Ты мой маленький

Ольга Богоявленская
     -Мама, я никак не могу понять – почему все проблемы нужно обсуждать за завтраком?
     -А когда ещё с тобой можно нормально поговорить? – вечером ты устал, разговаривать не хочешь…
     -Правильно, я за день наговорюсь.
     -Вот видишь! Потом ты засядешь за свой компьютер…
     -А это часть моей работы, если ты понимаешь.
     -Я понимаю! Так когда мне с тобой разговаривать? – только и остаётся, что за завтраком. Хорошо хоть, тебе не надо бежать ни свет ни заря.
     -А с утра мне надо на лекцию настроиться. А ты жужжишь у меня над ухом.
     -Как надоедливая муха, ты хочешь сказать? Ничего, пока доедешь, настроишься. Так я всё-таки хочу знать – где ты был вчера допоздна?
     -А я обязательно должен отчитываться?
     -Юраша, я тебе вообще-то мама. Если ты помнишь, конечно.
     -Я помню. А ты помнишь, сколько мне лет?
     -А что, с возрастом ты перестаёшь быть мне сыном?
     -Сыном не перестаю. Но, может, с возрастом я обрету, наконец, право на собственную жизнь? Или в тридцать шесть мне ещё рано?
     -Если у тебя до сих пор нет чувства ответственности – значит, ещё рано! Ты вернулся во втором часу! Я весь вечер себе места не находила, потом всю ночь уснуть не могла!
     -А с чего бы ты его себе не находила? – я тебе позвонил, что иду в гости.
     -Но не до двух же часов!
     -А до скольки меня мама отпускает?
     -Не вижу повода для сарказма!
     -А где ты видишь сарказм? Я сама серьёзность.
     -И что это за гости такие, у которых нужно пропадать полночи?
     -Ты не знаешь.
     -О! Что, новая пассия?
     -Тебя послушать, так на мне женщины гроздьями виснут.
     -А почему бы им не виснуть на молодом, интересном, неженатом мужчине?
     -Разведённом. И что во мне такого интересного? Очкастый ботаник, который не умеет ни знакомиться, ни ухаживать…и много чего не умеет.
     -Какой ботаник? Ты же физик.
     -Физик, физик.
     -А почему ботаник?
     -Потому и ботаник, что физик.
     -Ничего не понимаю!
     -Ты пока подумай, а мне пора. Спасибо, вкусно.




     -Мама, что это за гадость?
     -Это не гадость, это очень полезная водоросль. В ней полный набор микроэлементов, и она сбалансирует всё пищеварение.
     -С пищеварением у меня и так всё в порядке. И я не буду портить себе удовольствие от завтрака этим гадким вкусом.
     -Юраша, послушай меня…
     -Мама, я не буду это есть! даже если это суперполезно.
     -Ты совершенно о своём здоровье не думаешь! Спохватишься, когда букет болячек заимеешь. Болезнь проще не допустить, чем вылечить.
     -Мама, не ворчи. Хорошее настроение для здоровья важнее.
     -Скажи ещё, что я тебе его порчу… старушечьими бреднями… Кстати, тебе вчера какая-то фифа звонила.
    -Какая фифа?
     -Она не сочла нужным представиться.
     -Может, студентка?
     -Нет, не студентка. Она спросила не Юрия Андреевича, а просто Юру.
     -А почему ты мне вчера не сказала?
     -Забыла.
     -Что она сказала?
     -Ничего. Спросила Юру. Я сказала, что тебя нет. Спросила, что передать. Она сказала: «Ничего не нужно» и трубку положила. Даже не попрощалась.
     -А голос какой?
     -Неприятный. Неинтеллигентный. Скорее всего, провинциалка. Да что ты всполошился? Надо будет – перезвонит.
     -А если ей не надо? Если это мне надо, а не ей? Номер телефона в памяти остался?
        -Вероятно. Куда ты сорвался? Чай остынет. Юра!
        -Спасибо, я уже сыт.
        -Как сыт? – ты половину не съел! Вернись!
       -Мама, я сыт! Спасибо!
       -Как знаешь. Из-за какого-то звонка такой переполох устраивать! Голодным на работу идти… Юра! Может, всё-таки доешь?
      -Нет, спасибо.
      -Ну, как знаешь.



