Вечный союз жизни Гилберт Биб, Уильям Конрад

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВЕЧНЫЙ СОЮЗ ЖИЗНИ
Гилберт Биб (1856)
http://oldfaithbaptist.org/library/Eternal-.pdf

В ходе последних дискуссий о вечном жизненном союзе или вечных взаимоотношениях Христа и Его Церкви, которые так взволновали наш возлюбленный Сион, оказалось, что у некоторых братьев нет достаточно четких и ясных позиций, заявлений и аргументов, которые требует важность этой темы. Все наши проповеди, письма и беседы о спасении по благодати, безусловно, должны быть такими, чтобы они были поучительны и полезны для святых. Дети и младенцы в Царстве Господа нашего имеют вкус к истине, данной в Иисусе, насколько они знают Его. Они жаждут чистого словесного молока, чтобы возрастать во спасении. Поэтому учение нашего Спасителя и Бога должно быть явлено в простоте евангельской, а не в духе тщеславия или стремления господствовать.
Что касается вечного жизненного союза Господа нашего Иисуса Христа и Его благословенной Церкви, то об этом было сказано много такого, что, несомненно, было темным и бессмысленным, и не приходится сомневаться, что многие из тех, кто утверждают, что они здравы в вере, и которые здраво мыслят во многих других вопросах, совершают грубые ошибки в отношении характера, происхождения и вечности этого союза; им кажется, что они выступают против этого учения, тогда как на самом деле они просто иначе понимают ту же истину. Например, когда мы говорим о вечном союзе, некоторые нас просто не понимают;  им  кажется, что можно говорить лишь о проявлении этого союза, которое христиане чувствуют и понимают на опыте, когда они переходят из смерти в жизнь. Следовательно, этот союз может рассматриваться как вечный только в будущем, и люди возражают против идеи реального союза, существующего между Вечным Христом, Главой Церкви, и Его народом, как членами Его Тела. Мы согласны с утверждением тех, кто считает, что дети Бога, рожденные от Него, на опыте обретают примирение с Богом во Христе, когда Он является в них как упование славы. Но наше знание, опыт и осуществление жизненного союза со Христом возможны лишь благодаря вечной цели и постановлению Бога, Который избрал нас во Христе Иисусе до основания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. Бог изначально предопределил нас быть подобными  образу Сына Его, дабы Он был первородным между многими братьями.
Должно знать, что этот вечный союз есть именно союз жизни, а не просто проявление вечной жизни в тех, кого Бог предопределил к усыновлению во Иисусе Христе по Своему благоволению, ибо во многих это еще не совершилось. Иными словами, мы надеемся, что есть многие, кто сейчас является врагом Бога по своим преступлениям, а другие еще не родились, и тем не менее в тех и других Бог еще явит богатство благодати Своей через Своего Сына, давая им опыт обретения этого жизненного союза. Духовная жизнь Церкви только одна, и это жизнь вечная. Иисус говорит о Своих овцах: Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек. Иоанн говорит: свидетельство сие в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Не сказано, что это множество жизней. Жизнь, уделенная Церкви, единственная, и это жизнь, которую Он дал нам в Сыне, и о которой сказано, что она сокрыта со Христом в Боге, и когда Тот, Кто есть наша жизнь, явится, мы явимся вместе с Ним во славе. Жизнь во Христе одна, и она достаточна, ибо есть лишь одно Тело и один Дух, и мы призваны к одной надежде. Какая польза была бы от более чем одного Тела и одной жизни? Мы уверены, что для всех святых очевидны две вещи: во-первых, что эта жизнь единственна, а во-вторых, что она вечна. Ни с тем, ни с другим не поспоришь. Только Христос есть наша Жизнь, ибо Он один имеет бессмертие и жизнь вечную, и только в Нем жизнь и нетление Его Церкви, которая есть Его Тело, и Его полнота, наполняющая все во всем.
Из двух этих утверждений несомненно следует третье, а именно, что вечный жизненный союз Христа и Его Церкви есть та жизнь вечная, которая, как говорит Иоанн, была у Отца и явилась нам в Том, Кто есть Слово Жизни (1 Иоан.1.1-2), и о Ком сказано: Сей есть истинный Бог и Жизнь вечная (1 Иоан.5.20).  Прежде чем идти дальше и показать это, сделаем паузу, чтобы понять, каким образом кто-либо из наших читателей может иметь какое-либо знание или идею об этом вечном жизненном союзе, существующем между Христом и Его Церковью, если не через сам этот союз. Может ли эта вечная, духовная бессмертная жизнь быть доведена до нас или опытно познана иначе, чем через сам этот постигаемый на опыте союз между Богом и Его народом? Конечно, нет. Каждое чадо Божие с готовностью признает это; и как только мы рождаемся свыше, и в этом новом рождении становимся блаженными причастниками этой бессмертной жизни, эта связь с Богом рождает в нас крик: Авва, Отче, и разве не благодаря ей же мы приветствуем других членов Тела Христа, как  наших братьев и сестер в Господе? Это реальная жизнь, и если союз не содержит ее, а является лишь номинальным, он не принесет нам никакой пользы.
