Докиевская Русь-12

Осипов Виктор
    
         Подтверждает мысль о том, что русы занимали земли до Западного моря, то есть до современной Атлантики, и древнееврейский документ «Иосиппон», хронограф середины X века. Вот что пишет известный современный профессиональный историк Петрухин В.Я. в работе «Начало этнокультурной истории Руси IX-X веков»:
         «В 50-х гг. XX в. Н.А. Мещерский обратил внимание на чужеземный источник легенды об Александре Македонском в Ипатьевском списке ПВЛ, который не был известен А.А. Шахматову. Этим источником был еврейский хронограф середины X в. "Книга Иосиппон", составленный в южной Италии [см. Флюссер, 1978 - 80; Голб, Прицак, 1981. С. 87-89]. В основу хронографа был положен созданный в IV в. латинский перевод "Иудейских древностей" и пересказ "Иудейской войны" Иосифа Флавия (отсюда название - "Иосиппон"). "Иосиппон" стал чрезвычайно популярен в средневековом мире: помимо собственно еврейских списков (фрагменты и полные версии XII-XV вв.) уже в XI в. известен арабский перевод. Эпизод с Александром в русской летописи считался свидетельством того, что летописцу начала XII в. был известен древнерусский перевод еврейского хронографа [Мещерский, 1956; 1957; 1958; Алексеев, 1987]. Критики Мещерского и развивающего его мысли А.А. Алексеева [Х.Лант, М.Таубе, 1988] настаивали на том, что "анекдот об Александре" читается только в Ипатьевском списке, отсутствует в ранних редакциях ПВЛ, а источник его - не сам "Иосиппон", а какая-то западно-русская ("литовская") летопись XV в. С точки зрения текстологии самой ПВЛ это замечание нельзя считать справедливым: совершенно очевидно, что в Лаврентьевском и др. списках, где нет легенды об Александре, повествование об ангелах, наводящих воинства язычников, оборвано припиской игумена Сильвестра (ср. замечания Л.Миллера, О.В.Творогова и др. - Словарь книжников. С. 341, 390-391), и целиком весь пассаж, касающийся чудес, творимых ангелами (включая и чудо с Александром), сохранился именно в Ипатьевском списке, т.е. принадлежал ПВЛ. Исследователи предполагаемого влияния еврейской средневековой литературы (ее переводов) на древнерусскую письменность упустили из виду (или не придали существенного значения) давнюю мысль любителя русской старины Г.М.Бараца (1913) о еще одном пассаже ПВЛ, составленном, по его мнению, под влиянием "Иосиппона". Еврейский хронограф, как и многие средневековые хроники, включая русскую летопись, начинается с "Таблицы народов" - описания мира и указания места, которое занимает в этом мире народ (страна), чьей истории посвящена сама хроника: в еврейском хронографе приведен список Яфетидов, где дважды упомянута Русь. Барац обратил внимание на контекст этих упоминаний. Русь отнесена в "Иосиппоне" к потомкам Тираса (Фираса), сына Иафета - так в ветхозаветной традиции (и у Иосифа Флавия - Иудейские древности I. 6.1) именовались фракийцы, а в поздней средневековой традиции - другие "северные" народы. В тексте, опубликованном А.Я. Гаркави [1874], основанном на т.н. Константинопольской редакции (изданной Брейтхаупом, 1710), на который опиралась большая часть исследователей [Мещерский, 1958. С. 133 и ел.; Творогов, 1975. С. 62 и ел.], сказано, что "Тирас - это Русиш, Бошни и Англеси, живущие по великому морю". Два этникона трактуются вполне убедительно: Русиш - Русь, Англеси - англы, третий, по Гаркави, мог обозначать боснийцев -бошняков. Однако эти три народа трудно разместить на одном море (во всяком случае, с точки зрения современной географии). Барац, сравнивая перечень народов "Иосиппона" с перечнем ПВЛ, предложил не вполне надежную конъектуру: Бошни - Шибошни - "свей". Тот же Гаркави [1874. С. 336] указал на более раннее чтение этнонима в древнейшем из сохранившихся списке "Иосиппона" - арабском переводе XI в. - Саксин — "саксы"» (выделено жирным шрифтом мною-ОВ).

