Памяти цепкие моменты

Лидия Парамонова -Фокина
ПАМЯТИ ЦЕПКИЕ МОМЕНТЫ 
Счастье в семье- у Жени родился сын Владимир. Рыжие волосики огоньком горели на его головочке.
- Ах, огонёчек мой, голубоглазый, мой золотой! - целуя нежную светлую кожу ручонок, радовалась мать. - Ребёнок перебирал ножками, ручками, улыбался, ямки появлялись на щёчках. - Ты ещё не знаешь, что рыжих два процента от населения Планеты - редкость человечества на земле.
   Рос малыш не по дням, а по часам.  Спокойно спал ночами. Родственники «рвались» увидеть малыша. Их собрали за двумя большими столами в большом зале квартиры деда, когда малышу исполнился месяц.
Женя находилась в дальней комнате квартиры и только что закончила кормить сыночка грудью. Люся - младшая дочурка двоюродного брата, прикрыла глаза руками и спросила:
- Он меня ищет?
- Люсенька, пойдём к гостям, твой братик поспит, а потом поищет тебя.
Женя заняла место за столом. Гости спрашивали о малыше. Люся продолжала крутиться возле тёти. И вдруг разговорилась:
- Ой, Женя, у него ямочки на щёчках, - воскликнула Люся, - все девчонки в садике его будут!
Взрослые оживились от детских предположений.
Люся поняла, что смеются над ней. Засмущалась и побежала в детскую комнату к старшим сёстрам, Оле и Люде. Те превратили её в  индейца, измазав зубной пастой, и от смеха хватались за животы. Ей стало обидно,  едва сдерживала слёзы. Решила навсегда уйти к взрослым. Они- то её не мазали.  Люся присела на кресло, стоящее в дальнем углу комнаты, и слушала о чём говорят взрослые.
 Женя делилась с родными воспоминаниями о том, как её родная сестрёнка Люда подошла с вопросом к Юре, мужу Жени, и спросила :
- Не угостишь конфеткой даму?
Юра протянул ей сигарету.
-  Мне не надо «сигалету». Я всё маме «лассказу». Она тебя в угол поставит.
 Взрослые опять засмеялись.
Женя вспомнила ещё один момент с Людочкой:
-  Я была взрослой. С нами жили баба Пана, мамина мать, добрейшей души человек, и бабушкина сестра- Устинья, скуповатая на ласку во всех отношениях слова.
 Баба Пана любила родных внуков Женю, Витю, Люду. При случае баловала меньших любимиц, доставая конфеты из кармана фартука, который носила поверх домашнего платья.   
Бабуся Устинья таких чувств не испытывала к деткам.
Однажды, Люда, подойдя к бабушке, заявила:
- Баба Пана, я тебе сошью сумку, а бабе Устинье не сошью.
- А зачем мне сумку? - поинтересовалась бабушка.
- Как зачем? Кусочки «собилать» …
Комната  вновь наполнилась смехом. Люсе стало тепло в этом большом зале и она забыла все обиды на сестёр.

 … Я побывала в Новокузнецке перед отъездом в Калининград. Повидалась с Валентиной Иннокентьевной -  сестрой бабушки Тони. В компании Жени и Люси провела вечер.
Жене на память пришли некоторые моменты из жизни родных, но уже младшего поколения - о внуках.
 - Маленьким Игорь был очень забавный.  С веточки смородины сорвал несколько спелых чёрных ягод. Съел, причмокивая, даже не морщился. Измазанный, со счастливым лицом предстал перед взрослыми. Потеха. Мама и бабушка улыбались, глядя на малыша, а папа  пошутил:
- Ох ты, мой художник, весь в краске.
Ранней весной на даче Игорёк подошёл к кусту чёрной смородины с зеленеющими молодыми листочками и стал крутить веточки.
Прабабушка Тоня сразу поняла причину растерянности Игорька и успокоила его:
- Ягодок пока нет. В следующий раз приедешь, увидишь их. Они вырастут, почернеют, нальются соком.
 Надо же, через полгода вспомнил о чёрных ягодках. Знать понравились.