     -Юраша, доешь! Тут всего-то ложка. Это очень полезно.
     -Почему всё полезное такое невкусное?
     -Не говори глупостей! Ты просто испортил себе вкус быстрой едой. Всё натуральное тебе уже невкусно. Доел? Ну вот и умница.
     -Мне за это полагается что-нибудь вкусненькое.
     -Вот тебе вкусненькая овсяночка.
     -Да?.. А вариантов нет?
     -Вариантов нет! Вкусно, сытно и полезно.
     -По-моему, в этих трёх определениях одно лишнее. Угадай, какое?
     -Не остри, пожалуйста! Прибереги красноречие для студентов. И для студенток. К слову: ты дозвонился до своей таинственной незнакомки?
     -Почему ты думаешь, что я хочу это обсуждать?
     -А что в этом такого секретного, что и обсудить нельзя?
     -Секретного ничего. Но я однажды уже сделал такую глупость.
     -Какую глупость?
     -Обсуждал с тобой свою личную жизнь.
     -Скажи ещё, что это я вас развела!
     -Нет, развелись мы сами. Но ты очень активно этому способствовала.
     -Продолжи: и я была несправедлива к этой прекрасной женщине.
     -Лучше бы ты действительно была несправедлива… но держала бы это при себе.
     -Уж не жалеешь ли ты, что расстался с этой… с этой раскрашенной стервозиной?
     -Мама! Эта тема давно закрыта.
     -Но ты согласен, что она просто законченная эгоистка?! Всё только для себя! Всё внимание только на ней!
     -Мама!
     -Ты её на руках носил, а она тебе чем платила?
     -Мама, прекрати! Мы закрыли эту тему!
     -Ты сам напомнил… Я разнервничалась…
     -А ты считаешь, что это она должна была меня на руках носить? Молодая, красивая… умница… - и должна была мне жизнь посвятить?
     -Юра!.. Да что ты такое говоришь?.. Неужели тебе надо объяснять?.. Да если б не она… Если б ты не тратил на неё столько сил… Она же просто испортила тебе карьеру!
     -Вот как? У меня испорченная карьера?
     -Да нет, я не то хотела сказать… Конечно, в твоём возрасте… Но при твоих способностях ты бы мог… Ты помнишь, какой ты шанс упустил, когда тратил время на скандалы со своей… со своей… Да хорошая бы жена!..
     -Всё, мне пора! Спасибо.
     -Но ты чай не допил…
     -Мне уже пора. Спасибо.
     -Пожалуйста.


    


     -А это что? Опять что-то полезное?
     -Не гамбургерами же тебя кормить! Что ты так опасливо? Это вкусно.
     -Уверена? А ты сама пробовала?
     -Разумеется. Смелее! Ну как?
     -Как тебе сказать… Я, конечно, не сомневаюсь, что это полезно…
     -А это главное! А остальное – твои капризы.
     -Может быть, может быть…
     -Знаешь, Юра, я всё-таки хочу вернуться к вчерашнему разговору. Я много думала, когда ты ушёл. Ты мне не дал договорить.
     -А о чём мы вчера говорили?
     -О моей бывшей невестке.
     -Мама, я тебя прошу!..
     -Я поняла, что считаешь меня виноватой в своём разводе.
     -Я же сказал, что я сам виноват.
     -Но там была очень существенная оговорка! Ты сказал, что я способствовала.
     -Я не так выразился.
     -Нет, ты так выразился! Ты не хочешь обсуждать, но ты считаешь, что это я вас развела!
     -Я не хочу обсуждать!
     -Юра, ты просто многого не замечал! Ты был слеп, как все влюблённые! Она же специально уводила тебя от меня! Она поняла, что я её раскусила!
     -Она поняла, что ты её ненавидишь! А ненавидела ты её за то, что я её любил!
     -А она заслуживала твою любовь?!
     -Да мне плевать, заслуживала она или нет! Я её любил – и был счастлив!
     -Да Юра! мне просто больно было смотреть!.. как ты… как она!.. она же просто издевалась над тобой!
     -Ну и не смотрела бы! Если смотреть со стороны, как люди совокупляются – тоже большая гадость, однако сами участники действия очень довольны!
     -Юра, что за пошлости ты говоришь!
     -В чём пошлость? Так устроена жизнь.
     -Но не с матерью же вести такие разговоры!
     -А мать что – девственница?
     -Юра!
     -Всё, замолчал. И нечего больше мусолить эту тему! Она давно замужем…
     -Вот видишь!
     -Я сказал – мы закрыли эту тему! Я непонятно выражаюсь?!
     -Юра…
     -Мне пора. Спасибо.