         Тирас — сын Иафета. А «великое море» в данной цитате — современный Атлантический океан. Ибо в тексте «Иосиппона» указано, что в «великое море» впадают реки современные Сена и Луара (Лера): «Впадают же реки Сена и Лера в море X Океан, т.е. в Великое море».

         В данном случае нас не интересует, кто такие «бошни», для нас интересно, что «Иосиппон» располагает русь на «великом море». «Живущие по великому морю» - русы, в том числе и англы, как мы выяснили, занимали земли вплоть до «великого моря».

         Возразят, что неправильно воспроизведена цитата из «Иосиппона». Хотя воспроизведена цитата В.Я. Петрухина, давайте эту цитату покажем полностью:
«Мешех - это Саксани. Тирас - это Руси. Саксани и Энглеси живут на Великом море, Руси живут на реке Кива, впадающей в море Гурган.»

         Интересно, что «Иосиппон» упоминает и славян:
         «И Морава, и Харвати, и Сорбин, и Лучанин, и Ляхин, и Кракар, и Боймин считаются (происходящими) от сыновей Доданим, живут же они на берегу моря, от границы Булгар до Венетикии на море, и оттуда простираются до границы Саксонии, до Великого моря, они-то и называются Склави...»

         «Великое море» названо одной из границ земель славян. Никакого разночтения не имеем. Русь и славяне действительно живут от «реки Кива, впадающей в море Гурган» (на востоке), до «великого моря», то бишь до самой Атлантики (на западе).
         Видим лишь подтверждение того факта, о котором мы и говорим: огромная территория расселения славян. А раз территория огромна, на ней возможна несколько локализаций русов — и на западе, и на востоке.
         Более того, независимый исследователь Губарев О.Л. Из Санкт-Петербурга отмечает:
"При локализации родины начальной руси в Скандинавии или восточной Европе возникает еще одно противоречие. Мусульманские источники постоянно связывают Русь с Испанией. Они сообщают о набегах руси или о торговых поездках русов в Ал-Андалус. И действительно в период с 844 по 971 гг. норманны совершали набеги как на христианскую Астурию, так и на мусульманскую Андалусию. Обзор проблематики, связанной с деятельностью норманнов в Испании, приведен в статье Х. Луке. К сожалению, в ней не нашла отражения проблематика, касающаяся отождествления русов с «маджусами»- норманнами [Luque 1998].
         Дело в том что ал-Якуби сообщил о нападении на Испанию маджусов, «называемых ар-Рус». А.Я. Гаркави считал это сообщение ал-Якуби поздней вставкой. Вот что по этому поводу писал Минорский: «Историк IX в. ал-Якуби в своем географическом труде сообщает о нападении на Севилью в 229/844 г. “кораблей (народа) ал-Маджус, который называется ал Рус”… Надо заметить, что ал-Якуби сам бывал на крайнем западе мусульманского мира (Магриб) и был одним из наиболее внимательных и дотошных арабских писателей, как показывает его “История”. Одним подозрением нельзя удалить слов, стоящих в рукописи»  [Минорский 1964: 24]. Масуди и ал-Бакри также связывают русов и норманнов, напавших на Испанию в 844 г. [Калинина 2001: 202 -208].
         Есть и еще один источник, правда, упоминающий не самих русов, а «гору русов», кажется, помещая ее в Испании. Это книга ал-Хорезми Kit;b S;rat al-Ard. «Новосельцев [1965], Golden [1982] и недавно Montgomery [2008] предположили, что это может быть первое упоминание Руси, хотя ни один из них не разбирался с этим вопросом детально» [Hraundal 2009]. Новосельцев тоже отмечает, что у ал-Хорезми упомянута река Др.ус, в которой Новосельцев предположительно видит Данапрос (Днепр?), и о которой говорится, что она берет начало с Русской горы (Джабал рус), которая находится, по его мнению, в Cеверо-Восточной Европе [Новосельцев 1965: 373].
         T. Храундал отмечает, что координаты (долготы и широты), приведенные ал-Хорезми указывают, скорее на Испанию, также как названия местностей по соседству с «горой русов», такие как Logro;o, Baiona, Tolosa. А река drws или dryw, согласно сообщению вытекающая с «горы русов» это, по его мнению, вероятно, р. Дуэро, что помещает гору русов в Северо-Западную Испанию [Hraundal 2013: 58-59].
         Т. Храундал отметил возможную связь «горы русов» ал-Хорезми с «горой маджусов» Ибн Хайяна:
         ‘The Spanish scholar Anton Erkoreka suggested that “majus” in Ibn Hayyan’s work refers to Northmen, and even made a tentative identification of the mountain in question as the Sollube, which is near Busturia in the northern part of the Basque country… Be that as it may, we are still tempted to ask whether there can be a connection between Ibn Hayyan’s “mountain of majus” and Al-Khwarazmi’s “mountain of Rus”, if that is possibly how the latter should be understood?’ [Hraundal 2013: 60]6.
         6.«Испанский ученый Антон Эркорека предположил, что термин “маджусы” в труде Ибн Хайяна относится к норманнам, и даже сделал пробную идентификацию горы (“маджусов”) под вопросом как горы Sollube, около Бустурии в стране басков… Как бы там ни было, у нас возникает искушение спросить себя, нет ли связи между “горой маджусов” Ибн Хайяна и “горой русов” ал–Хорезми, и, если это возможно, то как это последнее следует понимать?» – перевод наш (Авт.)»

