Это - жизнь!

Фаина Завьялова-Гусельникова
Свою трудовую деятельность я начала еще будучи школьницей. Папа Николай Семенович Гусельников работал заведующим базы " Сельхозснаб", в штате был еще конюх и сторож Иван. Он жил на территории базы и выполнял транспортные работы по доставке на подводе запчастей и оборудования для сельскохозяйственных машин с ж.д. станции ТАВДА. На открытой площадке базы складировались крупные детали, а мелкие и дефицитные - в складах. Всю основную организационную и учетную работу выполнял папа. а в летние каникулы после 8 и 9 классов я помогала вести  картотеку: прием и выдачу товара. Работала по Закону  4 часа, мне было уже 15 лет. Обедали в столовой. которая располагалась рядом с базой. До сих пор помню запах вкусных настоящих котлет  и сладкий изюм. Сейчас о котлетах из настоящего мяса можно только мечтать. Дома нам мясо не готовили, мы жили бедно, денег на все не хватало, ели всегда рыбу. которую папа с мамой ловили постоянно. Мясо мы ели один раз в год на 7 ноября, когда выращивали свинью и закалывали ее к празднику Октября, кто такой - еще помнит. До работы в " Сельхозснабе" папа не был коммунистом, но его обязали, так как раньше все руководящие работники были должны быть членами ВКП\б\ - Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, в последующие годы КПСС.
  Однажды летом 1956 года ночью контору обокрали, сделали подкоп под склад со стороны жилого дома, ущерб составил 500 руб. Папу арестовали, был суд, ему присудили  конфискацию имущества и 6 мес заключения. У нас конфисковывать было нечего. Все кровати, стулья. столы, этажерки и др. делал папа, печь клал сам. перегородки в комнатах тоже. Из всего богатства была только наша кормилица, как ее мама называла швейная машина " Зингер", гитара и мандолина, а самое большое нажитое богатство - 6 детей. Когда к нам пришли отбирать " наше богатство" и увидели все описанное выше, вздохнули и ушли. Но папу увезли в тюрьму в пос. Азанка, где мы жили до войны, там я и родилась в 1939 году.

  Я ездила к папе на свидание. он мне сказал, что никогда ничего и нигде не воровал и нас учил  быть честными. Обычно говорил :" Не врите и не воруйте". Я папе всегда верила и по жизни он для меня всегда был примером.
   На базу назначили нового руководителя, у которого через 2 месяца случилась та же кража с подкопом.Были вызваны работники прокуратуры из Свердловска, которая тщательным образом провела расследование обоих случаев кражи. Было установлено, что подкопы совершали конюх Иван с соседом, огород которого примыкал к стенам базы. Папу реабилитировали, но возвращаться на базу не хотел, стал снова работать механиком в МТС \ машино-тракторная станция\. Новому начальнику только объявили строгий выговор по партийной линии. Папу восстановили в членстве  партии. Справедливость восторжествовала. Ивана и соседа осудили . дали по 5 лет, видимо кто-то кого-то " продал", не поделили добычу. Я шла на серебряную медаль. но так переживала. что папа сидит незаслуженно,что стала хуже учиться. в результате по истории СССР - 3 в аттестате зрелости. остальные 4 и 5. Когда сдавали  экзамен по истории СССР, мне попался вопрос " Чешкое движение". А я отвечала предпоследняя. учителя плохо слушали. переговаривались между собой, мол. отличница. все знает. Но после меня должна была отвечать Лора Игнатьева. тоже отличница. Она-то меня внимательно слушала. Оказалось. что я отвечала неверно. описывала события. происшедшие не в Чехии, а в Германии. Об этом она сообщила учителям, когда я вышла, а мне объявили - 5. Лора всегда ябедничала. таких называли подлизами. Ее никто не любил за это. Однажды с уроки истории сбежали все. кроме нее, меня в школе не было по болезни. Так Лора и сообщила директору о всех подробностях  инцидента, кто зачинщик и т.п.

    Серебряную медаль я не получила, но об этом случае никогда никому не говорила. Мой папа был честным,ответственным, принципиальным, мудрым человеком. эрудированным. хотя имел 4 класса образования и ФЗО, учился еще на курсах комбайнеров в Москве и курсах трактористов в Казани. Я тоже умею водить трактор, меня папа и научил. Он был всегда немногословен. если ему что-то не нравилось. если мы шалили, он смотрел строго, и мы знали, что надо прекращать  баловаться. Нас никогда не били , не ругали, папа никогда не матерился. Мама иногда что-то пробурчит себе под нос типа " етит..."
    
     Во время войны нашу семью отправили в село Романово Серовского района. папу назначали  руководителем работ для фронта. Отправляли грузы - продукты сельского хозяйства. вязаные и шитые вещи и др. Работали все даже дети помогали старшим. Грузы отправляли со ст. Сольва Свердловской ж.д. Папа был награжден Медалью за трудовую доблесть в Великой отечественной войны 1941-1945 года. Мы всегда жили бедно. Папа был немногословен. мама - сама доброта.. Если папа строго посмотрел. значит ему что-то не нравилось в нашем поведении, и мы умолкали. Его заветные слова:" Не врите и не воруйте" я помню до сих пор. И мы выполняли его наказ. Говорил, что, если мы к кому-то пришли, и там едят, то не подходить к столу. а сеть на скамейку. а руки на колени. чтобы не подумали, что мы украли, если что-то у них пропадет. А потом сказал, что вообще ни к кому не заходите. ждите на улице и к нам в дом тоже никого не пускайте. Общайтесь в школе и во дворе. Он все время боялся, что у нас украдут нашу кормилицу швейную машину " Зингер", которая досталась маме по наследству от отца.Когда выпьет. папа любил петь, поэтому  мы все пели, кроме старшей сестры Груни. Папа говорил, что ей медведь на ухо наступил. Но она немного подпевала. Вторая ст. сестра Ольга не жила дома с 14 лет, после окончания 7 класса училась в РУ-5 в Серове  3 года, потом работала в Копейске и т.д. Вышла замуж в Серове за милиционера. он ее ревновал и бил. Она от него ушла. воспитывала дочь Людмилу одна. Уже позже вышла  второй раз замуж. муж Николай был очень хорошийЮ у них родились дети Лена и Маринка. Третья сестра Зина, я и Люся всегда жили дома до  отъезда или выхода замуж. Папа всегда нам читал книги, брал их в библиотеке МТС, мы после ужина всей семьей садились за стол и слушали его. Было всегда интересно. Мама и сестры в это время еще и вязали крючком и на спицах. Однажды он принес " Воскресенье" Льва Толстого. но ее он нам не читал. Позже я поняла , что - из-за Масловой. Эту героиню в то время осуждали. кто читал. Но Зина высмотрела. куда папа прячет книгу и читала тайно от него ночью. Насыпала в блюдо мороженую клюкву, ставила ногу на табурет и читала. Однажды я встала и увидела это. Она просила меня  ее не продавать. Я по жизни никогда ни на кого не доносила и не ябедничала. За это меня уважали и одноклассники, и коллеги по работе. Подробно о жизни нашей семьи я написала  мемуары " ПИРОЖКИ", их в Интернете нет, но в печатном виде на машинке разослала всем племянникам и сыну.

   
   

... PS