Воспитание чувств

Вячеслав Александров 2
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ.

  Очерк 33. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

фото автора

Можно говорить  о чувствах ответственности, любви, истины, родины, вины и т.д. Можно говорить о чувствах добрых и недобрых, но начнём с религиозного чувства, как того, что отличает человека от всех иных живых существ. Можно утверждать, что оно  присуще всем людям от рождения. Мы несём в себе энергии земного и небесного, материального и духовного начала творения. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт. 2:7). После смерти  земное в нас уходит в земное «ибо ты прах и в прах возвратишься» (Быт. 3:19), а духовное начало «возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Но почему  некоторые из людей отрицают наличие в себе веры в Бога? Только по причине своей погружённости в «житейское море» забот, в мир внешний, преследование целей в котором требует вступление в непрерывную борьбу с другими людьми. В этом случае совесть, религиозное чувство мешают.
Устремление наше к сугубо земным ценностям, неизбежно приводит к отрицанию Бога.  Ведь то, чего мы не желаем замечать, того, как бы для нас и нет. И действительно, разве можно сказать, что мир, в котором живём, полон любви, справедливости, красоты. Но это не означает то, что Создателя нет, или то, что Он зол и несправедлив.  Внешний мир для  конкретного человека есть проекция его души.  Если  мы отказываемся следовать Божьим заповедям, заповедям любви, то,  на какое отношение к нам других людей  можем рассчитывать?  Из окружающей действительности можем принимать только те энергии, на которые настроены.   
Воспитание религиозного чувства, связано с укреплением внутреннего единства человека, с гармонизацией отношений между земным и небесным началом. Оно не может осуществляться без  пробуждения в людях стремления  соответствовать идеалу, т.е. образу Божьему, скрытому в них.  Характеризует то, в каком положении находится это чувство состояние нашей совести. Когда  нам безразлично, какими средствами  можем добиться желаемых целей, тогда это свидетельствует об угасании в  душе не только веры, но и об искажении, обезображивании всех иных чувств. Именно в этом случае любовь обращается в похоть; ответственность в ощущение того, что все перед нами виноваты; т.е. всё, что могло бы проявиться в нас виде добродетелей начинает проявляться как страсти. 
Что значит воспитание чувств? Ища ответ на этот вопрос, подумайте о том, что может произойти со строениями на берегу реки в половодье, если предварительно не провести соответствующие защитные работы.  Разве редко  в жизни сталкиваемся с тем, когда нас тяжело ранят  энергии злых сердец близких. Разве  не были свидетелями того, что недоброе отношение к иным из людей, рушит их жизнь. А не умение усмирять свои эмоции, разве не делает и нас  невыносимыми для окружающих.  Религиозное чувство, облагораживающее своими светлыми энергиями все остальные  ощущения, даже если оно в нас присутствует, не может развиваться должным образом вне религиозной практики, вне Церкви, вне таинств, совершаемых в Её стенах священниками. Любые дары и таланты, которыми человек наделён, чтобы принесли благо, должны  быть ещё соответствующим образом проявлены. 
Сильный от природы дух часто для тех, кто им обладает, является настоящей бедой. Если  он своевременно не будет направлен на созидание блага, то непременно начнёт бунтовать, нанося тот  или иной ущерб своей и  окружающей жизни. Дух должен иметь возможность питаться духовной пищей. Вне Церкви он может найти такие плоды, которые не сумеет переварить. Каждый человек в обычной земной жизни является членом нескольких сообществ, частью какой-либо системы, вне которой существовать полноценной жизнью не может. Так или иначе, но мы служим другим теми дарами, которые имеем. Иначе  не смогли бы ни создать, ни поддерживать, ни развивать систему жизнеобеспечения, культуру, науку, искусство. Полноценной духовной жизни, как и материальной не может быть вне сообщества людей. Церковь – это не просто место совершения таинств и молитв, это живой организм, непосредственно связывающий мир видимый и невидимый, земной и небесный. И если кто-либо от этого организма пытается отделиться, то тем самым  затрудняет связь своего духа с Источником сил.   