Занимательным был у Жени с Игорьком поход в магазин.
- Бабушка, пиво то возьмём?
- Нет! -  машинально ответила Женя. И призадумалась.
А внучок раскрыл тайну «мадридского двора»:
-  А папа берёт и мама… Пять банок!
- Такие у нас были новости дня.  А Юлечка наша, - продолжила Женя с любовью рассказывать о родной племяннице, - маленькая была модницей. Дело было на даче. Взяла Юляшка дамскую сумочку и вышла погулять за калитку. Очень быстро появилась на пороге дома. Бабушка Тоня не утерпела, спросила внучку:
- Так быстро нагулялась? Что у тебя стряслось?
- Губы то я не «накласила». Что пойду, как «дула»?
 
Мы с Люсей смеялись над ответом Юли.
Я не удержалась вставила реплику и вопрос: 
- От горшка два вершка, а губы накрасить надо. Интересно, как в интеллигентной семье завелось слово «дула»?
  Женя вспомнила единственный случай, когда её папа, Дмитрий Филиппович, тактичный  воспитанный человек возмутился и в сердцах вынес вердикт родному сыну и племяннику жены:
- Виктор Фокин - дурак номер один, а Геннадий Орлов- дурак номер два.
Причина негодования- оба бросили институт и остались с незаконченным высшим образованием. Этого папа им не простил до самой смерти. Он любил своих детей. Был внимателен к их учёбе. У меня размер стипендии был двадцать девять рублей.  Не разживёшься на такие средства. Папа обязал маму в день его зарплаты отправлять мне в Томск триста рублей. За это я благодарна ему всю жизнь.

 Тут я вспомнила, как в детстве услышала из разговора мамы с отцом некий факт о маленьком Володе. 
Женю и Юру беспокоила его затянувшаяся задержка речи. Сына долго водили по врачам- специалистам. На одном из приёмов врач безрезультатно пытался всячески разговорить ребёнка.
- Хочу сказать, - врач тяжело вздохнул, - тяжёлый случай. Ребёнок трудный.
И тут Володя вылепил, да так чисто:
- Ничего не трудный! Самый обычный мальчик!
Все опешили.
После возникшей паузы врач обратился к своему маленькому пациенту:
-  Что же ты, Вовочка, молчал так долго, не разговаривал ни с кем?
Наш Вова сказанул хоть стой, хоть падай:
- А что с вами, дураками, разговаривать?
Мои родители, как  Женя с Юрой, были в нокауте.
Женя призналась, что не помнит этого случая.  Не мудрено, много воды утекло за полвека.
        Я припомнила, когда мне шёл двенадцатый год, меня отправили с Вовой на улицу. Он уже ходил ножками. Гуляли у подъезда. Потом повела его за дом. Там была маленькая полянка. Вовочка отходил по травке в сторону от меня.  Я, чувствуя себя очень взрослой, строгим голосом требовала вернуться:
- Иди ко мне быстрее, а то уйду, -  поворачивалась к нему спиной, делала два-три шага в сторону дома. Володя бежал ко мне. Я, чувствуя себя нужной этому крохе, «распахнув» руки, захватывала его в крепкие объятия и кружила. Мы заливались смехом.

Люся поделилась своим случаем из своей жизни.
-  В детском садике размазывали три ложки манной каши по тарелке, положив, как кошке: «Ешь, Людочка!» А что там есть?
Вот я и заявила:
- Лиспитательницы себе варят пельмени в маленькой кастрюльке, а нам нет!
Нас же много…

Нам было весело втроём. Всё же надеялись, что у  Вити снизится давление и  он подъедет.  Чуда не случилось.
Душевная встреча, смех, шутки, тёплые воспоминания о родных грели наши души.  Память- помощница при  встречах служила нашему настроению.
  Теперь я далеко от Сибири. 
Тепло встреч согревает меня в минуты одиночества.