые мы сейчас называем полицейскими. А там придёт черед собственно богов.

НИКОГДА. Никогда больше боги не сойдут на землю.  Никогда больше не пробежит волна вожделения по  мраморным  шкурам, потерявших от страсти человеческий облик, богов.  Никогда не затуманятся нетерпением их фиолетовые зрачки. Никогда больше бессмертные Казановы не набьют себе синяков, обрушившись вниз золотыми дождями. Лебеди не повторят  жаждущими  телами соблазнительные  изгибы  чужих жён.  Муравьи, очертя голову,  не  полезут в воду, добиваясь  нереид.   
Не родятся герои, которые с одинаковой лёгкостью крали золотые руна, цариц и богинь. С одинаковой лёгкостью блюли и нарушали законы отцов, дедов и прадедов. По- семейному. Папка всыплет. Дед пожалеет. Дело- то, житейское.

А на деле теперь приходилось строить демократию. Общество людей, обязанных участвовать в управлении государством. Напрямую. Без делегирования полномочий. А полис обязывался служить народу, дававшему ему деньги на функционирование и самосохранение.  Как мне  думается,  люди и чиновники одинаково представляли себе,  что такое общественный договор…
 Можно много говорить о несовершенствах той демократии,  абсолютно  забывая время её появления. Грубо говоря, не из опыта ли гражданских войн, описанных Гомером, выросла греческая демократия?
   Демократия- власть рабовладельцев. Встретилось не так давно.  Немножко о рабовладельцах периода первоначальной чистоты.   Родилась  демократия   в Спарте. Видимо, оттуда  её афинская сестра  унаследовала аскетизм, который можно поставить в пример  всякого рода подвижникам.
 Законодателем может быть только гражданин. Гражданином может быть только тот, кто отдал Родине  несколько лет жизни в рядах вооружённых сил. Рождение на территории определённого полиса не было единственным условием гражданства.  За невыполнение гражданского долга человека лишали гражданства. Звыняйте  за повторения, но очень хочется подчеркнуть идеологическую накачку того общества.
 Не радовала людей перспектива лишения  гражданства.  Вспомним Сократа, который мог бы эмигрировать, а не пить цикуту. Философ. Солнце светит всем и везде одинаково. Однако.
Ещё о Сократе. Его знаменитый ученик, историк, военный жутко ненавидел демократов, по его мнению, виновных в возникновении гражданской войны в стране.  Ничто не новово под Луной-
 Nil novi sub luna (ниль нови суб люна.
И очень не прилично, вызывающе было отличаться от остальных, демонстрировать свою инакость.  Так было в Греции. Это вошло в абсолют в  республиканском Риме.

Сразу  закончим с «рабовладельческой»  демократией.   От греков и этрусков  римляне  унаследовали фалангу.  Фаланга сама по себе порождение патриархального образа жизни.  Позвали Челентано, всем миром навалились, массой продавили, а там, как бог пошлёт.  Никакой техники, никакого  искусства, никакой специализации. Никакой дисциплины. Нет. Видимо, тут звали Депардье.
Римляне тупо держались за фалангу до тех пор, пока Карфаген не «настучал им по башке».  Вот тогда поумневшие головы принялись совершенствовать приёмы, придумали стратегию и тактику, помешались на муштровке. Покончили, так сказать, с пережитками.

 Ещё. Существует  западный административный документ времён до появления знаменитого Пути из варяг в греки. Международная торговля шла где- то в Моравии. В том документе упоминаются купцы русы. Их основными товарами были пенька, смола, мёд, мех, рабы. Купцы - русы  так активничали,  что существовала некая денежка, принадлежавшая только им, имевшая права, равные европейской валюте.

