Л. Балашевич. Дневник корабельного врача. гл. 10

Виталий Бердышев
Переход Севастополь - Бухта Провидения (Петропавловск-Камчатский).
Дневник корабельного врача подводной лодки С-73.
Дневник вел лейтенант медицинской службы Леонид  Балашевич (1960 год)

Фото автора "Мы с командиром на фоне помпезного памятника Сталину"

28 апреля 1961 г.

Утром 26 апреля, выйдя наверх сделать зарядку, я увидел на горизонте арку входа в Волго-Дон и колоссальную фигуру Сталина. Итак, путешествие из Севастополя в Сталинград заняло у нас 13 дней.

Волго-Донской канал впадает в Волгу у посёлка Красноармейск. Чуть выше по течению – Сталинград с бесчисленным количеством труб, а ещё выше – грандиозные шлюзы Сталинградской ГЭС.

Вход в Волго-Дон выглядит очень помпезно – на левом берегу, у Волги, возвышается колоссальная фигура Сталина работы Вучетича. О его размерах говорит хотя бы тот факт, что диаметр фуражки Сталина ни более, ни менее как 2 метра. Справа, на низком, поросшем деревьями берегу сооружён маяк в виде тяжеловесной ростральной прямоугольной колонны – это памятник славы воинов Волжской военной флотилии, а непосредственно вход в канал, где расположен первый шлюз, венчает величественная тяжёлая, с большим количеством бронзовых украшений арка с надписью: «Слава великому Ленину!». В слове «Ленину» первые три буквы чёрные, они резко выделяются среди общего золотистого аккорда. Их поставили в 1954 году, исправив ошибку истории, – ведь раньше здесь стояло имя Сталина.

Маленькие букашки-буксиры вывели нас из канала, оттащили на самую оживлённую часть русла Волги и… бросили. Док некоторое время спокойно держался на одном якоре, но вот он начал странно дёргаться, потом качнулся и устремился вниз по течению. Ещё несколько минут – и вся наша махина перевернется на ближайшей мели… Побледневший начальник дока сам бросился к шпилю и повернул штурвал. С лязгом и грохотом, разбрызгивая вокруг липкую грязь, якорь-цепь поползла вниз. Через несколько секунд якорь коснулся грунта, и док замедлил своё стремительное движение. Средства связи с берегом у нас нет, поэтому в воздух полетели красные ракеты, раздался пронзительный вой сирен. Над Волгой, почти у стен Сталинграда, понеслись тревожные гудки «SOS», которые всполошили все местные судёнышки. К нам устремились, едва преодолевая течение, речные катера, буксиры, оттащили док на безопасное место. Матросы шутят: в море, в штормовую погоду не давали «SOS», а на Волге пришлось просить спасения! Поистине, пути господни неисповедимы!

Только к вечеру нам дали большой буксир, и ночью мы снова двинулись в путь. К утру прошли плотину через шлюзы ГЭС. Здесь уже нет той режущей глаз роскоши и помпезности внешней отделки, какая украшает Волго-Дон. Все технические сооружения, в том числе и шлюзы, построены из железобетона, прочно, просто и выразительно, как и должны выглядеть деловые, а не декоративные здания.

Продолжение следует.