Атеизм, как феномен веры

Александр Захваткин
История атеизма берет своё начало в Древней Греции. До появления материализма человечество пребывало в наивной уверенности, что своему происхождению, как и всем прочему, что его окружает, оно обязано таинственной, всемогущей, и самое главное не материальной, сущности по имени «Бог».

Самое интересное, что всех это представление устраивало и всё очень логично объясняло: если всё в жизни хорошо, то Бог милостив и снисходителен, если всё плохо, то грозен и справедлив, так как наказывает людей-плохишей за то, что не достаточно усердно его почитают. Ну, а чтобы исправить это неправильное положение, надо принести Богу дары и всё снова наладится. Но налаживалось не всегда, то погода была омерзительна, и приносила многолетний голод, то соседние племена зверствовали и уничтожали соплеменников, и это не смотря обильные жертвоприношения, иногда даже человеческими жизнями. Одним словом, в критических умах, зрело сомнение в правильности исконных воззрений на Бога, и его месте в жизни людей.

В итоге это сомнение сформировалось в материалистическую концепцию происхождения мира, из которой Бог был удалён за ненадобностью.

Впервые её высказал Анаксимандр (610 - 540 гг. до н.э.). После долгих размышлений над философскими достижениями своих предшественников, и в первую очередь его учителя Фалеса (624 - 546 гг. до н.э.), Анаксимандр сообщил своим согражданам, что в основе всего сущего находится не «Бог», а совершенно материальная сущность «Апейрон», которая представляет собой единую ничем неразделённую бесконечную материю, из которой затем путём длительного развития и получилось всё то, что человек может наблюдать, осязать и воспринимать, как равно и сам человек. [1]

Можно представить какое впечатление это произвело на искренне верующих греков в свой пантеон мифических богов, которые спустя более 200 лет за меньшие «шалости» на эту тему отправили на тот свет Сократа. А он то, всего хотел уравнять земных героев со статусом мифических богов. Одним словом публика не приняла ереси Анаксимандра, и продолжало пребывать в наивной вере, что всё-таки всем заправляет Бог. Но семя сомнения было посеяно и оно медленно, но упорно пробивалось к общественному сознанию. Но «сердце» этого общественного сознания звало его не к непонятному атеизму, а к более прогрессивной форме религиозного мировоззрения - монотеизму. Так на смену политеистическим религиям, то тут, то там стал приходить не атеизм, а различные формы монотеизма. 

Позднее философы объяснят это инфантильностью человеческого мышления, которое, как всегда это бывает на распутье, выбирает путь с наименьшим сопротивлением. Проще, хотя тоже болезненно, отказаться от множества богов и оставить одного, чем лишиться всех скопом. [2] Поэтому, не смотря на то, что все философские предпосылки были созданы, особенно после работ Эпикура (341 – 270 гг. до н.э.) и Лукреция (99 - 54 гг. до н.э.), атеизм ещё долгое время оставался экзотической формой общественной мысли, пока не пришла эпоха Просвещения, которая открыла в нём «второе дыхание».

Вместе с небывалыми до этого прорывами в естествознании человечество переживает вереницу нескончаемых социальных революций, и те, и другие становятся благодатной почвой для атеизма, который в XX веке оформляется в государственную религию на территории бывшей Российской империи. В этой метаморфозе сознание вновь цепляется за привычные стереотипы, и вся структура новой религии полностью копирует хорошо освоенную конфессиональную иерархию.

Место «Царства небесного» занимает такое же эфемерное понятие  - коммунизм, которое с одной стороны имеет все признаки антропоморфной социальности, а с другой представляет собой идеалистический, вечно недосягаемый, символ, который в лучшем случае достигнут потомки, и то не факт.

Место кумира отводится вполне реальной личности Ленину, образ которого доведён до абсолютной мифической идеализации.

Место апостолов занимает многочисленная когорта соратников от Сталина до Кирова.

Местами поклонений становится мавзолей и партийные комитеты от ЦК до парткомов на предприятиях. 

Вместо икон портреты вождей. Рудиментом этой традиции являются портреты действующих президентов в кабинетах государственных чиновников всех мастей.

Научный атеизм [3] становится не только предметом в высших учебных заведениях, но и обязательным экзаменом при поступлении в аспирантуру.

Одним словом атеизм интегрировался во все сферы общественной жизни, став, ведущим мировоззренческим ориентиром советского общества. Поэтому не удивительно, что подавляющее большинство населения, прошедшее глобальную «чистку мозгов», продолжает исповедовать атеизм, искренне веря в его исключительную истинность, основанную на достижениях современного естествознания.

В философии современный атеизм обозначается как радикальный. Имеется в виду, что он полностью отвергает такое понятие как Бог, и всё что связано с его мистическими проявлениями.

Основной довод радикальных атеистов заключается в том, что они не верят, а знают, что Бога нет, но ни одного вразумительного аргумента, кроме того, что они с ним лично не знакомы, они не приводят. Когда религиозные фанатики им на это указывают, то они им очень логично объясняют: Ваш Бог, по вашим же утверждениям, проживает на небесах, но мы сегодня заглянули в самые отдалённые уголки Вселенной и нигде его не встретили. Подобный аргумент хорошо работал пока средний уровень образования был не выше ПТУ, когда же он поднялся несколько выше он уже воспринимался как издёвка.

Таким образом, и атеисты, и религиозные фанатики оказались на одном «поле» - вера. И те и другие просто верят в истинность их мировоззрения, а вере, как известно, доказательств не нужно.



[1] «Гримаса» истории заключается в том, что современный материализм не признает воззрений Анаксимандра и сводит Вселенную к демиурговской теории «Большого взрыва» и вся эта мировоззренческая эклектика мирно уживается в сознании современных атеистов.

[2] Когда Эхнатон (1375 – 1335 гг. до н.э.) решился провернуть подобный социальный кульбит, религиозная реформа его не пережила и почила вместе с ним.

[3] В реальности предмет назывался "Научный коммунизм", но поскольку основой коммунизма является атеизм, я позволил себе вольность его переиначить под тему статьи, тем более, что в идеологическом плане эти два понятия тождественны.