Управляемые люди. - Из блога

Евгений Мартин
      "Ненавижу это слово!" - возмутился как-то один мой знакомый.
      Его ненависть была понятна и предсказуема: в молодые годы он поработал учителем и, по всей видимости, достаточно натерпелся, когда его благородные и возвышенные порывы в воспитании юного поколения натыкались на косную, консервативную, безо всяких "порывов", школьную педсистему.
    "Да успокойся ты, - пришлось утешать его мне. - Когда (здесь) говорят об "управляемости", имеют ведь в виду не управление, манипуляции извне, а то, чтобы человек научился управлять собой - прежде всего - сам".
    С этим он спорить не стал, хотя, если честно, вряд ли школные учителя, среди которых он работал когда-то, имели в виду именно этот аспект "управления" человеком. До философских ли им глубин, когда зачастую приходится думать о том, чтобы навести элементарный порядок в классе среди учеников. То есть прекратить броуновское движение этих индивидов в стороны самых разных стимулов-раздражителей ради внимания к одному - теме урока.
    И тем не менее... Я продолжаю настаивать на том, что главное в человеке - это его собственное управление самим собой.
    Только что я написал заметку "Человек - цель или средство?" и здесь продолжаю эту тему.
   В чём же состоит это умение человека управлять самим собой?
   Думаю, основных, главных моментов наберётся не так уж много.
   Прежде всего - воля. Сила воли. Не плыть по течению, гонясь за сиюминутными удовольствиями, не кидаться во все стороны, гонясь за накатывающими волной соблазнами, но и - уметь преодолеть в себе жажду этого, в данный момент приятного и соблазнительного, ради более дальних, важных целей. По-настоящему большие цели многоступенчаты, они требуют большого количества шагов, а, значит, многократного переламывания своего "хочу" в даный момент ради чего-то более значимого и масштабного.
    Выбрал большую цель - значит, наступать на свою лень, нежелание, отсутствие настроения ради продвижения к этой цели - придётся много и много раз. ПОДЧИНЯТЬ СЕБЯ более важной, перспективной "дальней" задаче - подавляя то второстепенное, ничтожное и мимолётное, что отвлекает и растаскивает силы...
   В общении с людьми - тоже. Врождённый эгоизм и себялюбие человеку ответственному и сознательному придётся ограничивать многократно и бессчётно, чтобы начать "совпадать" с другими людьми, учитывать их интересы, - но жизнь в ладу с людьми того стОит, а уж тем более - стОит того уважения, которое человек завоёвывает своим умением видеть в других живых и чувствующих людей, а не бледных теней, только еле-еле, краешком, затрагивающих его сознание. И по отношению к которым, соответственно, он действует грубо, бесцеремонно, невпопад и в ущерб их чаяниям и интересам, разрушая саму возможность своего общения, взаимодействия с другими людьми на корню.
   И в отношении к миру - тоже. Не обругивать огульно всё в этом мире, что тебя задело или ущемило (как для маленьких детей "наказывают" предметы, о которые они ушиблись), а прозревать более общие (не на поверхности явлений, а на много "ступеней" вглубь) законы и связи, объективно работающие в этом мире и признавать, что зачастую "неправым" в столкновении с миром оказывается не мир, а ты сам.
       Вот каких людей хотелось бы видеть не только школьным учителям в своих учениках, но и каждому из нас вокруг себя.
     Но наращивание каждым человеком такой "управляемости" в себе, управляемости самим собой (она тесно связана с самокритичностью) удивительым образом вытесняет из жизни человека возможность управлять им, им манипулировать - ИЗВНЕ.
   В самом деле, ну как можно подчинить чужой воле человека, у которого есть СВОЯ, и который сам привык выбирать и прокладывать в мире СВОИ маршруты?
    Такая задача выполнима только для слабых, не особенно волевых и самокритичных людей. Для "субъектных", самостоятельных - она поддаётся решению очень плохо, а зачастую и вообще не поддаётся. Вернее: организованного и самостоятельного человека можно увлечь идеей, близкой ему, но навязать чуждую ему идею - невозможно.
   Отчасти иллюстрацией этой мысли может служить мой рассказ "Самообман (1 и 20 долларов)", но только отчасти. Сказать и написать об этом можно ещё очень и очень много. 
    Но только не надо забывать, что ОРГАНИЗОВАННОСТЬ человека и человеческого сообщества на порядки выше, чем у более примитивных живых организмов, и в целом возникла из-за того, что подавление простейших инстинктов человеком было произведено многократно, бесчисленное множество раз. Без создания всё более и более высоких целей и, как неизбежное следствие, каждый раз заново выработки новой СУБОРДИНАЦИИ целей, мы так бы и остались колонией пчёл или муравьёв.