Импровизации без сюжета

Пётр Вакс
(городские сказки)
1.
Мой старый смартфон работает ночником, такое у него теперь предназначение.
– Слышу плохо потому что, – объясняет он присутствующим. – И говорю неразборчиво.
Присутствующих немного: тени на потолке, шелест шторы, тихий сквозняк и сны в красном чемодане.
– Только не ночником, – возражает смартфон. – Я осветитель в театре.
Да, уважаемая профессия, ведь искусство освещения помогает остальным искусствам. В настройках я отключил спящий режим, и теперь экран светит своим зеленоватым светом до утра, разгоняя мрак.
– Да будет свет! – говорит осветитель.
И приглашает присутствующих играть свои роли в театре.
– Мы уже и так играем, – возражают они. – Каждый свою роль.
Засыпая, я думаю о том, что это театр сплошных импровизаций, ведь роли не написаны. Каждый поворот сюжета неожидан и для артистов, и для зрителей. Хотя это всё одни и те же присутствующие. Да и сюжета никакого нет.
То ли тихий сквозняк меня утянул, то ли шелест штор отвлёк внимание – не знаю, это потом следствие разберётся, – но я попал в зазор между снами. И оттуда увидел в полумраке нескольких слонов на большом, как площадь черепаховом панцире. У каждого в хоботе был смартфон.
– Фейсбук читаем, – пояснил ближайший слон. – И переписываемся в мессенджере друг с другом. Двигаться-то нам нельзя, чтобы груз не ронять. Но и пообщаться охота.
– А с черепахой разговариваете?
– Редко, она всё время спит. Плывёт и спит.
Соседний слон медленно вздохнул и добавил с некоторой обидой:
– Даже лайки нам не ставит.

2.
Всю ночь у двери в дом стоял человек.
И не просто стоял.
Он метался из стороны в сторону, всплескивал руками, умолял о чём-то, хватался за голову, что его не понимают.
Изнутри его было видно сквозь стекло двери.
Иногда он ненадолго замирал, собираясь с силами, а потом начинал сначала.
Конечно, очень хотелось впустить его и успокоить.
Только как?
Это ведь просто бешеный ветер треплет листья фикуса или пальмы, кто там их разберёт в темноте.
Даже когда это понимаешь, всё равно невыносимо хочется впустить того, кто так просит.
Но не получится.

3.
Один человек был странный.
– Много о себе воображаешь! – говорили ему.
А он и правда воображал. Только не о себе. Воображение у него такое.
– Нужно запустить ночные маршрутки, – сказал он.
– Зачем?
– Чтобы подбирать опоздавших. Развозить по домам.
В другой раз он опять задумался. «О чём на этот раз?» – спросили его.
– Придумал человека. Такого, которого спрашивают, как быть, и он отвечает. Потом сворачивает за угол. Все побежали его догонять – а его уже там нет. Исчез. И так каждый раз: за угол, и исчез.
– Почему?
– Чтобы не благодарили.
Вот так он и жил. Придумывал насекомых, которые топают, как слоны. Или бинокль, в который если наблюдаешь издалека за людьми, то всё понимаешь, что они говорят.
Его удивляли слова.
– Рябиновки, – бормотал он, глядя на птиц, – клюют рябину. А голуби? Голубику, что ли?
Просил не разговаривать громко. Ведь от громких голосов цветы на подоконнике вянут.
– Ты неправильный, – сказали ему.
– Потому что я исключение, нужное, чтобы вас подтверждать, – ответил он.
А потом свернул за угол и исчез.