Меня не убьют в этой жизни - 6

Евгений Дряхлов
                3
  -  Зачем  она  сказала  это,  «когда  меня  не  станет»?  Сколько  их  может  быть,  этих  бесконечных  потерь?
   Я  завтракал,  когда  принесли  телеграмму.  Девочка-подросток  протянула  ее  через  порог  и  сказала  «Распишитесь».  Я  расписался.  Развернул  телеграмму  и  упал  в  кресло,  холодная  звенящая  пустота  попыталась  оградить  меня  от  понимания  текста,  но  он  уже  яростной  болью  выжигал  мозг – Приезжай.  Леня  умер. - 
  Долго-долго  сидел,  пусто  глядя  в  окно,  в  голове  только  бездумная  яростная  боль.  Когда  сердце  заледенело  и  сжалось  в  мертвый  комок,  понял,  что  надо  вставать.  Позвонил  на  работу,  взял  три  дня.  Переоделся,  закрыл  дверь  квартиры,  пошел  в  гараж,  хотел  побежать,  но  не  мог.  Сел  в  машину  и  помчался,  почти  не  видя  дороги.  Обгонял  одну  машину  за  другой,  машинально  переходя  с  одной  передачи  на  другую,  торопился,  мне  хотелось  удостовериться  в  том,  что  все  это  не  правда,  не  может  быть  правдой.  Уже  через  три  часа  вместо  обычных  четырех  я  был  перед  их  небольшим  бревенчатым  домом,  у  калитки  несколько  незнакомых  мужиков.  Стоят  курят.  «Значит,  все  правда». Страшно,  больно  заходить,  но  чтобы  не  зайти,  надо  самому  умереть. Леня  лежал  в  большой  комнате,  в  гробу  на  трех  табуретках.  Три  незнакомые  женщины  сидели  в  стороне  и  неузнаваемо  смотрели  на  меня.  Меня  здесь  давно  забыли.
  Леня  не  изменился,  был  таким  же,  что  и  полгода  назад.  Мы  с  ним  сидели  на  кухне,  закусывали  еще  тети  Люсиными  огурцами.  От  печки  тепло.  Мы  размякли,  у  него  на  глазах  слезы,  он  их  держит,  не  пускает,  мужик  все-таки,  да  и  молодой  еще,  совсем  молодой.  Не  я  его,  он  меня  успокаивает,  знает,  что  люблю:
  -  Ты,  Кольша,  не  расстраивайся  за  меня,  я  еще  поживу.  Надо  мне  жить.  Обязан.  Пусть  дети  до  конца  повзрослеют.
  Не  сдержал  слова.  Конечно,  я   знаю,   почему  он  умер,  тоска  и  любовь  убили  его.  Я  сел  рядом  с  гробом,  положил  голову  на  грудь  Лёни,  и  меня  прорвало,  как  будто  все  слезы,  скопившиеся  во  мне  за  все  последние  годы,  дождались  своего  часа.  Заплакал  горько,  печально:
  -  Что  же  ты,  Лёня!  Как  же  ты  мог?  Как  же  я  теперь  без  тебя?