Что там у нас по отсутствию рабовладения у славян?  Уточню. Русам мы близко не были нужны, пока торговля шла кружными путями. Хорошо. Русы - не славяне? Родноверы доказывают,   Рурики спасли Русь от истребительной торговли славянскими рабами богопротивными хазарами. А тут сами торгуют.
 Ещё говорят, в  славянских хозяйствах     рабы были на положении детей. Детьми торговать можно… Логика в стиле «Берегись автомобиля».  «Это- нога того, кого надо, нога».

Всё у нас было. Патриархальность не отменяет рабства. Рабовладелец может быть  истым демократом.  Жизнь полна импровизаций, мы очень мало знаем. Судим о  нравах,  близких к Сотворению мира по меркам, как минимум, девятнадцатого века.  Возвращаемся.

 Полицейскими  или милицией…  Встречала оба названия.  Полисы нанимали для выполнения  данных  обязанностей скифов.  Жители Греции   были «жуткими»  шовинистами. Все не они -  варвары. Бормочут себе что- то. Всё равно, кто. Египтяне, чьи цивилизационные достижения оценивались правильно и с уважением.  Скифы, чьё отношение к чести и верности вызывали у греков священный ужас.  Персы,  армрестлинг,  с которыми - отдельная песня.
Закономерный вопрос. Отслужившие скифы могли домой вести не только живых и каменных баб,  деньги, украшения? У Афанасьева в сборниках народных сказок есть вот такая история. Главный герой попадает в дом к одноглазому Горю- Злосчастью. После ряда  не  самых удачных  попыток выбраться из помещения, человек долотом и стамеской выбивает  спящему Злосчастью единственный глаз.  Что- нибудь напоминает?
 Мне, благодаря куче странных подробностей,  это представляется  попыткой  начинающего  рассказчика перевести и передать   оригинальный текст.  О Думах тоже можно поговорить. Вопрос об алфавите, грамотности, едином источнике знаний европейских народов решается как- то сам.

Пришли иные времена. Рим изначальной чистоты идей.  Слуга народа -   рабовладелец,  имеет дом, в котором есть помещение для приёма посетителей.  Есть внутренний дворик, в котором   Слуга может отдохнуть с близкими.
 Межкомнатных дверей нет. Лишней мебели нет. Едят- пишут лёжа. Столы есть, но за ними не заседают.  Пара полок для книг.  Чтением себя не мучили. В основном, то было нечто   юридическое.   Одежда- тога, представлявшая из себя овальный кусок  грубой  светлой ткани. Туника  выше колен с короткими рукавами. Сандали, знаменитые калигулы.
 Не дайте  боги  надеть что- нибудь потеплее или подлиннее. Дурной вкус. Нельзя так открыто демонстрировать  болезненность или лишние доходы, позволившие  дополнительные сантИметры  одежды.
 Яркое, пятнистое - принадлежность к другим   слоям. Еда - самая скромная. Злаковая похлёбка,  свинина.  Разбавленное вино пили, скорее, как лекарство, чем как алкоголь. Рим стоял и стоит  на малярийных болотах.
Каждый год Законодательное собрание собиралось для того, чтобы создать орган, ответственный за осушение болот. Вопрос не был решён. Не хотели и боялись обидеть местных речных богов.
   Император Август, будучи  человеком слабого здоровья,  зимой надевал несколько туник. Бани - место, где мылись и проводили досуг одновременно простые граждане и императоры. Задокументировано.
Смутное подозрение -  движущей силой, инициаторами  завоеваний Рима были простые граждане. Много доходов шло в казну и карманы чиновников, но дело продумывалось  удачно, с выгодой для всех. Чем активнее внешняя политика, тем богаче граждане Рима.
 Самомнение аховое. Участие в политической жизни зашкаливает. Поддержка Власти близка к материнской, ибо сам выбрал - сам  отобрал. Переплетение интересов рабовладельческой верхушки и свободных граждан на уровне переплетения сосудов сиамских близнецов.