 Как трудовые навыки, и знания человек не способен получить вне соответствующей практики в коллективе, так и мироощущение останется тёмным, если не будет сформировано на основе  проверенного  временем опыта духовной организации жизни общества, народа. До тех пор человек будет индивидуумом, а не личностью, пока  не станет ощущать  полной ответственности за свою жизнь, как неотделяемой части  жизни сообщества, к которому принадлежит.  Пока мы не руководствуемся чувством меры в осуществлении какой-либо деятельности, до тех пор в результате её будут нарушаться интересы окружающих. Это касается любых форм проявления активности. Например, люди желающие отдохнуть «на природе», не редко делают это так, что отдых других превращают в ад. Или, обратим внимание  на чувство голода, если мы всегда отвечаем на него положительным образом, то достаточно быстро оно станет одним из хозяев нашей жизни. Так со всеми ощущениями, посредством которых осуществляется связь между внутренней и внешней сферами бытия.    
Облагораживание внутренней жизни человека невозможно до тех пор, пока в нём не возникнет чёткое представление об образце, которому он должен  соответствовать. Для христианина, безусловно, примером для подражания является  Христос. Не должна пугать недостижимость той вершины, на которой Он находился при  жизни на земле уже потому, что Он – Бог.  Евангельские законы даны не праведникам, но грешникам. В каком бы ужасающем состоянии человек не находился, пока у него не отнято время,  для него сохраняется надежда на спасение и преображение. Чтобы почувствовать любовь Господа к себе, нужно полюбить Его образ в себе, в тех, кто находится рядом. Жизнь такова, что если внимательно оглядеться во круг себя, то обязательно  обнаружим пример того, как люди, чьё положение было нашего не лучше, тем не менее находили силы для выздоровления от зла и греха, для очищения от грязи.  Многих из нас можно сравнить с драгоценным камнем, брошенным в грязь, с одной только разницей, что мы в состоянии, увидев своё истинное основание,  очистить  его.  В первую очередь должны обратить внимание на свои чувства.  Подъём по лестнице успеха в обыденной жизни, не менее опасен  спуска на дно, если в результате утрачиваем чувство единства с творением, Творцом и людьми. Серьёзную опасность для нас представляет сердце, способное любить только то, что может принести удовольствие. Когда  в людях начинаем видеть либо то, что позволяет нам достичь своих целей, либо то, что мешает этому, тогда мы теряем своё человеческое достоинство. Его ядром  является способность любить ближних, или хотя бы им сочувствовать. Если  у нас эта способность угасает, тогда и наши чувства «окаменевают». Мы должны наблюдать за своими чувствами, если они искажены злом и грехом, то нам ничего на самом деле не может помешать приступить к очищению своего внутреннего мира от них. Ни одно впечатление, приходящее в душу, не пропадает. Мы способны свои чувства контролировать, и должны это делать, чтобы не допустить  проникновения  в нашу жизнь нечестивых впечатлений. В противном случае они, накопившись, породят энергию такой силы,  с которой не будем в состоянии  совладать.
Когда в нашей душе чувство ответственности не развито, тогда  будем не в состоянии оценить верно, события, происходящие с нами. Но в них скрываются все необходимые указание на то, что и как следует изменить в своей жизни, чтобы она не обращалась в смерть. Если сердце не ощущает грозящей опасности, тогда беда и настигает нас. Бог никого специально не наказывает. Но  нам указывает, посредством заповедей на то, что мы должны остерегаться делать, дабы не причинить себе вред. Разве алкоголика, страдающего от цирроза печени, наказывает Бог? Наши чувства начинают ошибаться, когда острота их восприятия  не оттачивается посредством укрепления ощущения необходимости следовать требованиям нравственного закона.
Не даёт «воли своим рукам», т.е.,  имеет силу не совершать злых деяний, тот, кто не даёт «воли своим чувствам». Известная мудрость гласит: «Когда наше сердце стучит слишком громко, мы не слышим голос разума», понятное дело, какие поступки может совершить человек, не способный  обуздать свои эмоции. Поэтому, сохранение чистоты чувств является нашей   главной задачей, ибо посредством их  и взаимодействуем с окружающим миром. Не позволяя своей душе отзываться на непрерывно атакующее  зло, мы уже тем самым сохраняем себя от бессмысленной, изматывающей все силы и средства войны с окружающими. Эмоционально неуравновешенный человек непрерывно  попадает в ловушки судьбы, ибо ситуации, не представляющие опасности, воспринимает как реальную угрозу, а то, что может привести к несчастью, оценивает как благо. Очищая  чувства от грязного налёта страсти, мы  вполне способны придать такую силу своему духу, что с его помощью смогли бы с достоинством выйти из любых недобрых обстоятельств.