         Как видите, некоторые ученые ставят вопрос о соответствии между «горой Русов» и «горой маджусов». Мы же вполне конкретно отвечаем: норманны=русы, это одно и то же.

         Так что арабские и древнееврейские документы VIII и X веков рисуют нам отличную от западноевропейской историю.

         Петрухин В.Я. пишет в работе «Начало этнокультурнй истории Руси 9-11 веков»:
         «Кроме того, в науке советского периода сложилась традиция разделять историю Руси/России ("историю СССР") и историю славянства ("зарубежных славян"), что противоречит не только современной реальности, но и начальным основам русской (древнерусской) историографии и русского самосознания. Утверждение в советской историографии (с конца 1940-х гг.) представления об автохтонном среднеднепровском происхождении имени ("племени") Русь (Рос и т.п.) в VI в., как это ни парадоксально, способствовало этому искусственному разделению - исторических судеб Руси и славянства.»

          Как видите, профисторик Петрухин признается, что никто не рассматривает судьбу славянства в общеевропейском обьеме и винит в этом «советский режим». Но и  сам рассматривает историю не всей Европы, а только историю Скандинавии и Восточной Европы (под которой понимает СССР в границах 1989 г.). Следов русов в остальной Западной Европе он не будет искать под любым предлогом — не  наша епархия, западноевропэйская.

          А вот и Елена Сергеевна Галкина в работе «Русский каганат. Без хазар и норманнов» (ООО «Издательство Алгоритм», 2012) сообщает:
         «Самое раннее арабское географическое произведение, в котором упоминаются территории Юго-Восточной Европы, дошедшее до наших дней, – «Книга картины Земли» (Китаб сурат ал-ард) Мухаммада ибн Мусы ал-Хваризми, написанное между 836 и 847 гг [74 - Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского Халифата. М.: Наука, 1988. С.12].
         Ал-Хваризми отвел бурджанам такую огромную территорию в соответствии с представлениями, основанными на современных ему политических реалиях. Западнее бурджан, на территории Германии Птолемея, ал-Хваризми локализовал ас-сакалиба (славян) [82 - Das Kitab Surat al-Ard des Abu Ga’far Muhammed Ibn Musa al-Huwarizmi. S.104.].
         Так, в Птолемеевой Германии он упоминает только ас-сакалиба, в Европейской Сарматии – бурджан. Степи Азии вплоть до Волги, следуя Птолемею, ал-Хваризми делит на две «страны Искусийа», т. е. Скифии, которые у античного географа были разделены «горой Имаон» (это широко известные в античной и средневековой традиции горы, отождествляемые с Гималаями или их частью [94 - Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. Источниковедческий анализ. М., 1997. С.283]). Западную Скифию, в соответствии с ситуацией начала IX в., ал-Хваризми населяет тюрками (ат-турк), восточную – токуз-огузами (ат-тугузгуз) [95 - Das Kitab Surat al-Ard des Abu Ga’far Muhammed Ibn Musa al-Huwarizmi. S.105]».

