Таксисты питера

Тамара Ефремова
 
 
     Такси в Питере с точки зрения пассажира очень хорошее. Машина стоит у крыльца через 5 минут после моего звонка диспетчеру, поэтому я вызывала машину, когда была полностью готова к выходу: одета и обута, ключи в двери и можно спускаться по лестнице к выходным дверям парадной.  В этот раз я заказала такси довезти меня до глазной клиники на Крестовском острове и обратно на Нарвскую Заставу, 40 минут туда и столько же обратно. Погода была скверной, дождь шёл постоянно,  ненадолго стихая.               
    Лицо Питерского такси нынче – восточное и может быть поэтому отношение к пожилому, а тем более больному человеку внимательнее, по-крайней мере внешне, или мне так повезло. Водители охотно разговаривают с пассажиром и время летит быстро. Правда, редко, но попадались плохо говорящие по-русски. т.е. на профессиональные темы они понятно изъяснялись, но разговоры на свободные темы давались с трудом.               
  1.Т и м у р.  Восточные мужчины по моим наблюдениям выглядят намного моложе своего возраста, потому,что сухощавые подвижные.  От него я много узнала о мусульманских семейных традициях:               
  - Вот жена меня ругает, что я придираюсь к сыновьям, а к дочери нет. У меня один сын родился в Новосибирске, другой в Москве, а девочка ( его голос растаял  как мёд) - в Питере.  Потому что мальчик должен быть мужчиной, а девочка должна быть нежной. Она потом будет женщиной, женой. Женщины в городах (брезгливо передёргиается) не женщины, а… слов у него не хватило.  А в городах мужчины … (морщится) уже не «мущщины» и вообще не хотят и не умеют работать.  Я поработал и перевёз маму сюда, потом приехал брат, он выучился на водителя такси и тоже работает. Вместе купили мне квартиру,  потому что я живу с мамой, сейчас строим брату, он ещё неженатый.               
    Долго думал говорить - не  говорить:  всё-таки сказал :               
  - Вот у нас... пожилую женщину  не отпустили бы одну.  Если Семья не может попросили бы соседей.               
  Он не уточнял, где это « у  нас», но я догадалась, на его родине. Подъехали к Клинике. Дождь ненадолго стих и я спокойно дошла до двери. Мы с водителем договорились, что через полчаса я выйду и поедем обратно. На всякий случай он мне дал номер своего телефона. Полчаса не получилось, а целый час и я позвонила ему так, на всякий случай. Тимур тут же ответил и через 10 минут я сидела в его машине. Он спросил,  лечат ли здесь детей. Я ему отдала 50% льготный купон на первичный осмотр. Подъехали к дому. На улице лил дождь, как из ведра. Он вышел из машины, помог мне  выйти, а на это надо было терпение и время, открыл тугую дверь парадной, впустил меня в дом и только потом, промокший до нитки, убежал  в машину. Как отблагодарить доброго человека.               
    2. А л и.  Эту  поездку я запомню надолго. Он уже не похож на своих сородичей, т.к. в Питере давно,что говорит без восточного акцента. Немного рассказал о себе. Схема та же, средне - азиатская, но с нюансами. Очень корректные рассуждения о Мусульманской культуре, обычаях.  Что пока не женат и женится только на узбечке, потому что здешние девушки все «распущенные». Вот такой печальный опыт у молодого человека. Проехали Выборгскую сторону и влетели на Петроградскую сторону. Я обомлела, не узнаю улицу, по которой ходила сотни раз во времена далёкой  детской влюблённости. Он посмотрел на меня и включил запись:               
  – Это Вам понравится.               
    Запел очень талантливый певец красивейшим тенором с лёгким  восточным намёком.  Весь Большой проспект плыл  и таял в этой музыке. Тихо Али поставил другую песню и это было не то. Я как то сразу опустилась из воспоминаний в кресло такси, увидела  и услышала, как мой водитель прекрасно подпевал певцу,  практически  бросил руль, на панели машины. как будто перед ним рояль, пальцы пианиста точно двигались в такт музыки.               
  - Вы прекрасно поёте, Вы играете на инструменте?               
  - Да. Дома я пел.  У меня был коллектив.               
  - Что Вы делаете в такси? Вам на сцену надо,  может сначала в ресторане?               
  - Зде-е-есь?   Не-е-ет. -  Очень уверенно ответил Али.               
    Когда мы стали прощаться я спросила:               
  - Али. А если бы я сделала Вам замечание и была бы недовольна песней?         
    Али прищурился, оценивающе посмотрел на меня и медленно ответил:               
  - На 99,9% я знал, что Вам это понравится.               
    На том и расстались. Мне показалось, что я легче пошла на своих костылях к дому.
    А н з у р. 35 лет живёт в России 15 лет, Значит приехал в 2003 году. Сначала три года жил в Красноярске (какая то закономерность, как санпропускник для среднеазиатов).  В начале учился говорить по- русски.               
