Вкус войны

Александр Чурсин 2
               
   4 ноября, россияне отмечают День народного единства, достаточно молодой праздник в нашей новейшей истории удивительнейшим образом совпадающий с православным праздником обретения иконы Казанской Божьей матери - своеобразный реверанс власти в сторону нашей церкви . События, ознаменованные этим днём, происходили в начале 17 века и имели общегосударственную значимость, было проявлено единение народа перед лицом нависшей над отечеством опасности. Но сегодня я собираюсь рассказать не о том далёком времени, а о гораздо более близком, которое помнят ещё наши бабушки и дедушки, о начале Великой Отечественной Войны и ключевым словом, связывающим эти эпохи, будет - единство.

   Война шла уже более 4 месяцев, положение на фронте было чрезвычайно тяжелым, решалась судьба Москвы, город Горький из тылового превращался в прифронтовой. Горожане уже привыкли к эвакуированным из западных районов заводам, привыкли к особому распорядку военного времени, но все же война ещё не заглядывала в город лично, не показывала свой смертоносный лик...4 ноября, ближе к вечеру, над городом появился самолет с черными крестами на крыльях. Сделав несколько кругов над кварталами, он сбросил бомбу на завод им. Ленина. Вслед за этим в главном четырехэтажном корпусе прогремел мощнейший взрыв, от которого обрушилась большая часть здания. В небо поднялся высокий столб черного дыма, огня и пыли, который было видно из всех частей города. Только после этого послышались гудки воздушной тревоги, а из района Тобольских казарм начали палить зенитки. На расположенном напротив пострадавшего предприятия заводе радиоаппаратуры им. Фрунзе во всех цехах вылетели стекла и осыпалась штукатурка. Пилот же «Хейнкеля» спокойно повел самолет к Кремлю, попутно осматривая местные достопримечательности. При этом летчики, почти как в фильме Михалкова «Утомленные солнцем-2», высовывались из кабины и махали испуганным жителям руками. В тот день и последующую ночь бомбардировке подверглись также автозавод и завод “Двигатель революции”, были вызваны серьезные разрушения, погибло несколько сотен горожан. Рабочие стремились покинуть разрушенные цеха, на улицах пассажиры выпрыгивали из трамваев, поднялась паника. Отбомбившиеся самолеты пускали по разбегающимся людям пулеметные очереди.

   В налете 4 ноября участвовало 300 самолетов, из них к городу смогли прорваться только 11, все они были опытными ассами Люфтваффе. Успешному бомбометанию способствовал, тот факт, что на строительстве некоторых заводов, ещё до войны, были задействованы немецкие специалисты, которые в подробностях знали расположение различных производственных помещений. Противовоздушная оборона города создавалась методом импровизации, и к ноябрю 1941 г. она в основном состояла из 76-миллиметровых орудий образца Первой мировой войны. Огонь батарей велся беспорядочно и хаотично, не создавая немцам никаких помех. Утром 5 ноября собралось на экстренное совещание бюро Горьковского обкома партии. После выяснения общих результатов налетов было принято постановление о ликвидации последствий бомбардировки. Утренние газеты же вышли без единого намека на трагические события. Так, «Горьковская коммуна», ни слова не сообщая о налетах на город, поместила огромную статью «В фонд обороны Родины», в которой говорилось, как горьковчане в едином порыве сдают на нужды войны рояли, личные автомашины, упитанных баранов и т.п. Вместо того, чтобы рассказать людям правду, через официальную печать, власти предпочли замалчивать случившееся, тем самым давая повод к распространению всяческих слухов. К сожалению, такая подленькая черта, была присуща советской власти на протяжении всей ее истории. Тем временем на заводах, не прекращая выпуска продукции, осуществляли разбор завалов, освобождая уцелевших рабочих и извлекая изуродованные труппы погибших, которые порой даже невозможно было опознать. Погибших отвозили на Автозаводское и Бугровское кладбища, там и сейчас можно увидеть братские захоронения, но точного числа их, из-за халатного отношения, установить невозможно, определенно можно говорить о более 300 жертв.

   Авианалет 4 ноября показал горьковчанам всю сущность войны, она фактически началась для нашего города в этот день. Через животный страх, парализующий физически и морально, созерцание многочисленных разрушений и смертей вокруг, люди узнали, если можно так выразиться, её вкус, ощущение которого осталось с ними на всю жизнь. Трагедия 4 ноября способствовала единению наших земляков со всей остальной воюющей страной на более глубинном уровне, позволяющем лучше понимать, что чувствуют осажденные ленинградцы, обороняющиеся москвичи или познавшие всю силу фашистского нападения, в первые дни войны, жители Киева и Минска. Дай Бог нам никогда не забывать того, что довелось пережить нашим бабушкам и дедушкам. ( При написании статьи были использованы материалы с сайта).
©                ( А.В.Чурсин)

P.S. Знание истории родного города теснейшим образом связывает нас со своими предками, способствует пониманию их жизни и ограждает от повторения негатива прошлого. Если вы заинтересовались моим творчеством и хотите оказать финансовую помощь проэкту, то каталог всех опубликованных произведений ВКонтакте и реквизиты банковской карты здесь https://vk.com/wall389303649_1100