Такое могло быть, говорят, что формировалось,  у нас. Когда смотришь архивные кадры первых парадов Советов,  даже веришь в это.  1922 год. Красная площадь, по брусчатке, которой идут былинные витязи в шинелях до пят. В будёновках.   Трое.  Легендарных.  С измождёнными, иконописными лицами.
«В комнате двое.
 Я
 и
 Ленин».
Могло быть…

 Немного о рабах,  в обязанности которых входило протирание пылюки с  двух  хозяйских полок.  Сами римляне, как и греки, считали ниже своего достоинства работу по найму. До такого явления ещё надо как- то развиться.  И вообще, рабы стоили денег. Обуть, одеть, накормить. Раб, рождённый в доме, с младости знал,  кто в нём хозяин.
 Рабы тусовались на многочисленных театральных представлениях и в банях, куда входили за минимальную плату. Частенько посещение бань объявлялось бесплатным. Все - для народа, во имя народа. Лишь бы не хватались за булыжники. Самым страшным наказанием для раба была отсылка провинившегося  в деревню.  Там надо было работать.
Так как в доме рабовладельца не было дверей, частенько заговоры против власти заканчивались, едва начавшись.  Если в доме погибал гражданин Рима,  казнили всех рабов,  оказавшихся с погибшим под одной крышей в момент покушения.
Первые небоскрёбы, первые доходные дома.  Юриспруденция,  принципами которой пользуемся и сейчас. Первые женские демонстрации. Положение римских матрон, близкое к сакральному почитанию.
Матрон не били. С мужем, не совладавшим с эмоциями, выбросившим жену в окно, разобрались  по- семейному. Собственная бабушка принесла несчастному кинжал для самоубийства. Конкретный случай.
 Искусство, военное дело, архитектура, многокилометровые акведуки, способные работать и сейчас. Над землёй они идут только там, где невозможно пройти в горной породе. Тоннели с водой украшены плиткой, лепниной.  Даже там, где не залезет заказчик.
 Кто строил их? Рабы. Которые,  по определению не способны на созидание. Плохо едят. Мало спят. Страдают от болезней и постоянных избиений. Угнетены так, что постоянно ломают свои орудия производства. От недосыпу и плохой пищи не в состоянии понять, что,  как делать.
 Насосов нет. Расчёт. Огромные отопительные системы роскошных и разнообразных бань. Пепел рабов,  обслуживавших их,  до сих пор лежит в колумбариях Рима.
 Профсоюзы гладиаторов. В самом начале   граждане Рима довольствовались реками крови и горами  трупов на аренах боёв. Вкусы становились прихотливее.  Искусный гладиатор - опытный гладиатор. Специальные школы, врачи. Статус, позволявший  ветерану выйти на волю.
Сформировалась особая мораль, этика, принципы поведения, отношения к жизни.
Опального аристократа приговаривали к самоубийству.  Он шёл в общественную баню,  ложися в ванну, распоряжался открыть себе вены и диктовал писцу мысли, снизошедшие  на умирающего в этот момент. От завещания до законодательного акта.  Предсмертный бред не записывался.

Может быть, и у нас формировалась подобная эстетика? …
Рим неисчерпаем.
 А начиналось всё с разбойничей шайки во главе с Ромулом. Тут, под будущей столицей мира он и кучковался. Приличных женщин не было, а хотелось. Пригласили на пир соседей.  Когда гости- мужчины перепились, отец- основатель римской цивилизации со товарищи выкрали их жён, подруг,  сестёр. Волне вероятно,  предпочтение отдавалось симпатичным девицам и молодайкам. Назвалось сие мероприятие Похищением сабинянок.
Когда мужчины проспались, началась война.  Пока разговаривали, выясняли отношения, собирали друганов и союзников, многие сабинянки успели обзавестись потомством.  Женщины с детьми на руках встали между мужьями и родственниками.  Мужчинам пришлось договариваться. Началось оформление римской государственности.
Не сразу, но понадобилась красивая легенда об истоках,   отцах- основателях.
Наверняка,  был конкурс.
 Государственный заказ.
 Вергилий. «Энеида».