  - Нас  дома учат писать и переводить тексты, а вот разговаривать мы не умеем.      
  - Как мы английский учили,  вставила и я свои 5 копеек.               
    Хорошо его научили в Сибири говорит без остановки. Рассказал о составе семьи, о детях, что снимает комнату в коммуналке, потому что накопить на квартиру невозможно. Интересуется:               
  - А вот, Вы бы купили квартиру по ипотеке?               
  - Не знаю, я всегда жила с очень маленькими деньгами и потому боялась
 брать деньги в долг. Берёшь чужие, а отдавать надо свои. Это надо хорошо подумать, посчитать.               
    Приехали.  Помог без моей просьбы.               
    Р у с т а м. Ехали через весь город. Последнее время водители спрашивают: сколько я плачу за квартиру, какая площадь, может ли быть пенсия в Петербурге 6000 рублей? (кого--то проверяет) Мама, папа, жена и двое детей живут ТАМ (кивает головой куда то в сторону). Оставляет себе 20000 рублей, за комнату в коммуналке платит 11000 рублей, потому что прописаны в комнате 5 человек. Остальное 40 -50 тысяч отправляет семье. Работает на своей машине с 9 утра до 9 вечера, 10% хозяину, остальное себе. Машина старая, сетует он, если бы новая, то получал бы больше, потому что услуга «комфорт +» это больше заказов, а значит прибыль больше.      
  - Почему Петербург? – спрашиваю я.               
  - Потому что здесь  не так остро стоит национальный вопрос. Правда,  мой друг живёт в общежитии, а там комнат… (показывает рукой далеко-далеко в бесконечность) и, когда задерживается на работе, то зовёт меня  пройти вместе по этому коридору.            
    Ну, наконец, подошли к «политике», я думала обойдётся на этот раз.               
  - Вот здесь (в Питере) все недовольны Путиным.               
  – Это Вам в машине говорят? Все горожане ездят в такси? Даже в таком экономном как у вас? А вы видели человека, любящего начальника? Вы приехали за тысячи километров из солнечного Узбекистана в простуженный, холодный город не из большой любви к вашему Президенту? Вот, говорят, в Японии в больших офисах есть комнаты, в которых стоит игрушка – копия начальника - и его можно бить, т.е. разряжаться.  Представляете, как хорошо, пришёл, побил «начальника», душу отвёл и иди спокойно работай дальше.               
    В ответ на мои мысли вслух он мне даёт добрый совет не покупать продукты в белорусских магазинах:               
  - Мой друг покупает продукты или в гипермаркете или на Апрашке (нахватался приезжий таксист ленинградского сленга, так называют рынок Апраксин двор), а потом везёт  туда.       
    Обменялись полезной информацией. Люблю учиться.               
    А н в а р.  20 лет в Питере. Говорит на чисто ленинградском диалекте русского языка.  Рассказал, что 2 раза был женат, сейчас собирается жениться в 3-й раз: 
  – Соотечественница?               
  - Нет.  девушка из карельской деревни. Национальность у неё коми. Слышали?               
  - Конечно, древний северный народ               
  – Приехала учиться, ей 20 лет, а мне 42, помогу девочке, а то в деревне у них все спились, молодёжи  нет. Родственники в Ташкенте живут, помогаю. Сейчас там лучше, а то при Каримове был ужас. Сам наворовал  - детям внукам до конца жизни  в Швеции хватит, а народ был нищий.               
  – Вернётесь?               
  - Нет. Мне здесь климат (?) нравится. На  родине слишком жарко.               
    Приятный на первый взгляд мужчина, выглядит моложе своих лет.               
  – Узбеки самый древний и цивилизованный народ в средней  Азии. - Утверждаю – спрашиваю я, - Улукбек…               
  - Да везде одинаково: есть элита, городские, кишлачные. По-русски – деревенские.               
    Молодец. хорошо ответил на глупый вопрос. Расстались тепло.               
    В а д и м  из Р о с т о в а. Конечно, много питерских автомобилистов выехали на улицы  Города. Приехала однажды женщина, менеджер, в командировку из Питера в Ростов, увидела высокого, стройного, молодого мужчину и увезла его в свою квартиру на Север. Сам он человек заслуженный, хотя в боях в Осетии (или Абхазии ?) не участвовал, но служил срочную в той стране и получает какие -то денежки, как служивший в горячих точках.  Рассказывает он мне о своей жизни, а мимо проходит, как лайнер, двухэтажный экскурсионный автобус. Чемпионат мира по футболу в Городе. Вадим мне и говорит, что сейчас учится на курсах вождения таких автобусов,  Надо покупать белых рубашек немеренное количество, форма такая, Потерпеть можно, зарплата приличная, 100 000 рублей, правда, могут послать в командировку на несколько дней.  Кто хочет работать, тот работает.