Как матушка Тамара вразумляла елеонских сестер

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Почерк Елеонской игуменьи Тамары (урожд. Романова), оставленный ею в книге сочинений преподобного аввы Дорофея (фрагмент). Книга с автографом матушки Тамары хранится в библиотеке Спасо-Вознесенского женского монастыря (РПЦЗ) на Елеонской горе в Иерусалиме. Автор фото:  монахиня Марина (Черткова), библиотекарь обители.


...Елеонские монахини Рафаила, Мелания, Вероника и  Тамара вспоминали [1]:

 «...Матушка Тамара была для всех нас воплощением благородства, любви и смирения. Она умела понимать самые сокровенные душевные переживания сестер и нести в их сердца долгожданные мир и тишину. Благодаря ей сестры хранили не только верность Христу, но и любовь к русской истории и культуре. В общении с сестрами всегда была доброй и ласковой. Она воспитывала нас только своим примером. Никогда на нас не повышала голос, никого не перебивала и не передергивала. Мы ее так хорошо изучили, что сразу догадывались: если она, опустив голову, кого-то молча и терпеливо выслушивает и при этом громко или тихонько покашливает, значит, эта сестра или неправильно рассуждает, или допустила какой-то промах в поведении. Значит, сестре необходимо срочно «загладить какую-то складку или все поведение».
 
Несмотря на большую занятость, игуменья Тамара не забывала о своей главной обязанности – заботе о духовном совершенствовании своих сестер. В послеполуденное или вечернее время по просьбе матушки опытные монахини обучали послушниц пению и чтению молитв на церковно-славянском языке, читали вслух и комментировали некоторые тексты из церковных книг, рекомендованных духовником. Елеонским насельницам матушка Тамара ежедневно являла пример строгой подвижнической жизни. В зависимости от обстоятельств она проявляла строгость и взыскательность, но в то же время умела в иных ситуациях ослаблять бразды игуменского правления и прощать отдельным сестрам их слабости. Если и приходилось ей вразумлять кого-то из сестер, то она «вызывала ее к себе и наедине наставляла». Хорошо знавшие матушку монахини вспоминали: «Если какая сестра в чём неверно поступала или не так себя вела, матушка молча шла в библиотеку, брала книгу, делала закладку у нужного поучения и посылала с девочкой-келейницей этой сестре. И та вразумлялась. И всё».

В качестве назидательного чтения матушка предпочитала давать своим сестрам богословские труды святителя Игнатия Брянчанинова – «Приношение современному монашеству» и «Отечник». В этих книгах игуменья видела сокровищницу назидания и поучения святых отцов. Они могут научить сестер страху Божиему, смирению, умной и внимательной молитве, сердечному безмолвию и преданности православной вере. Монахиня Марина (Черткова) обнаружила в монастырской библиотеке старую книгу с заметками матушки Тамары. Одной из своих послушниц игуменья передала книгу сочинений преподобного аввы Дорофея со следующим текстом наставлений: « (в начале текста стоит крестик.-Примеч. автора) 5 января 1963. Великое Крещенское Водоосвящение. Инокине Ирине. Духовной Дщери моей. Аввы Дорофея всю эту книгу читай, внимай, изучай, чтобы душа ум и сердце напитались этими поучениями монашескими; чтобы ими жить; и направлять ими свою волю, свои действия; подыматься, а не опускаться. Читай все по порядку, а потом в разбивку. Ищи ответы по указателю вопросов (в конце), там указаны страницы, где найти. Живи этой книгой, она поможет тебе спасаться. Когда оторвется верхняя корка, принеси мне. Никому не отдавай книгу. Подчеркивай карандашом места кот[орые] Тебе особенно понравятся или помогут жить и спасаться». В беседах с сестрами игуменья часто повторяла вслух слова из молитвы Оптинских старцев: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не огорчая и не смущая!» После этого, утешая сестру, добавляла: «Не правда ли, просто вымолвить, да не просто выполнить...»

 – Бывает так, – рассказывала монахиня Екатерина (Самара). – Приходит новая сестра в монастырь, игуменья дает ей келью и... – живи далее, как хочешь. Нет, матушка Тамара и отец Димитрий поступали иначе. Они вдвоем действительно «работали» с каждой новой сестрой, воспитывали ее, как рассуждать, оценивать, сравнивать, чтобы различать в себе добро от зла. Они помогали послушнице становиться настоящей монахиней. Как – вы спросите? Сначала индивидуально с каждой новой послушницей говорили о христианских добродетелях. Начинали с выполнения послушания. На своем примере помню, как все годы батюшка учил меня «непрестанно как бы сотрудничать с Богом», а матушка призывала меня «согласовывать свою волю с волей Божьей». Потом и я через много лет сама стала контролировать себя, все свои мысли, чувства и эмоции. Вот так, очень постепенно, дожив на Елеоне до седых волос, я привыкла жить с миром и радостью в душе».

– Неужели такое воспитание обходилось в обители без единого наказания?

– Как без этого?! Наши наставники были со всеми уважительны и добры, но батюшка, помню, и строго наказывал нерадивых сестер: cделать столько-тo поклонов перед иконой Божией Матери в храме. Особенно строго относился он к тем, кто без нужды разговаривал во время богослужений. Да, матушка Тамара была для нас любимой «аммой», а батюшка Димитрий был всем как родной отец, накажет, а потом и утешит… Многие, хорошо знавшие матушку Тамару, отмечали, что она обладала истинной простотой и всецело была предана монашеству. Всех общавшихся с игуменьей подкупали ее «редчайшая доброта, заботливость, благородство, терпимость и любовь к ближнему». Ей удавалось расположить к себе всех, кто хоть раз имел честь с нею общаться. При всем этом, отмечали хорошо знавшие матушку люди, «было в ней что-то такое, что никому не могло в голову прийти позволить себе какую-либо фамильярность» [2].

Литература.

[1]. Игуменья Царского Рода. Княжна Татьяна Константиновна, Елеонская игуменья Тамара. – М.: Издательство Фонда Великого Князя Сергея Александровича, 2018. – 204 с.: ил.

[2]. Там же.