Мысли... ч206

Новиков Борис Владимирович
О единственно допустимом виде «убийства».
Калькулятор «убил» арифметику; компьютер «убил» формальную логику, мушкет «убил» лук со стрелами…
Но все эти (и подобные им) «убийства» имеют одно чудесное свойство: они рождают («убийство» рождающее и рождение «убивающее», что есть снятие), они вызывают к жизни нормального, – действительного, – человека. Человека (людей, общество) творческого, строй жизни: действительный гуманизм, сущий в форме практической всеобщности.
***
«Пристрасть – це натхнення тіла, а кохання – це натхнення душі» (Ліна Костенко).
Парафраз. Пристрасть – це натхнення тіла. Кохання – це натхнення тіла, духу і душі. 
***
«Почему я не смотрю телевизор? Я не хочу качать через себя километры никчемной рекламы» (Услышанное).
 …Я тоже. Тем более, что то, что в промежутках между рекламой – тоже реклама. И даже хуже.
***
Богатый – не тот, у кого много, а тот, которому хватает.
***
«Гений – это бессмертный вариант простого человека» (С. Довлатов).
Несогласный я. Несогласный с одним - единственным словом: «простого». Нормальный человек не бывает «простым»: покажите «сложного». Есть просто человек.
Он-то и гений именно потому, что нормальный, т.е. действительный (а не реальный). Предлагаю редакцию. «Гений – это бессмертный вариант действительного человека. Просто человека».   
Когда подобное положение банализируется, то он и есть: просто человек.   
***
Нормальный человек, действительный человек, человек - творец, человек - гений – это художник своего дела. Своего Дела.
P.S. Которое – свое - иное - себя Дела нашего и Дела всехнего: Общего Дела.
***
Похоть славолюбия, сребролюбия, сластолюбия etc. как грани, как ипостаси, как производные гипертрофированного самолюбия. 
***
Терпение (как модус безразличия) на том «полюсе» где «терпилы»: люди в статусе объектов внешнего воздействия (грубости, наглости, некомпетентности, глупости, корыстолюбия, развязности, стяжания, алчности, жестокости etc., etc.) очень нередко воспринимается субъектами вышеназванных (а скольких неназванных) практик … как их поощрение. Юрист, либо психолог скажет: «выполняет роль виктимного (провоцирующего) поведения».
Наверное, не без того. Однако же, не приведи Господь, подобные субъекты увлекутся, «попутают рамсы» и примут терпение за покорность…   
***
Гламур – это культура упаковки, это культ видимости, это религия квазибытия. Упаковка без упакованного, обозначение без обозначаемого, образ без прообраза, символ без референта… 
***
Старая присказка на новый лад: «у него (нее, них) всего и свету, что в окошке. Овертона...».
***
Оно. Он, она. Они.
Они. Он, она. Оно.
Социальное восхождение. Творчество.
Социальное нисхождение. Свитие.
…Говорят, в грамматике англ. языка нет родов. И, соответственно, различных местоимений.
Как они живут?!
***
Овидь (укр. – виднокіл).
***
Опасна не полярность. Опасна попытка «разорвать» полюса.
Разумеется, есть «полярность» токсичная.
В культуре это – мир превращенных форм. Ну, так надобно же знать. Не допускать. Предупреждать. Избегать. Не вестись. Не уповать. Ибо, – всегда, – чревато. Нередко – крайне чревато.   
***
Простенько думающие, простенько чувствующие и очень простенько действующие практически субъекты превращенных форм. Еще те субъекты… Но ведь и формы - то простенькие до невозможности, до неприличия. А всё потому, что это, – всё, – та самая простота. Которая хуже воровства. Особенно, если это практикуется в наш, уж куда как просвещенный ХХІ-й век!    
