Воспитание ума

Вячеслав Александров 2
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.

 Очерк 34. ВОСПИТАНИЕ УМА
фото автора
 
Что  свидетельствует о воспитанности наших чувств?  Разумная умеренность при их проявлении. Мало ощущать  необходимость изменения своего образа жизни, отказа от пагубных привычек, нужно чувствовать в себе  и  соответствующую силу. Бывает, что уже первые попытки осуществить задуманные преобразования оказываются не просто неудачными, но и наносят прямой ущерб здоровью. Разве может оказаться не благим намерение, например, поститься? Ещё как может. Если мы приступаем к его осуществлению, не исследовав разумом того, для чего пост необходим, и как к нему подготовиться. Многие, не обладая  опытом ограничения в пищи, имея нездоровый желудок,  вступая в длительный пост, наносят себе многократный вред. Во-первых, могут обостриться болезни, в связи с резким изменением питания. Во-вторых, может наблюдаться усиление напряжения, которое недобрым образом скажется на взаимоотношениях с близкими. Желание осуществить хорошие дела приносит не меньше горя, чем открытые злодеяния, если  действуем, не используя возможностей разума проявлять последствия деяний. «Заставь дурака Богу молится, голову расшибёт» - говорит народ, или: «Простота, хуже воровства».  Намерения воплотить в жизнь  добрые планы, если они созрели в тёмном уме, нередко приносят в жизнь такое разорение, что не сумел бы сделать нам и злейший враг.
«Если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма?».  Когда в обществе отсутствует реальная практика воспитания разума у людей, связанная с пробуждением у них потребности проявлять выводы и умозаключения в свете совести, религиозного чувства, тогда формируется такой тип человека, который в любой момент способен потерять над собой полностью контроль. Если разум  находится в сумеречном состоянии,  и только скользит по поверхности бытия в поисках оправдания того образа жизни, которую ведёт  хозяин, то и дух его будет лишён притока естественной энергии небесных сфер жизни.  Разум тогда сохраняет нас от совершения ошибок и промахов, когда он приучен опираться в своих выводах не только на факты, открывающиеся ему во внешнем круге творения. Если все цели, преследуемые нами, находятся в нем, то мы попадаем во власть времени и страсти. Это неизбежно потому, что чем бы мы ни обладали на земле, все разрушается, всё может быть отнято, всё добывается  путём прямого или косвенного изъятия чужой энергии. Когда человек добивается своих целей не укрепляя при этом сил своего духа, не раскрывая  внутренних возможностей, от достигнутого он не получит удовлетворения. В поисках его начнёт стремиться к расширению границ своих владений и неизбежно перейдёт разумную меру, а потому погрузится в состояние непрерывной войны с людьми, миром и Богом.               
 Говорится: «мудрость мира сего есть безумие перед Богом». И действительно, не редко можно  увидеть, что последствия самых замечательных наших планов оказываются столь тяжелыми, что для их преодоления приходится посвятить всю оставшуюся жизнь. Можно ли, например, назвать разумными родителей, считающих, что настоящим благом для их детей будет ограждение от трудностей житейских? Результатом такого воспитания будет  как раз то, что многие годы иным из них придётся учиться уму-разуму. Просчитать последствия предпринимаемых усилий невозможно до тех пор, пока наши действия связаны с достижением целей в той области, где господствуют «смерть и время». Ибо в этом случае активность наша связанная с возможностью получения благ во внешнем круге бытия, неизбежно будет приводить к не контролируемым нами изменениям. Ведь мы,  действуя во внешней действительности, вынуждены опираться на то, что нам не принадлежит, на то, что от нас не зависит.
 Всё созданное в материальной сфере бытия немедленно начинает рушиться, тот, кто надеется на свою красоту и силу, неизбежно её потеряет. Власть и богатство не могут принести настоящего удовлетворения от жизни, потому, что продлить её не могут, а потому и не стоят того, чтобы на них тратить время и силы. И, тем не менее, ум наш обязан не уводить нас за пределы текущего времени, за границы происходящих событий. Просто он должен научиться, за формой видеть содержание, за «буквой закона» его дух. Его не должна вводить в заблуждение видимость мощи зла. Ум наш только тогда перестаёт служить причиной заблуждений, когда обретает способность во всем, что ему открывается видеть настоящие основания.  Он перестанет путать жизнь со смертью  тогда, когда научится исследовать и сердечные намерения и внешние цели в свете религиозного опыта, позволяющего определять в жизни то, что ограничивает свободу, т.е. делает нас рабами обстоятельств.      
Острота ума оттачивается в результате направления его сил на исследование двойственной природы вещей, явлений, законов с которыми он имеет дело. Действительность такова, что в ней ничему нельзя придавать значение абсолютной истины. Как только  видим обман, он перестает быть таковым, и не несёт  той угрозы, на которую рассчитывал обманщик. Тьма – есть отсутствие света. То, что кажется  несомненной правдой, как только ей начинаешь полностью доверять вдруг, оказывается ловушкой. Пока уму  не привита способность, в сугубо земных задачах, видеть, то, что может укрепить нас на пути к Небесному  Царству, то и все его попытки утверждения истины, приведут к её искажению. В обычной практике жизни добро и зло могут переходить друг в друга. Несомненным добром для человека является то, что укрепляет его волю к жизни, освобождает от необходимости совершать промахи, грехи. То, что на первый взгляд является прямым злом, тем не менее, некоторым может послужить  поводом для наращивания мощи духа, раскрытия внутренних возможностей. Для других же добрые обстоятельства жизни служат причиной утраты ими сил.
По настоящему воспитанный ум всё, с чем он имеет дело, «примеряет» к конкретному времени и конкретному человеку. Даже если речь идёт о понимании евангельских заповедей.  Следует всегда помнить, что границы познания любой из них могут расширяться до самого последнего вздоха в земном бытии. Но как только  ум наш начнёт истолковывать  относительность законов, явлений, феноменов бытия с целью оправдания нежелания личного преображения, т.е., проявления в себе образа Божьего, он станет утрачивать способность распознавать  истину, а потому, человек с таким умом быстро начнёт терять и свободу.  Мы не совершенны, но, только вставая на путь оправдания совершаемых ошибок,  на самом деле становимся слабыми, т.е. порабощаемыми страстями.   Воспитанный ум указывает нам на  недостатки, но таким образом, чтобы пробудить силу, обращающую их в достоинства.