1. Встреча

Светлана Грачёва
            Сказки бабушки Марии, или Сказания о светлооких богах


       1
       ВСТРЕЧА

     - Раскинулось в неведомом просторе море-океан. Отец всем морям-океанам. Посреди того моря-океана стоит остров Буян, а на том острове – расчудесный белокаменный дворец. Не человеком построенный – значит, и жить в нём не людям, а тем, кто выше и умнее их, – светлооким богам, – сидя на диване в зале, начала рассказывать стройная женщина, на вид  лет пятидесяти с небольшим, ещё моложавая, со счастливым блеском в глазах.   
     В светлый зал уютной трёхкомнатной квартиры вихрем влетела миловидная девочка лет тринадцати, в рваных джинсах и белом топике, облегающем тонкую талию. По худым девичьим плечам разметались длинные колорированные волосы. Следом за девочкой тянулся тонкий аромат сладковатых духов. Она подбежала к стенке, резко рванула на себя дверцу шкафа над встроенным телевизором и стала нервозно рыться в белье. Ничего не найдя, закусила верхнюю губу. Девочка не обратила внимания на сидящих на кожаном диване бабушку Марию, приехавшую погостить к родным на «недельку», и шестилетнюю сестру Вику. 
     - Что ты ищешь, Карина? – прервав свой рассказ, спросила бабушка.
     - Да мать должна была деньги оставить. Я её просила оставить, а она, как всегда, забыла. Как я теперь пойду на днюху? – Беспомощно опустив руки, Карина готова была заплакать.
     - На «днюху»? А что это?
     - День рождения, бабуш, – раздражённо отозвалась старшая внучка.
     - Сколько тебе нужно? Может быть, я смогу тебе помочь?
     - Да чем ты поможешь? – не решилась назвать сумму раздосадованная девочка, но быстро передумала: – Хотя бы пять тысяч сможешь дать?
     - Я тебе помогу, помогу, – медленно вставая с дивана, благодушно сказала бабушка. – Как не дать денег любимой внучке?
     Карина заметно повеселела и пощекотала егозу Вику, которая, радуясь вниманию со стороны старшей сестры, завизжала, спрыгнула с дивана и побежала, оглядываясь, в спальню, куда ушла бабушка. Думала, что старшая сестра начнёт с ней игру в догонялки. Но у Карины не было настроя на игру с сестрёнкой.
     - Вот, возьми, – протянула пять тысячных купюр бабушка, выйдя из спальни вместе с маленькой попрыгуньей.
     - Ну, хоть что-то, – обрадовалась внучка нежданному подарку. – Спасибо, Мария Владимировна. Вы настоящий друг! – И чмокнула «друга» в пухлую щёку, покрытую мелкими морщинками.
     Мария Владимировна засмеялась тихим добрым смехом и ласково посмотрела на убегающую внучку:
     - «Хоть что-то»? Для меня это четвёртая часть пенсии.
     «Какая красавица выросла, – подумала бабушка. – Я со своей школой и не увидела, как выросла Карина. Но теперь я уже не работаю, поэтому буду почаще приезжать».
     - Бабушка, бабушка Мария, расскажи дальше про дворец, – младшая внучка дёргала за рукав задумавшуюся родственницу, которую видела первый раз. Мама вчера, смеясь, сказала, что Вика видит бабушку Марию второй раз, просто не помнит этого: первая их встреча состоялась шесть лет назад, когда Вику привезли из роддома.
     - Да, да, – встрепенулась Мария Владимировна. – Ты помнишь, на чём я остановилась?
     - Ты сказала, что дворец белокаменный для богов кто-то построил, – с удовольствием напомнила Вика. – Стоял дворец на острове Буяне.
     - Вот молодец, Викуся. Всё запомнила. Значит, внимательно слушала.
     - Да. Очень внимательно, – отрывисто произнесла Вика и подпрыгнула на упругом диване.
     - Тогда слушай дальше, – Мария Владимировна погладила по голове Вику, и непоседа, потерев ладошки от предвкушения интересной истории, прижалась к мягкому тёплому плечу «новой» бабушки. Подняла на неё пытливые глаза. – Жили на острове Буяне в расчудесном белокаменном дворце светлоокие боги…