          Как видно из этой работы, «в Птолемеевой Германии он (Ал-Хваризми) упоминает только ас-сакалиба». Никаких германских племен.

          Здесь уместно напомнить, что первоначально Германия впервые  появилась на карте как две территории  на западном берегу Рейна в 1-ом веке до н.э. В самом верхнем течении она называлась как Нижняя Германия, на самом нижнем течении Рейна — как Верхняя Германия. И лежали эти две территории вне пределов территории современной Германии.

          Вспомним, что арабские ученые следующего, IX века говорили, что «Европа, а в ней — Андалусия, славяне, Рум, страна франков, Танжер» и «Румийа, бурджан, страны славян и авар расположены севернее Андалуса...».

          А это значит, что в VIII веке государство франков располагалось на территории современной Франции (причем на незначительной площади на реке Сена) и как государство не имело никакого отношения к территории современной Германии.

          А как же многочисленные западноевропэйские источники того времени — возразят сторонники традиционной истории? Ведь западноевропэйские источники свидетельствуют, что Европа буквально заполнена многочисленными германскими племенами.

        Вновь обратимся к Е.С. Галкиной, описывающей состояние арабской нации в IX веке:
        «К середине VIII в. это единое государство включало в себя огромные пространства от Испании и Магриба на западе до Инда и среднего течения Сырдарьи на востоке, от Дербента на севере до Египта и Аравии на юге. Арабы, покорившие значительно более развитые страны, создали условия для плодотворного взаимодействия входивших в Халифат народов. Под их властью оказалось эллинистическое Средиземноморье и иранский мир. В результате сложилась новая уникальная культура, идеологической основой которой стал ислам, а государственным языком – арабский (с 705 г.). Развитие Халифата VIII–X вв. воистину поражает воображение. По проценту урбанизации мусульманские Египет и Месопотамия в то время превосходили страны Европы XIX в. В Багдаде тогда жили около 400 000 человек, строились дома в 7, а то и в 14 этажей. При династии Аббасидов за год в Багдад стекалась сумма более чем в 400 млн. дирхемов (арабских серебряных монет), т. е. около 1160 тонн серебра. Для сравнения, все поступления Российской империи за 1763 г. были в 2,8 раза меньше [20 - Сагадеев А. В. Социально-исторические предпосылки возникновения и развития классической арабо-мусульманской культуры // Ценности мусульманской культуры и опыт истории./ Russian Oriental Studies. V.5. N.Y., 1999. C. 15–16]. В отличие от христианства ислам изначально создавался как государственная, практическая религия, где нет границ между сакральными и мирскими нормами. И потому одной из важнейших особенностей культуры Халифата по сравнению с Западной Европой того же времени, пронизанной средневековой схоластикой, было широкое распространение светского, в том числе и научного знания.»

          Вопрос о незнании арабскими учеными о германских племенах не стоит. Как видно из приведенного текста, Андалусия — на современном Пиренейском полуострове, то есть арабы были соседями с современной Францией. Из многочисленных германских племен они знают только франков. А франки, как мы говорили в предыдущем параграфе — зто русь.

         Понятна позиция западноевропэйского обывателя — какой народ ни возьми в VIII-IX веке, обязательно найдется документ, на основании которого появляется подозрение, что и этот народ — русы (кроме папы Римского. И то неизвестно). Как не запаниковать — у меня в роду русские корни!
         Как известно, самые непримиримые враги — родственники.