***
Раньше я просил своего деда (или бабушку) научить меня чему-то: варить кулеш, готовить драники, косить, мариновать помидоры, ловить рыбу, охотиться на зайца и лису, грамотно собирать грибы или березовый сок, ремонтировать карбюратор мотоцикла, вышивать гладью… да мало ли что: нынче мне достаточно набрать в любом поисковике, что меня интересует, прочитать инструкцию, либо несколько раз посмотреть (в том числе и талантливо сделанный) ролик в Ютюбе. Разумеется, таким источником может быть кто - угодно и что угодно, а не только Ютюб.
…А при чем здесь принцип культурной амбивалентности?
Так ведь в Ютюбе (и К0) всякому научить могут и в состоянии… И – учат. Надо ставить блок. Защиту. Вырабатывать культурный иммунитет в себе.
Это я в первую очередь – к вопросу: нужна ли современному человеку философия, а если нужна, то КАКАЯ?
И здесь все упирается, – как частность, как ситуация, – у вопрос порядка всеобщего: взаимодействие или воздействие? А если воздействие, то с какой целью? Включая информационное. А, может  – и в первую очередь, ибо: какие мысли, такие чувства и, – точно такие же, – практики. Словом, чем дальше от истины, тем ближе к крови.
…А то почему же ее, – философию научную, – «сливают» так тщательно?!      
***
Черно - белое мышление, черно - белая чувственность, черно - белые практики… Банализированная, а, нередко, и абсолютизированная рассудочность.
Об этом превосходно у Максимилиана Александровича Волошина, в его «Ликах творчества»: «Во всех его (Леонида Андреева. – Б.Н.) произведениях слышится особая интонация пророческой исступленности, которая требует от читателя либо полного согласия, либо открытой борьбы. Либо «верую и исповедую!», либо «побивание камнями проповедника».      
***
Эму – это страус.
ЭМИ – это электро - магнитное излучение (как один из поражающих факторов ядерного взрыва…).
В современных условиях, – век электроники! – пожалуй, самый разрушительный. Фактор. Ибо – откатывает (тех, кто выжил)… в ХVIII век. Он ее, – всю, – сжигает.   
***
Исавы «философии». Пошли косяками. На нерест духовной сивухой. Отречением. Предательством. Сиречь: интеллектуальной, чувственной и практической превращенкой.
***
К формам превращенным, – мыслительным, – как продуктам неспонтанного мифотворчества, вполне применима характеристика, хотя и не исчерпывающая, однако же весьма точная:
«Это … есть не что иное, как мудрость юродствующих и прозорливость слепотствующих» (Ф.И. Тютчев).
  ***
Чем человек разумный отличается от просто (обыденно, рассудочно etc.) мыслящего? Он, разумно, сиречь диалектически, мыслящий, кроме, – многого, – прочего, мыслит системно. Т.е., решая проблемы, отвечая на вопросы, развязывая задачи etc. способен, как говорится, «качать на косвенных»… Себто, йому до снаги опосередкування. Адекватне виявлення зв’язку всього зі всім і перетворення всього у все.   
***
Действительное – это вечное в мгновенном и мгновенное в вечном. Культурном, разумеется. 
***
Культура начинается с запрета и ограничения. С табу.
Раскультуривание начинается (и продолжается уже как одичание и озверение) со снятия запретов и ограничений, «срывания покровов», «разоблачения и обличения» etc., etc.
Заканчивается … кострами инквизиции. С поправкой на время, разумеется: XVIII в.,  XIX в., XX в., XXI в… Впрочем, начиная с конца ХХ-го столетия культура, – в ее земном случае, – уперлась во вполне реальную возможность самоликвидации.
Культура начинается с ограничения; творчество начинается с самоограничения. На термоядерном etc. костре.    
***
Что есть ностальгия? Не знаю. Я ее, – для себя, – в годы службы срочной (ГДР, ГСВГ, Дрезден – Лютерштадт Виттенберг, 1967-1969гг.) обозначил (определил) как «ревматизм души».
***
Искусство – это способность художественными формами и средствами (словом, цветом, светом, звуком, материалом, жестом etc.) возвышать тело, дух и душу человеческие от культурной реальности до действительности. Процесс этого возвышения – художественное творчество. Результат – произведения искусства. В случае состоявшейся встречи действительности (сущность + существование) с добром и красотой – классика. 
