Это дорогого стоит

Мила Верба
   Он был очень славный, этот мальчик Толя. Славный своим милым круглым личиком и тем, что не успевала его мама посадить к себе на колени, даже в пятилетнем возрасте, он сразу же засыпал и спал так безмятежно, крепко и спокойно, что хоть труба труби, он всё равно ничего не услышит.
  Подробности жизни Толиной семьи я не знала, но что семья была спокойная и порядочная, это я знала точно.
   У него была старшая сестра, очень умная и спокойная девочка, которая в будущем своим упорством и трудом добилась очень многого. Разница в возрасте у них была большая, и когда Толя пошёл в школу, то она была уже в институте.

   Что же я хочу рассказать о Толе и почему.
   Начну с того, что хочу задать такой вопрос - как вы думаете, откуда берутся бунтари, хулиганы, и дети, скорее настроенные на разрушение, чем на созидание, которые вызывают у некоторых "правильных" взрослых людей неприязнь и чувство негодования? Когда подростки дерзко отвечают, не делают того, что надо по первому их требованию. Если взять конкретно - школу, то мешают ребятам на уроках и  конечно учительнице, которая как бы переживает за других ребят всеми своими психологическими знаниями, а в результате, навсегда вбивает клин - между таким ребёнком и школой, ребятами и в будущем всем взрослым миром.

   Толю учительница не понимала, да и не хотела понять. Его не понимала мама, родители ребят из его класса, некоторые девочки и мальчики, которым их мамы сказали - Толя плохой.
   Начнём с мамы. Она очень хорошая женщина, я знаю. Просто она мыслила такими же стереотипами, как все. Что я слышала от неё, хотя встречались редко, мы просто знакомые, у нас дома соседние...
- Ну этот Толя, он опять проспал, я его в школу растормошила, бежали бегом, да еще и портфель тащила.
- На него все жалуются, в классе забрался под парту, не хотел вылезать...а голова у него хорошая...учиться не хочет, учительница постоянно жалуется...и так далее и тому подобное.
  При нём она говорила мне о своём сыне!!! замученным, безрадостным тоном, как она устала и что с ним делать. Я не люблю, когда в присутствии ребёнка мать жалуется кому-то на него. Я не то чтобы не люблю - я этого не понимаю, не преемлю, ненавижу!!! Это же унижение, оскорбление и предательство своего же собственного сына или дочки. Он стоит один, а она оказывается со всеми тётями и дядями на той, вражеской, по его понятиям, стороне! Это ли не достойно возмущения? И он возмущается, он восстаёт против всего мира взрослых и всё что с ними связано, он начинает тихо ненавидеть и самое ужасное - он теряет доверие.
 
   Такое отношение к детям, и берём конкретно - к Толе, началось наверняка с какого-то незначительного проишествия, которое надо было просто понять, добраться до сути и причины содеянного и никаких проблем бы не было. Но для этого надо быть мамой, другом, не спешащей, не ругающей постоянно. Заглянуть в глаза, поговорить, не менторским тоном, а таким чтобы ребёнок понял, он для тебя не только дитя, он - личность. Со своим мнением, с реакцией на поступки, слова, на добро и зло, и на несправедливость.

   Как же ему жить дальше? А так. Раз они не видят в нём ничего хорошего, пожалуйста, он вам покажет плохого в изобилии. Вы же говорите что он плохой, а как он будет доказывать обратное, и зачем, у него тоже гордость есть. Он не знает правда, что его нежелание подойти к злой тёте и сказать что он больше не будет так делать, это и есть его неосознанная гордость - не идти на поклон к тому кто только что поливал тебя грязью. А вы бы пошли?
   И вот запущен механизм под названием стереотип, в данном случае стереотип восприятия.

   Стояла я как-то со своей знакомой, она тоже жила по-соседству, а её дочь как раз и училась с Толей в одном классе. Толю я давно не видела. По времени это уже класс третий, когда мы стояли и беседовали. Вдруг, она переменилась в лице - вон он, идёт...как я его ненавижу - были её слова. Перед этим она мне как раз рассказывала о его проделках. Я просто слушала, но ничего не говорила, о том, что не верю что он такой плохой.
   Кого же я увидела?
Обыкновенного маленького мальчика, которому взрослые люди, глупые, хоть и с образованием, навязали стиль поведения, который он принял, чтобы быть тем, кого они в нём увидели, и мне стало его так жалко, просто сердце сжалось. Он прошёл мимо, а моя воспитанная знакомая от него отвернулась...
Мне это не давало покоя.
 
   И вот однажды, некоторое время, после той встречи, я шла домой из магазина. Навстречу шёл мальчик, смотрю, а это Толя. Когда мы с ним поравнялись, я сказала  - Здравствуй, Толя и улыбнулась ему. Он поднял глаза, а в них...настороженность, ожидание, дерзость. Я видела его нерешительность - ответить-не ответить, вдруг тоже будет ругать...Я не дала ему время на раздумье и сказала - Толя, какой же ты молодец, твоя мама сказала, что ты записался в шахматный кружок и делаешь успехи, а ведь в шахматы играют только очень умные люди. Расскажи, как тебе это удаётся, ты ведь уже обыграл на соревнованиях кого-то...и так далее. Что было с его лицом, это надо было видеть - оно постепенно, как небо после грозы, светлело и светлело. В конце разговора я попросила его, когда у него будет свободное время, сыграть со мной партейку, так как я тоже когда-то играла, а теперь не с кем, нет любителей.

   В тот вечер я сидела дома, было уже довольно поздно и вдруг звонок. Звонила мама Толи. Я была удивлена, мы с ней не перезванивались, но телефонами когда-то обменялись. У неё был один вопрос - что я сказала Толе такого, что моё имя не сходило у него с языка весь вечер - тётя Люда сказала то, тётя Люда сказало это. Я ответила - ничего особенного мы не говорили, просто мне было интересно с ним общаться, как с человеком.

   Это очень важно, чтобы в тебе увидели человека, личность, сколько бы лет тебе не было.


Прошло много лет. Иду по улице, навстречу идёт компания парней и девушек, шумят, смеются, вдруг от неё отделяется молодой человек и перегораживает мне дорогу, поднимаю глаза - Толя! - Здравствуйте, тётя Люда! - Толя, какой ты стал красивый...он заулыбался, спросил как жизнь. Он не забыл...что я когда-то увидела в нём просто мальчика, просто маленького человека, а это дорогого стоит.