     -Не буду я это есть! Осточертели мне эти полезные кашки и протёртые салатики!
     -Юраша!..
     -Что Юраша?! Я что, маленький ребёнок, кашками меня кормить?
     -Юраша, ты просто капризничаешь.
     -Да, я капризничаю! Я это есть не буду! Мне это надоело!
     -А что ты хочешь?
     -Что я хочу? Я хочу ветчину с горчицей! Я хочу острого сыра! Яичницу с беконом!
     -Хорошо, хорошо! Завтра я тебе всё это приготовлю. Не нервничай. Успокойся. А сегодня пока что вот это.
     -Я это в последний раз ем!
     -Да, да, конечно! Не волнуйся!
     -Надоела мне вся эта гадость!
     -Юраша, я поняла тебя. Не нервничай. Не надо перед работой. Побереги нервы. Хочешь, я тебе из грейпфрута сок отожму?
     -Не хочу!
     -Не буду, не буду. Кушай. У тебя какие-то неприятности?
     -У меня всё нормально!
     -А ты вчера опять поздно вернулся…
     -Ну и что?
     -Нет, ничего… просто я подумала…
     -А мне неинтересно, что ты подумала!
     -Это связано с той… которая сюда звонила?
     -Я уже говорил – я не собираюсь это обсуждать!
     -Она тебя обидела?
     -Она меня не обидела! Она меня продинамила. Понятно это слово?
     -Не из моего лексикона… но в общем понятно.
     -И тебя это, похоже, даже радует.
     -Нет, я не то, чтобы… то есть, меня не сама ситуация радует… Но то, что эта особа от тебя отстала – да, меня это радует.
     -Ты эту особу в глаза не видела.
     -Я её слышала. И могу тебе сразу сказать: грубая, неинтеллигентная, невоспитанная. Достаточно качеств, чтоб держаться от неё подальше.
     -Ну что ты… ну что ты сочиняешь сидишь! Из пары фраз она уже столько выводов наделала! Да тебе все плохие, кто подойдёт ко мне ближе, чем на метр!
     -Юраша, я понимаю, ты раздражён… Но поверь мне, это к лучшему. Ты заслуживаешь лучшей девушки.
     -Жаль только, что лучшие девушки об этом не догадываются.
     -Совершенно неуместная ирония!
     -А у тебя неуместная самоуверенность. Спасибо за гадкий завтрак. Мне пора.
     -Юраша…
     -Что, мамаша?
     -Глупенький ты мальчик… Нашёл, из-за кого огорчаться…
     -Всё, обсуждение закончено. Я ушёл.
     -Всего хорошего!





     -Ты обещала приготовить что-нибудь неполезное. И где оно?
     -Юраша, но ты же не всерьёз… У тебя просто было плохое настроение.
     -Настроение у меня было плохое, но я всерьёз.
     -И чем тебя не устраивают каши?
     -Надоели.
     -Но ты же понимаешь…
     -Я понимаю. Но они мне надоели.
     -Юра, это просто капризы.
     -Пусть так. Но я предупреждаю: я это ем в последний раз. Если завтра опять будет каша, я просто уйду без завтрака и перекушу в кафе.
     -На тебя иногда нападает немотивированное упрямство. Я думала, с возрастом это пройдёт. Я ошибалась.
     -Неужели ты снизойдёшь до того, что признаешь свои ошибки?
     -Оставим эту тему. Ты новые часы купил?
     -Часы?.. Нет, не купил. Отец подарил.
     -Когда ты виделся с отцом?
     -На днях.
    - Почему ты мне не сказал?
     -Потому что знаю твою реакцию.
     -Что ты имеешь в виду?
     -Ты прекрасно знаешь, что я имею в виду. Большой крик.
     -А как я, по-твоему, должна реагировать?
     -Спокойно.
     -Так ты считаешь, что я должна спокойно реагировать на то, что ты встречаешься с предателем?
     -Ой, какие страшные слова!
     -Да, он предатель! Потому что он нас предал!
     -Почему нас? Он же от тебя ушёл, а не от меня.
     -Нет, Юра! Он ушёл от нас! От нас! Он бросил не только жену – он бросил больного ребёнка!
     -Насколько я помню, я к тому времени был вполне здоров.
     -Нет, ты не был здоров! Ты был болезненным ребёнком! Ты хватал все инфекции! У тебя было вечно больное горло! И потом – возраст! У тебя начинался самый сложный возраст, когда мальчику необходим отец!
     -А что ж ты не давала нам видеться, если отец был мне необходим?
     -Да потому, что он предатель! Чему может научить такой отец? Как бросать семью?
    - Между прочим, со второй женой он уже двадцать лет живёт – и не бросает.
     -А, то есть ты хочешь сказать, что это я во всём виновата? Что я была плохой женой – поэтому он ушёл? А знаешь ли, мой милый мальчик, что он ушёл вовсе не из-за меня? А из-за тебя! Потому что он бешено ревновал меня к тебе! А что ты на меня так смотришь? Это старый болван Фрейд уверял, что сыновья ревнуют своих матерей к отцам. Много он понимает! Это отцы ревнуют к своим детям! Потому что всё внимание, вся забота, вся любовь – всё ребёнку! А ему досадно – почему не ему? Знаешь, что он мне заявил перед своим уходом? Он сказал, что в этом доме ребёнок – это божок для поклонения, а я пляшу вокруг этого божка.
     -Это было не так?
     -Может быть,  я перебарщивала, может быть! Но он прекрасно знал, как долго я ждала этого ребёнка! И как тяжело он мне достался! И каких мне стоило сил, чтобы вырастить из полуживого заморыша здорового мальчика! И от чего мне пришлось ради этого отказаться! Он всё это знал! И он посмел предъявить мне претензии, что моей любви хватает только на ребёнка! А он здесь лишний! Вот он и побежал искать, где его одного будут любить! Пожалуйста, беги – я не стала его удерживать. Но теперь ещё и ты меня предаёшь!
     -Мама! Двадцать лет прошло… сколько можно…
     -А предательство не имеет срока давности! Единожды предавший…
     -Да перестань! Всё, я уже опаздываю. Спасибо.
     -Ты всё-таки подумай над моими словами!
     -Непременно.