***
«Все мы умираем неизвестными. Слава – солнце мертвых» (Оноре де Бальзак).
…Смирился, бедный, что при жизни не дождется…   
***
Чем, – неизбежно, – чревато управление в режиме «кем – чем»?
Оно  – прямой путь от «управления хаосом» к «хаосу управления». В любом масштабе: локальном, региональном (национальном), глобальном.
Еще раз (уж в коий!) повторяю: система без обратной связи обречена. Об-ре-че-на. Доживая и неживая – на разрушение. Живая, животная, социальная (культурная) – на гибель.
***
Раньше герой – это тот, кто совершал подвиг. Нынче – который «балуется» героином. Впрочем, подобное «баловство» очень быстро приводит в «профессиональною лигу», а затем – сводит в могилу. 
***
«Чем проще сочетание красок, тем больше они могут сказать» (Максимилиан Волошин, Лики творчества).
Алгебра этой мысли (и в этом случае я с ней согласен) сродни выражению: «Чем больше у человека есть что сказать, тем меньше для этого нужно времени. И бумаги».
***
Управление в режиме «творительного падежа» (кем-чем) – это «начальник по профессии», это номенклатура, это управленческая (властная, руководящая) династичность, кастовость, семейственность, клановость etc. Это бюрократизм, дублирование (неэффективность), подхалимство, некомпетентность, разгильдяйство, начетничество, страх, имитация, насилие, ложь, подлость, лицемерие, мимикрия, скрытый и неприкрытый террор как форма отстаивания своего статуса объективированный видимости.    
***
Потребность есть осознанная нужда.
***
Хочу знать больше. И не выглядеть, – к примеру, на свидании, – сконфуженным.
…Ну, спросит, – ни с того, ни с сего, – вас он/она: «а кто такие семь мудрецов?»; «а что такое семь чудес света?»; «а какие такие семь грехов называют «смертными»?
Можно, разумеется, «отделаться» Гераклитом: «многознание уму не научает». А лучше, – в вашем прелестном возрасте-то, – просто знать. Это гораздо убедительнее, чем начать лихорадочно тыкать пальцем в «клаву» и искать ответа в Вике. Да и не везде Wi Fі есть…
Итак, по мере поступления. Вопросов. Ответы.
Первое. «Фалес Милетский.
Солон Афинский.
Биант Приенский.
Питтак Митиленский.
Клеобул из Линда.
Мисон из Хены.
Хилон из Спарты».   
Второе. «Пирамида Хеопса (Гиза, Египет).
Висячие сады Семирамиды (Вавилон, Месопотамия).
Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, Греция).
Храм Артемиды в Эфесе (Эфес, Турция).
Мавзолей в Галикарнасе (Галикарнас, Турция).
Колосс Родосский (Родос, Греция).
Александрийский маяк (Александрия, Египет)».
     Примечание. Первое (чудо) уцелело до наших дней; второе – разрушено персами; третье – сгорело в пожаре; четвертое – сгорело в пожаре, намеренно и умышленно учиненном Геростратом; пятое – разрушено землетрясением; шестое – разрушено землетрясением; седьмое – разрушено землетрясением.
Третье. «Гордыня.
Зависть.
Гнев.
Уныние.
Алчность (сребролюбие).
Чревоугодие.
Похоть (блуд)».
Откуда я это знаю? Ну так у меня же Wi Fi работает…
   ***
В.И. Суриков о Л.Н. Толстом. И Софье Андреевне. «Не любил я у них бывать – из-за нее. Прихожу я раз; Лев Николаевич сидит: у него на руках шерсть. А она мотает. И довольна: вот что у меня, мол, Лев Толстой делает. Противно мне стало – больше не стал к ним ходить» /Максимилиан Волошин, Лики творчества/.
***
Чтобы стать специалистом, необходимо окончить ВУЗ. Да и то, получив диплом о высшем образовании, этот специалист определенное время даже юридически (в СССР – три года) считался «молодым специалистом».