  Слезы  откровенно  лились  при  посторонних  людях,  а  я  и  не  пытался  их  остановить.  Мне  не  зачем  их  прятать,  я  плакал  и  о  нем  и  о  себе. Кто  кроме  меня  может  понять  это?  Он  бы  понял,  но  я  на  его  груди  плачу  и  его  больше  нет.  Вместе  с  ним  ушло  мое  детство,  моя  юность,  да  и  моя  взрослая  жизнь,  которую  я  во  многом  делал,  чтобы  порадовать  его.  Чтобы  он  мной  гордился.  Мне  этого  очень  хотелось. Он  был  мне  вместо  отца,  он  был  всегда  рядом  со  мной,  с  тех  самых  пор,  как  себя  помню,  с  пяти  лет.  Помню,  как  мы  лежали  на  дне  большой  плетеной  корзины,  стоящей  на  телеге,  которую  неторопливо  тянул  бык  к  болоту  за  торфом.  Мы  лежали  и  смотрели  на  небо,  Леня  о  чем-то  думал,  погрызывая  соломинку,  ему  пятнадцать  лет.  А  я  тогда  еще  не  о  чем  не  думал,  просто  смотрел  на  небо,  мне  было  хорошо,  иногда  я  засыпал.  На  следующее  лето  ему  дали  лошадь,  и  он  все  лето  возил  дрова  в  поселок  из  леса.  По  песчаной  дороге,  среди  берез,  кленов  и  дубов,  мы  уезжали  на  телеге  в  лес  километра  за  три.  Там,  на  поляне, стояли  штабеля  березовых  дров,  заготовленных  кем-то  зимой.  Леня  высокой  горой,  в  три  ряда,  складывал  дрова  на  телегу,  и  привязывал  их  веревкой,  а  я  собирал  и  ел  лесную  клубнику,  густо  растущую  на  поляне.  Потом  он  присоединялся  ко  мне,  поев,  ложился  на  живот,  я  рядом.  Лежали  и  смотрели  на  желтое  пшеничное  поле  там,  на  краю  леса.  Обратно  он  сажал  меня  на  самый  верх.  Сам  шел  рядом  с  лошадью  босиком  по  прохладному  в  лесу  песку,  время  от  времени  предупреждая  меня  о  том,  чтобы  я  наклонял  голову  от  веток  берез,  нависших  над  дорогой.  Оттуда,  из  детства,  появилось  у  меня  это  чувство  родства  с  ним,  и  не  только  потому,  что  он  был  мне  дядей,  но  и  потому,  что  мы  с  ним  одинаково  дышали  радостью  жизни.  Может,  поэтому  мне  так  больно,  как   не  было  много  лет.  Не  осталось  никого,  кому  можно  открыться,  рассказать  всю  правду  о  себе,  всю,  без  оглядки,  больше  никто  так  не  поймет.  Теперь  я  старший  в  роду,  хотя  и  не  по  возрасту.
   Во  дворе  сидел  потерянный  Андрей.
 - Как  же  так? – спросил  я  его.
 - Как  же  так?  Это  ведь  и  мой  вопрос.  Как  же  так?  Приехал  позавчера  и  все  вроде  нормально,  только  взгляд  какой-то,  вроде  здесь и  не  здесь. Но  ведь  давно  уже  так.  Вчера  маме  был  год.  Сходили  на  кладбище,  он  со  слезами  в  глазах  стоял,  но  тихо,  без  слов.  Вернулись,  сели  за  стол,  так  небольшие  поминки.  Папа  сказал,  что  ляжет,  полежит  немного,  лег  на  кровать  тут  же,  в  комнате.  Ну  мы  выпили,  как  водится,  негромко  разговорились,  о  маме  вспоминали.  Об  отце  забыли,  решили,  что  уснул.  Вдруг  как-то  все  затихли,  посмотрели  на  него,  я  подошел,  дотронулся,  а  он  уже  не  здесь.  Дикая  боль!  Непонятность  происшедшего. Как  же  так?  Весь  год  он  провел  в  тоске,  хотя  и  не  подавал  виду.
   Алексей  любил  свою  Людмилу,  любил  беззаветно,  преданно,  в  мире  не  было  и  не  могло  быть  другой  женщины  кроме  нее.  Ну  не  существовало  их  больше.  Фамильное  это  у  нас,  потеряв  любовь,  мы  словно  теряем  опору,  фундамент,  на  котором  стояли  в  жизни,  приобретаем  пустоту,  ее  не  возможно  заполнить  ни  чем. Это  я  не  тогда,  потом  понял,  когда  уже  зрело  стал  оглядываться  на  жизнь,  когда  бесконечно  длинными  ночами    лежал  на  своей   постели  и  перебирал  в  памяти  всех  тех,  кто  оставил  меня  здесь,  на  земле,  в  этом  бескрайнем  одиночестве.  Он  не  был  безупречным  хозяином,  не  все  горело  у  него  в  руках,  не  все  он  нес  в  дом,  не  было  у  него  больших  заработков.  И  все  равно,  он  правильно  жил,  жил  душой,  они  любили  друг  друга,  и  в  их  доме  было  тепло.  Каждый,  кто в  него  заходил,  чувствовал  это. Тяжело  было  только  тогда,  когда  случались  житейские  размолвки,  и  жена  тихо  говорила  ему – Эх  ты,  Алеша! –