     -Что у нас сегодня? А, кашка! Как мило! Именно о ней я и мечтал!
     -Похоже, у тебя хорошее настроение.
     -Похоже на то.
     -А с чего бы это?
      -А почему бы нет?
     -Ты вчера опять поздно вернулся.
     -Да, опять.
     -И в хорошем настроении.
     -В очень хорошем!
     -Всё-таки уломал эту шалаву?
     -Ой, фу! Какие грубые выражения ты употребляешь! При твоей высокой нравственности!
     -Перестань паясничать!
     -А чем тебе не нравится моё хорошее настроение? – я даже не скандалю из-за каши, которую ты упрямо продолжаешь мне варить.
     -Мне не нравится причина твоего хорошего настроения!
     -А мне очень нравится!
     -Опять паясничаешь!
     -А что тебя так злит?
     -Это ещё нужно объяснять?! Где ты её подобрал?
     -А это важно?
     -Что, стыдно сказать? Будь она порядочной девушкой, ты б её от матери не прятал!
     -Да порядочную ты со свету сживала! Ну, всё – больше порядочных на мою долю не осталось. Порядочные… -  они все при мужьях. А мне осталось… то, что осталось.
     -Не остроумно!
     -Зато правда!
     -И не вздумай привести её в наш дом!
     -Да что я, с ума сошёл? Я умею делать выводы из поставленных экспериментов.
     -Это ты о чём?
     -О чём? Просто теоретические постулаты.
     -Нет, ты договаривай!
     -А я и не начинал.
     -Что ты юлишь? Я имею право знать, с кем связался мой сын?!
     -Твой сын – взрослый человек! И как-нибудь сам разберётся, с кем он связался! И я не собираюсь перед тобой отчитываться!
     -Взрослый! Да тебя младенец обманет, хоть ты и взрослый! А женщины – и подавно!
     -Да, женщины – очень страшные существа.
     -Для тебя, простофили – страшные!
     -Очень страшно? Или можно рискнуть?
     -Паясничай, паясничай! Клоун несчастный! Я на тебя посмотрю, когда очередная профурсетка об тебя ноги вытрет!
     -Не каркай! Ворона старая!
     -Это ты мне?!
     -Тебе, тебе.
     -Ах, ты!.. Да ты!.. Да как у тебя язык повернулся?! На мать!
     -Да ты ангела доведёшь! Каркает сидит… Всё, ушёл.
     -Ушёл! А извиниться ты не желаешь?
     -Не желаю.
     -И совесть не гложет?
     -Я ушёл!
     -Ушёл… Вот помянешь!.. А то… Как на врага… Ушёл он…