Чтобы стать профессионалом, необходимо, – практически, – отработать по специальности не менее 10 000 (десяти тысяч) часов. Или, что то же самое – не менее пяти лет (при восьмичасовом рабочем дне).
Чтобы стать (и оставаться) любителем своего дела и в своем деле (специальности, профессии), т.е. чтобы оно было именно твоим Делом, необходимо на старте своей взрослой жизни очень чутко вслушиваться в себя, в то, что трудно лаконично (а не лаконично об этом сказано и написано немало) артикулировать; в то, что психологи называют «призвание» (укр. – покликання). Словом: полюбить. Как будущую жену. Или мужа. Аминь.
Так что, не зевайте, отроки и отрочицы, юноши и девушки. Вслушивайтесь. В жизнь вокруг и в себя. В 13-14-15-16-17 лет…
***
Творчество… «…Школа. То же, что толкает к творчеству, избыток, настоятельно ищущий выхода, томление, которое не находит себе формы, это – росло независимо от школьной работы...» /Максимилиан Волошин, Лики творчества/. 
***
Школа и импровиз, традиция и новаторство. В режиме перманентного преемства… Ну, как в фигурном катании: программа обязательная и программа произвольная. Разорвите – и вы получите либо заскорузлость и рутину, либо, – безосновательный потому что, – разгул произвола в его наихудшем смысле и значении. Так – во всем. От искусства до политики, от экономики до … Словом, во всех видах и формах культуры. Найдется даже «философия» на потребу, пытающаяся санкционировать подобный произвол. Ее наиболее последовательная, изощренная и современная форма – постмодернизм.
И всё это – в русле свития. Тоже ведь: развитие, деятельность, культура … И: с конца ХХ столетия вполне себе реальная возможность Finitы для культуры (цивилизации) в земном ее случае: рукотворный Апокалипсис. Нравится такая перспектива? Резвитесь.       
***
Отказ от школы – он ведь многолик. Он мимикрирует, уповает на вседозволенность и апеллирует к «свободе», под которую маскирует оголтелый произвол: «долой ограничения!», «сорвем покрова!», «запретим запрещать!», «разрешено всё». Словом: «назад на пальму!». Ну, в смысле: на грушу… Но ведь и груша (вместе с насельцами) того…Сгорит в термоядерном пожаре. 
***
Превращенка в чистом вид: «эффективный собственник», «универсальный менеджер», «компетентные органы», «креативный класс» etc.
 ***
Индустрия производства сознательного и намеренного заблуждения – лжи, – шагает в ногу со временем: «совершенствуется», «модернизируется», мимикрирует. Являясь модусом неспонтанного мифотворчества, оперативно меняет бренды, тренды, мейнстримы, подмалевывает, – освежает, – вывески. Было: «идеологическая война», стало: «информационная война», «мягкая сила», «овертонизация», «публичная дипломатия», «стратегическая коммуникация», «политтехнология», «дискурс» (это без рекурса-то!), «операция влияния», «глюк», «фэнтези» etc.
Это – духовный СПИД.
Как бороться, как предохраняться? Ну, примерно, как и в случае со СПИДом, т.с. «классическим»: здоровый образ жизни, витамины, калории, укреплять внутренний иммунитет, прививки, недопустимость беспорядочных идеологических связей еtс., etc. 
***
Что значит «ставить внутренний иммунитет»?
Это значит учить (и учиться) побеждать идеологические (как продукт неспонтанного мифотворчества) грёзы, треши,глюки, наваждения, фейки, спам…
Нейтрализовать. Пресекать в зародыше.
Здесь – как в медицине (в пожарном, в судейском и т.п. деле): главное – профилактика. Упреждение и предупреждение. Недопущение. А не количество находящихся на лечении, потушенных пожаров, осужденных лиц и т.п.
***
Оказывается, слово «чай» произошло от названия страны: Китая, China. Не знал. Знаю.
***
«Музыка уже кончилась, а эти еще танцуют» (Дж. Сорос).
