Рецензия на Добро пожаловать 1965

Лев Вишня
«Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен». Фильм снят в 1965 году, жанр - детская комедия.

Посмотрел впервые это кино в 90-е, то есть уже не ребенком. Был немного удивлен. Если смотрел бы ребенком – удивился бы намного сильнее!

Фильм 100% НЕ детский, ни в каком варианте! Бывает когда детское кино носит иносказательных характер или на что-то намекает взрослым. Это все творчество Джанни Родари и все его экранизации, а также «Без семьи», «Лошадь без головы» и еще черте сколько вариантов, даже «Приключения Буратино» Алексея Толстого! Но тут полная смена кода, которая недопустима, если ты берешься снимать детское кино. Скажем так, детское кино, всегда увлекательно, построено по принципу затягивания, обращается к зрителю (ребенку) понятным языком, а уже подстрочником к взрослому, понятным ему языком. Здесь напротив, каждая сцена в итоге подается так, как будто кинорежиссер ненавидит зрителя. Есть моменты, которые вызовут у детей отторжение. То есть подстрочника по сути нет, и он выведен в первый смысловой ряд. Поясню!

Берем первую сцену. В начале фильма показывается, как детишки славно плещутся в воде, а потом их сетями выталкивают из воды вожатые. У ребенка туча протестов: «как так? что за бред тут показали? а такое бывает? мы, то есть дети, что-то на вроде скота, с нами можно только так общаться, а просто сказать нельзя было? И чего эти придурки так бесились как обезьяны, они в воде никогда не были?» Абсолютная нереалистичность жестко конфликтующая с сознанием!
Следующая сцена – в сети обнаруживается гигантская дырка, потом главврач включает «сирену» начинается лютая паника и начальник лагеря в бинокль смотрит на другой берег, а там наш «герой» показывает ему голую задницу.   
Реакция ребенка: «ну и дебилы эти воспитатели, раз просмотрели такое дыркотворчество! Что за сирена во рту у врачихи, она что, "робот"? Из-за чего паника, причем такая, кто-то утонул или умер?  Ну молодец герой сгонял к деревенским, а начальник лагеря какой-то невероятно тупой, да и выглядит как идиот! Оп-па, жопу показали да не одну, есть о чем поделиться с друзьями! Наш «герой» (Иночкин) оказывается «плохиш»?»

И так далее и так весь фильм!
К 15-ой минуте экранного времени ребенок уже окончательно понимает, что фильм снят не про мальчиша-кибальчиша, а про его полного антипода «плохиша», пусть еще не получившего «банку варенья», но уже подумывающего об этом. Убогий вид и постоянно опущенные глаза завершают облик. Чуть-чуть спасает фильм детские коварные планчики, как сорвать праздник, «героическое ныряние в крапиву» (первый образец массового детского нудизма в сов. кино), а также разоблачение стукача и разборки. Остальное - ВСЕ НЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Все мимо кассы. Причем написанное языком, который ни один ребенок никогда не поймет и ему это и не нужно! Смысл сцены в которой мужик держит тяжелый плакат и все время истошно орет: «куда тащить?», а ему отвечают «да отстань!»? Что в этой сцене поймет ребенок?

Далее. В остальном язык фильма вялый, скучный и тяжеловесный, местами тошнотворный. Юмор, правда, легкий и часто неожиданный. Практически весь юмор фильма носит исключительно антисоветский характер. Ну, это тема иного разбора! Юмор в фильме острый, злой и глумливый. А глумление идет четко и точно над «идеалами правильного пионера» и в пользу… «плохишей».

Прыжки над рекой в исполнении Главного героя, Иночкина, бабушки главного героя и идиота-дауна весь фильм интересующегося «что это вы тут делаете?» (только так этот персонаж будет воспринят ребенком!), вызовут у любого, кому нет 15 лет взрыв мозга и полное недоумение. Еще большее недоумение вызовет отъезд директора из лагеря и его рассуждения в грузовике с вещами. Хотя с точки зрения ребенка он будет единственным положительным персонажем весь фильм!
 
Актерская игра: с  натяжкой, но на советском уровне. Дети, правда играют намного хуже, чем обычно в сов. фильмах (они играют не детей, а скорее именно то "как взрослые видят детей" - уменьшенные копии их самих). Конечно прекрасно сыграл свою роль Евгений Евстегнеев (начальник лагеря), у остальных - роли никакие и присутствие в фильме не замечается.

Сюжет и режиссура в итоге: фильм напоминает беспорядочный набор юморесок в стиле "Ералаш", но не создает целостной картины. Многие фрагменты эффектны, но все вместе выглядит как артхаос. Материал очень сырой.

Общая оценка:
Я, как сорокалетний мужик, прекрасно понимаю, о чем этот фильм и зачем его сняли. Это антисоветское доперестроечное кино, с четким вектором тотального издевательства над всеми советскими штампами и идеологией. И это конечно фильм исключительно для взрослых. Его можно разобрать по всем сценам и пересказать.
Но мне это скучно делать.
Своему сыну ставить его не буду (да он и смотреть не станет!). Забавная комедия чтобы похохмить над развитым социализмом  всем, что с этим связано, поиздеваться над системой и страной, которая умерла 30 лет назад или около того. И больше ни для чего. Да, это так и было с самого начала и именно так и воспринималось всегда.

Опенка – отсутствует.