     -Доброе утро, мама! О!.. А мы что, не разговариваем?.. Ну и ладненько! Смогу спокойно позавтракать. Без упрёков и нотаций.
     -Я жду извинений… и объяснений.
     -Извинения мы опустим – ты сама меня довела. А объяснение по поводу чего?
     -Где ты шлялся полночи?!
     -Всё там же. Всё с той же.
     -Та-а-ак… Похоже, ты решил меня добить. А то я тебе уж очень надоела… со своими нотациями.
     -Аптечку принести? А то ведь я сценарий-то уже наизусть знаю.
     -Какой у меня заботливый сын…
     -Да я вообще замечательный! Кстати, о заботе. Будь добра, собери мне чемодан.
     -У тебя что, командировка?
     -Нет. Я переезжаю к Зое. В смысле, мы будем вместе снимать квартиру. Это ты так булькнула? Ты что-то хотела сказать?
     -Ты с ума сошёл?..
     -Нет. А похоже?
     -Какая квартира?..
     -Однокомнатная. Она уже подыскала. Но у неё, знаешь ли, проблема с регистрацией… так что нужно на меня оформить.
     -Это она тебе предложила?
     -Откровенно говоря, да. Я бы сам так быстро не решился.
     -Юра, да ты просто глуп! Ей нужно, чтоб ты оплачивал её квартиру! Вот и всё!
    - Я не знаю, что нужно ей – я знаю, что нужно мне. Поэтому будь добра – собери чемодан.
     -И не подумаю! И тебе не позволю! Да ты хоть понимаешь своей научной головой!.. Что это за аферистка?! Ты её два дня знаешь! И куда ты собрался с ней бежать?!
     -Зачем столько крика? Я же не в ЗАГС с ней бегу. А всего-навсего на съёмную квартиру. А дальше… Дальше жизнь покажет.
     -Пожалуйста, не строй из себя бывалого мужчину! Ты совершенно нелеп в этой роли! И какая-то прошмандовка!.. Ты где её подобрал? На каком рынке? Только не говори мне, что она интеллигентная женщина! – я по её тону поняла, какого поля она ягода! Что она думает?! – если она подцепила такого дурачка, как ты, так я ей позволю…
     -Замолчи! Замолчи сейчас же!
     -Юра… Как ты со мной разговариваешь?..
     -Я не позволю её оскорблять! И я больше не позволю вмешиваться в  свою личную жизнь!
     -Юра! Да ты подумай…
     -Я уже подумал! И я принял решение! И я сделаю то, что решил! Нравится это тебе или не нравится!
     -Юра! Давай спокойно обсудим…
     -Я не хочу ничего обсуждать! Я сам решил – и сам сделаю! Я понятно объясняю?
     -Хорошо. Я согласна. Приводи её сюда, и пусть она живёт в нашем доме.
     -И ты её быстренько выживешь! Я всё это уже проходил! Нет!
     -Я не собираюсь никого выживать! Но ты привык быть на всём готовом! Ты привык к определённому питанию! И я места себе не буду находить, если не буду знать, что ты накормлен… ухожен… И… Поэтому… Пусть живёт здесь…
     -Мама, об этом не может быть речи! Я не приведу сюда Зою.
     -А что, эту Зою стыдно мне показать?
     -Да ты её уже заранее ненавидишь! Ещё в глаза не видела, а уже ненавидишь!
     - Потому что я сразу поняла, что это за птица! А ты просто слеп! Ты наивен! А я своему ребёнку добра желаю!
     -Какого добра?! Кашками кормить? Я не хочу здесь больше оставаться! Я ухожу!
     -Юра! Ты меня бросаешь?!
     -Я просто делаю то, что делают все повзрослевшие дети! Я хочу жить самостоятельно! Это нормально!
     -Нет! Это ненормально! Это ненормально – бросить мать!
     -Да кто тебя бросает? Я просто буду жить отдельно!
     -А я? Я как буду жить?!
     -Как?.. Обыкновенно… Как все живут…
     -Какие «все»?! Я не знаю, как живут «все»! А я! Я всю жизнь жила только для тебя! Только для тебя! Я тебе всё отдала! Я бросила науку, потому что нужно было выхаживать моего больного мальчика! Я больше не вышла замуж, чтобы у тебя не было отчима! Ты моё всё! Весь смысл моей жизни! Каждый её день! Всё для тебя! У меня больше ничего! А теперь ты меня бросаешь и говоришь: «живи как все»! Я не могу «как все»! Я просто умру! Мне нечем будет дышать! Мне нечем будет заполнить! Юра! Опомнись! Неужели я вырастила такого бессердечного сына, который бросит меня умирать! Юра! Ты сам себе не простишь! Ты не простишь себе, когда придёшь на мою могилу!
     -Мама… Перестань…
     -Юра! Ты меня не бросишь?!
     -Куда я от тебя денусь…
     -Юра! Поклянись мне, что ты меня не оставишь!
     -Перестань… Всё… Я уже опоздал… Ухожу…
     -Юра! Не говори этого страшного слова: «ухожу»!
     -Ухожу на работу… Потом вернусь… Довольна?
     -Юра! Но ты же знаешь!..
     -Я знаю…