Пишем короткую новость

Руслан Дончевский
Тема данной статьи посвящена написанию короткой новости, пожалуй, самому распространённому типу информационного контента в современной журналистике. Статья будет востребована прежде всего тем, кто только начинает свой путь в профессии и хочет овладеть пониманием структуры короткой новости.

Короткая новость представляет собой небольшую текстовую заметку размером от 500 до 1500 знаков с пробелами (один-два абзаца), в которой отражается событие, имеющее актуальность сегодняшнего дня.

В стандартном виде короткая новость должна отвечать не семь ключевых вопросов:

Кто сделал? (действующее лицо)
Что сделал? (событие)
Где сделал? (место)
Почему сделал? (причина)
Каким образом сделал? (способ)
Информационный источник (от куда журналист узнал о новости)?

Хочу сразу отметить, что в журналистике первостепенное значение уделяется оперативности создания новости. Это обусловлено тем, что каждое информационное агентство заинтересовано первым сказать о важном событии для привлечения внимания максимального количества читателей и повышения рейтинга. Поэтому, если мы стремимся выдавать материал быстро и эффективно, нужно взять себе за правило писать новость так, чтобы на выходе в ней всегда имелись ответы на перечисленные выше вопросы. Это поможет вам в сжатые сроки структурировать входящую информацию для последующей работы над новостью.

Итак, начнём с разбора заголовка и первого абзаца. Заголовок короткой новости должен сообщать о результате события, т.е он должен как-бы резюмировать самую важную мысль о произошедшем. Затем заголовок более подробно поясняется в последующих абзацах.

Для наглядности примера разберём случайно выбранную короткую новость с сайта местного информационного агентства:

Мошенники обманули югорчанку в «Одноклассниках» (в возможности стремимся сделать заголовок, максимально коротким и ясным, умещающимся в пять-семь слов, можно больше, но не желательно. О заголовках я напишу в одной из следующих статьей).

В полицию города Радужного (где?) с заявлением о совершении мошеннических действий обратилась (что сделал?) 37-летняя местная жительница (кто?), сообщает пресс-служба УМВД по ХМАО (источник).

В социальной сети «Одноклассники» женщине пришло сообщение с аккаунта «Меха кожа Бутик Качественных товаров» (прим. — орфография сохранена) с предложением приобрести шубу (каким образом сделал? По средством передачи сообщения в социальной сети). Поскольку денежных средств недостатовало, то потерпевшая поинтересовалась о наличии постельного белья (почему? Недостаток денежных средства возбудил интереса к предлагаемой мошенником сделки).

Получив положительный ответ, горожанка заказала четыре комплекта. Однако через два дня женщина обнаружила, что ее аккаунт направлен в «черный» список. Продавец не отвечал на сообщение, поэтому пострадавшая решила направить фотографию с реквизитами своей банковской карты. Прождав еще некоторое время, югорчанка поняла, что ее обманули, и обратилась в полицию.

Отделом дознания возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» (описание действия, отвечающее на вопрос каким образом сделал?).

Сотрудники полиции напоминают жителям округа о случаях мошенничества с использованием социальных сетей. Полицейские просят граждан быть внимательными и бдительными в общении с неизвестными собеседниками на различных сайтах. Особенно в тех случаях, когда в переписке под тем или иным предлогом просят сообщить реквизиты банковских карт или перевести денежные средства.

Последний раздел новости называется бэкгрануд. Как правило бэкгрануд используется для справочной информации, чтобы помочь читателю сориентироваться в контексте происходящего события. Чаще всего в этом разделе описывают статистику, либо релизы, опубликованные на официальных сайтах государственных ведомств.

В представленном бэкграунде, мы видим, что полиция хочет предостеречь граждан от потенциальных случаев воздействия мошенников, призывает быть бдительными и не сообщать неизвестным лицам свои персональные данные. Такого рода осведомляющий бэкграунд чаще всего берётся с сайтов правоохранительных органов (УМВД, прокуратура, следственный комитет), как говорится берём на вооружение!

Таким образом из предложенного выше примера мы получили ответ на все новостные вопросы:

Кто? (главное действующее лицо в новости - 37-летняя местная жительница города Радужного)
Что сделала? (написала заявление в полицию по факту мошенничества, решила заказать товар в магазине с сомнительной репутацией)
Источник (пресс-служба УМВД по ХМАО-Югре)
Почему (причина – желание приобрести товар)
Каким образом сделала? (метод – посредством отправки сообщения в социальной сети, передача персональных данных и т.д)

Резюмируя вышеизложенное, хотел бы добавить несколько слов о некоторых обязательных правилах написания короткой новости. Прежде чем приступить к исходному материалу, журналист должен помнить, что главная задача короткой новости является актуализация факта. Никаких оценок, личного мнения, субъективных трактовок и прочего быть не должно, только факт, коротко, минималистично и по делу.

Используя данный методик, журналист одновременно решает сразу две задачи, он экономит время работы над новостью и представляет общественности актуальное событие в максимально чётком, конкретном и ясном виде, ретранслируя текст в удобоваримом для обывателя виде.

В добавлении к вышесказанному хочу сказать, что чаще всего короткие новости описывают криминальные события, происшествия, ДТП.

Литература:

Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. – М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013.

Автор: Руслан Дончевский