     - А какие они были? Добрые или злые? – вытянув шею, прервала внучка бабушку. 
     - А ты послушай, не сбивай с толку, – с мягким укором сказала Мария Владимировна и снова погладила девочку по белокурой голове. – Все светлоокие боги были детьми главного бога, которого звали Сварог. Написал этот бог своим детям на алатырь-камне законы, как жить им нужно правильно, и сбросил с седьмого неба на остров Буян. Стали дети Сварога жить по этим законам, чтобы не наказал их отец.
     - Богов тоже может наказать их папа? –  часто заморгала внучка.
     - Конечно, у всех есть папа, даже у богов. И он может наказать, если дети себя плохо ведут, – серьёзно ответила бывшая учительница.
     - А боги слушались своего папу Сварога?
     - Да, потому что он был очень строгим отцом, следил за порядком.
     - Чтобы… чтобы во дворце было чисто? – пыталась догадаться Вика.
     - Не только во дворце должно быть всегда чисто, но все дети должны выполнять свои обязанности. У каждого из детей Сварога были обязанности. Понимаешь? Дети обязаны были выполнять то, что сказал им отец, – кивнула бабушка и, нагнувшись, поцеловала девочку в курносый носик.
     Вика широко открытыми глазами смотрела на новую бабушку (вот бабушку Тамару она видела часто), видимо, думая о чём-то своём. Она не засмеялась, не начала озорничать, как обычно, а вдумчиво, по-взрослому, сказала:
     - А Карина не выполняет, что говорит ей папа, – девочка бережно разгладила ладошками на коленях короткое синее платьице. – И маму не слушается. Ей мама и папа не дают деньги, потому что она их проматывает. Она иждивенец, а тратит столько, как будто зарабатывает больше родителей.
     Мария Владимировна сразу поняла, что Вика повторяет слова родителей. Видимо, дела обстоят в семье сына не очень хорошо. От этой мысли женщина вздрогнула. Озадаченно спросила Вику:
     - А что же папа говорит Карине?
     - Он ей не разрешает проматывать деньги в кабаках, а она всё равно туда ходит со своими непутёвыми подружками. Папа очень ругается с Кариной. Карина кричит, как резаная.
     - А мама что?
     - Мама плачет, когда Карина кричит. У неё голова раскалывается в этом сумасшедшем доме. – Вика прижалась к бабушке хрупким тельцем и начала быстро шептать, как будто боялась, что кто-то невидимый её подслушает и выдаст старшей сестре: – Бабушка, зачем ты дала Карине деньги? Папа будет тебя ругать. Карина тебя обману-ула.
     - Почему обманула? – так  же шёпотом спросила обескураженная гостья.
     - Обману-ула, – продолжала Вика опасливым шёпотом. – Ей мама деньги не обещала. Она тебя обманула. Бабушка, что же ты наделала? – Вика, как старушка, всплеснула руками и схватилась за голову.
     - Что? – совсем расстроилась Мария Владимировна. Счастливый блеск в её глазах сменился тревогой.
     - Она теперь не придёт домой, пока твои деньги не кончатся, – потрясла пальцем Вика, как делают взрослые, когда читают наставления детям. – Папа с мамой снова будут её искать.
     - Та-ак. Я думала, что всё хорошо да ладно, – озвучила бабушка устоявшееся за предыдущие годы собственное утверждение. И встрепенулась: – А как же школа? В школу она ходит?
     - Нет, бабушка, – вздохнула Вика, – не ходит она в школу.
     - А я-то по-человечески хотела внучке помочь, давно её не видела, – уже сама с собой говорила Мария Владимировна. – А она меня вот так… как чужую. Такие у вас... Дела-а, – протянула она.



     12 февраля 2019 года
     Светлана Грачёва
     Воскресенск