Сказано было совсем по никчемному поводу (ситуация на биржевой площадке NASDAQ в мае 2000-го г.), а какая мощь и прозорливость ума!..
***
«Ложные понятия имеют то неудобство, что требуют долгого времени, дабы себя изжить» (Ф.И. Тютчев).
***
Творчество есть культурное развитие, базирующееся на истине, добре, красоте и пользе.
Свитие есть культурное развитие, базирующееся на лжи, зле, уродстве и вреде. Аминь.
***
Деградация, она ведь тоже, – в векторе свития, – развивается: от сознания клипового, к сознанию кликовому, примером.
***
Принцип культурной амбивалентности, применительно к феномену информатизации.
Компьютер уравнял людей по их доступу к непрошедшей добротный логический (а также моральный, эстетический etc.) таможенный досмотр, информации.
И что это: ГМО - инфа, инфодеза, инфошум, инфоспам и т.п. – человек не разберется, если у него нет соответствующей подготовки, защиты, прививок, иммунитета.   
***
А сколько? А на каких весах? Или каким аршином – можно отмерить и измерить это: потребление, потребительство, потреблятство?..
Да не в палате мер и весов ответы на подобные вопросы искать надобно, но – в диалектике. В соотношении: беру и отдаю, потребляю и произвожу. Способности и потребности. Etc. В отношении. Ибо: «в сущности всё относительно» (Г.В.Ф. Гегель). В осуществляющемся диалектическом противоречии. Это – основание. Аминь.    
***
«Нынче госпожа слава стала «девушкой по вызову»… Она стучится в двери к тем, кто платит деньги». /Прочитанное/.
***
Нормальный, – действительный, – алгоритм жизни: наследование – следование – исследование.
***
НАСЛЕДОВАНИЕ. Преемство, распредмечивание, изучение, освоение, ретроспекция, вход, узнавание, обучение, приучение, научение, руководство, подражание, игра, обретение, ассимиляция, получение, пропедевтика, ретроспекция, индивидуализация общественного, воспитание, педагогика, социализация etc.
СЛЕДОВАНИЕ. Закон, школа, традиция, регламент, эталон, штамп, клише, указание, правило, матрица, канон, алгоритм, стандарт, инвариант, норма, норматив, нормаль, кондуктор, предписание, уложение, репродукция, воспроизводство, фабрикование, тиражирование, рутина, монотонность, ход, знание, перцепция, привычка, порядок, назидание, копирование, перфективность, приказ, управление, рекомендация, совет, подчинение, принуждение, банальность, депривация, детерминация, ограничение, определение, дефиниция, масштаб, программа, предопределенность, план, устав, кодекс, уложение, конституция, интроспекция (самоконтроль, самонаблюдение) etc.
ИССЛЕДОВАНИЕ. Трансцендирование, трансгрессия, производство, продуцирование, выход, познание, открытие, изобретение, инновация, новаторство, инсайт, парадокс, антиципация, форсайт, прогноз, предвидение, поиск, перспекция, находка, отдача, проект, прорыв, инновация, проницание, прорицание, предвидение, предвосхищение, самоуправление, прорицание, пророчество, футурность, предсказание, предусмотрительность, прогресс, новообразование, предварение, замысел, промысл, фантазия, прожект, креативность, обобществление индивидуального, самодеятельность, распределение, творчество.
***
Монологический поток сознания (разорванный, прерванный, запрещенный etc. диалог) – короткий, – возможно: самый короткий, – путь к дегенерации. К вырождению, к гибели культуры. Ибо на нем формируется, – и основывается, – поток чувствования и практик. Деформированный, – либо и вовсе изведенный, уничтожений диалог (и полилог) – это система, существенно, либо же начисто, лишенная обратной связи. А каков ее, – неизбежный, – удел? Подобной системы?
Доживой и неживой – разрушение. Живой, животной, социальной (культурной) – гибель. Без вариантов.
…P.S. Оппозиция – модус (какой - никакой, но модус) диалога.