Не лгите себе

Лана Милус
Однажды ко мне обратилась молодая женщина, мама 8-летней девочки, с просьбой помочь понять, как ей общаться с ребенком. Первую встречу всегда провожу без детей, т.к. необходимо  понять, что из себя представляют родители, отношения в семье. И этот раз не был исключением.
Разговариваем с мамой, и я понимаю, что тема, над которой я бы поразмышляла – это вовсе не тема отношений с ребенком, хотя и об этом нужно, но позже, когда с девочкой познакомлюсь.
А сейчас вот о чем (имена изменены):
- Игорь пришел в нашу жизнь, когда Вике было 6 лет, - рассказывает Ирина.  – Познакомились в интернете. Знакомство было сложное. Много говорили по телефону, потом встретились, потом опять телефон, потом он исчез на три месяца, я опять зарегистрировалась на сайте, и он появился вновь.  И вот мы уже 2 года вместе. Нет, мы не женаты и даже не говорим об этом, но мы вместе. Игорь живет у нас. Свою квартиру сдает (это наше совместное решение ). И знаете, у нас все хорошо. И Вика его приняла.  Сначала, правда, ревновала меня, но потом как-то перестала. А сейчас вот как будто ЕГО проверяет. Вы знаете, какие-то реплики может отпустить в его адрес. Например, недавно вот сказала неуважительно как – то, даже, я бы сказала, вызывающе:
- Подвинься, чего развалился на нашем диване?
Я была в шоке. Вывела ее в соседнюю комнату, отчитала. Хорошо, что у Игоря хорошее чувство юмора: мы заходим в зал, а он говорит дочери:
- Коврик мне постели, я буду у твоих ног лежать, диван охранять, чтобы никто и подумать не мог лечь на него.
Посмеялись. И на этом как будто все и закончилось. Но я – то чувствую, что  дочь как-то по-другому стала относиться к Игорю.
- А Игорь как относится  к Вике? – спрашиваю.
- Нормально. Вы знаете, он ее не поучает, никаких нравоучений нет, они вообще по-дружески общаются. Она смело может обратиться к нему, он ответит, поговорит. Никогда не скажет «отстань». Не нагрубит. Мы вообще не ругаемся. Это правда.
- ОК… А как окружающие, родственники относятся к Игорю?
- Да тоже нормально… Вначале,  наверное,  присматривались … А сейчас уже как-то все в порядке вещей: мы вместе.
- Может быть, Ваши родственники что-то говорят о нем Вам в присутствии девочки?
- Да нет… Ничего такого. Он, правда, очень хороший. Ну, я не знаю, стоит ли об этом говорить? Это никак не касается дочери. Просто последнее время мама, сестра, подруга стали все чаще и чаще поднимать вопрос о том, что Игорь не дает мне деньги.
- Что значит не дает? Он живет на Вашем иждивении?
- Да нет, что Вы? Он работает, у него неплохой заработок. Он, правда, алименты платит детям от первого брака. Но это на нас никак не сказывается. Он всегда покупает продукты. Это как-то по умолчанию. Даже если мы идем все вместе в магазин, рассчитывается он. Всегда спрашивает, что купить. Все Викины прихоти исполняет, даже если я против: «да брось ты, ну хочется ребенку». Мы за эти 2 года съездили четыре раза в отпуск. И я всегда пытаюсь дать ему деньги на нас с Викой. Много я не могу дать, но я всегда  настаиваю, чтобы он мои 50 т.р. взял. Хотя бы на билеты.  Он отказывался первый раз, а сейчас уже просто берет. Но я-то понимаю, что тратит он  на нас гораздо больше.
- Т.е., я правильно понимаю, что материально Вы не ущемлены?
- Нет, конечно. Я и сама зарабатываю.  У меня достаточно клиентов. И раньше я сама содержала себя и свою дочь.  Сейчас мне стало гораздо легче.
- Скажите, а почему ваши близкие так обеспокоены тем, что Вы нуждаетесь в деньгах?
- Да не нуждаюсь я! Все нормально. Но им кажется, что он еще должен мне давать наличные. Я не знаю, как им доказать, что у нас все хорошо. Ну иногда, я, конечно, начинаю думать, что, может, и правда, надо, чтобы он мне какие-то деньги давал, что, действительно, живет у нас, что коммуналка. Но ведь мы и до него эту коммуналку оплачивали…  Поверьте, если мне надо будет что-то, он без разговоров это сделает, ну, понятно, в пределах разумного.
- Скажите, а вот эти вопросы про деньги Ваши близкие задают при девочке и обсуждаете вы эту тему при ней?
- Ну да, бывает и так…
- Вы знаете, - говорю я. – Если бы я сейчас разговаривала с Вашими тетушками, подружками и родителями, я бы сказала им довольно жестко:
Ребята, а не хотели бы вы перестать вмешиваться в жизнь этой пары? Или мне напомнить всем вам «Сказку о золотой рыбке», о запросах и о корыте??? Перестаньте искренне верить, что правда на Земле одна, и она только ваша. Позвольте вашей подруге (дочери, сестре) быть счастливой. Поверьте, она достаточно взрослая, умная и достаточно правильно воспитанная девочка, чтобы разобраться в этих отношениях.
Вам (я обратилась к Ирине) я хочу сказать следующее:
Вы большая умничка, что не ведетесь на стереотипы и авторитетные мнения (поскольку их нет и быть не может: у каждого человека и уж, тем более, у пары свои правила и нормы жизни); что включаете мозги;  что, заметив изменение поведения Вашей девочки, хотите разобраться и понять; что не пренебрегаете помощью специалистов.
Второе: раз и навсегда запретите своим близким давать Вам советы. Прямо так и скажите: «Я не хочу об этом говорить.» Сообщите им, что выслушаете их точку зрения только тогда, когда Вам это будет необходимо, когда Вы ЗАПРОСИТЕ их совета. И, если заметите, что эти неразумные люди обсуждают «взрослые» темы с Вашим ребенком, ограничьте общение ребенка с ними, даже если это родная бабушка, тетушка и т.д. (до момента, пока не будете уверены, что Вашей девочке не грозит опасность в виде искаженной и вредной информации )
Третье: никогда при девочке (и без нее тоже) не осуждайте и не обсуждайте никого!!! У каждого своя жизнь! А ребенку надо помочь сформировать правильное мнение о Вашем мужчине. Это ВАЖНО! И для правильного мировосприятия девочки , и для того, чтобы в Вашей семье была гармония.
Мы расстались, предварительно договорившись о встрече с Викой (уже давно  и с девочкой отработали, и обговорили психологические особенности ребенка и стиль поведения и взаимодействия с ним), а во мне до сих пор живет вопрос: ЛЮДИ, желающие счастья своим близким, вы действительно хотите этого ИХ счастья или для вас важнее, чтобы ваши рекомендации были услышаны и выполнены, чтобы ваше самолюбие было удовлетворено??? Только не лгите себе, отвечая на этот вопрос…