Тем не менее иногда нам говорят, что этот вечный союз, хотя он на самом деле объемлет Церковь, тем не менее не может быть познан на опыте. Посмотрим, так ли это. Мы сказали, что вечный жизненный союз включает в себя вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам. Теперь мы спросим: когда и где это произошло, и как вечная жизнь была уделена святым? Посмотрим, что сказано: «Свидетельство сие в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Иоан.5.11-12). Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Кто благословил нас всяким духовным благословением! Откуда? С Небес. В Ком? В Иисусе Христе. Как? Так как Он избрал нас в Нем. Когда? До сотворения мира. Зачем? Чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф.1.3-4). Это свидетельство, которое неопровержимо. Не сказано, что жизнь Христа предназначена для нас или поставлена нам как цель, но сказано: свидетельство того, что Бог даровал нам жизнь вечную. Либо истина состоит в том, что вечная жизнь дана нам от Бога, либо нет никакого свидетельства истины.
Но мы слышим возражения: разве вечная жизнь не является нашей целью? Будьте осторожны к тем, кто делает подобные придирки. Либо это фактически дано нам, либо не дано во Иисусе Христе прежде вековых времен, а лишь может быть передано нам. Мы сказали, что реальность чего-либо предполагает, что это уже есть. И мы спрашиваем: разве будет более достойным Бога дать нам лишь как цель то, что уже дано как дар? Очевидно, что многие хотят отклонить силу Божия свидетельства и именно для этого выдумывают придирки. Еще раз скажем: мы в достаточной мере убеждены, что истина, вечная жизнь и бессмертие Церкви Божией даны ей в Иисусе Христе, как ее Главе, до основания мира. Могли ли мы получить этот дар во Христе до основания мира, если бы Христос не был Посредником по отношению к нам с самого начала? Очевидно, нет. Может ли вечная жизнь быть дана нам в Иисусе Христе прежде вековых времен таким образом, чтобы мы не имели удела в Нем прежде нашего возрождения во времени? Мы думаем, что на этот вопрос никто не ответит утвердительно. Но все еще может возникнуть вопрос, как и в каком смысле мы можем быть освящены во Христе Иисусе прежде основания мира? Поскольку семя Авраама существовало в нем до того, как мы родились во времени, в нем Бог даровал его потомству землю Ханаанскую прежде, чем оно родилось. Бог нарек Авраама отцом множества народов прежде, чем возникли эти народы. И Адам нарек своей жене имя Ева, ибо она стала матерью всех живущих, прежде, чем родился кто-либо из ее детей. Так и жизнь всех потомков Авраама  была в нем, как в их отце, и среди них были также люди, которые были лично призваны Богом, как Левий, который получил удел Мелхиседека от своего прадеда – Авраама.  Если бы жизнь всего человеческого рода не пребывала в Адаме, каким образом все поколения и роды рассматривались бы как его потомки? Бог благословил Адама и сказал: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. В этом Адам прообразовал Того, Кому надлежало прийти, то есть Христа. И в завете с Авраамом Бог сказал: истинно благословляя благословлю тебя и умножая умножу тебя. Жизнь, которую Бог даровал нам как общую со всем остальным человечеством, является земной, естественной и смертной, но жизнь, которую Он дал нам в Сыне, есть небесная, духовная и бессмертная. В первом случае мы связаны с землей, которая является нашей матерью и в которую мы однажды возвратимся, но во втором мы связаны с Богом, Небом и бессмертной славой, в которую мы будем призваны в конце вместе со всеми детьми Божьими. Наше природное рождение не делает нас сыновьями и дочерьми Адама, но мы сотворены как его потомки, и наше естественное рождение есть его проявление. Точно так же в нас проявляется жизнь, которая дана нам во Христе и делает нас детьми Божьими.
Как понимают наш жизненный союз и отношение ко Христу те братья, которые возражают против нашего мнения? Они говорят, что когда грешник возрождается и получает в духовном рождении новую жизнь, он тем самым примиряется с Богом, обретает любовь к Нему и Его Слову, Его закону и Его народу; получает от Бога новое сердце и новый дух, который вкладывается в него и связывает его со святыми в единстве духа и союзе мира. С этим мы от всего сердца согласны, ибо это истина; но мы убеждены, что все эти духовные блага жизни, любви, радости, единства, братства и Духа даны нам во Христе потому, что прежде мы были избраны в Нем прежде создания мира, как сказано в Еф.1.3-4.   Большинство согласится с нами в том, что нет такого духовного благословения нового рождения,  которое не было бы дано во Христе, то есть до начала мира. Все эти блага реальны, и во Христе они принадлежали нам как дар Отца задолго до того, как мы получили опытное знание о них. Хотя в нашей ветхой земной природе мы были мертвы ко всем духовным вещам и лишены духовной и бессмертной жизни, и не имели ничего подобного союзу со Христом, и были врагами Бога по своим злым делам и по природе были чадами гнева, как и другие, это не имело отношения к тем вещам, которые существовали до того, как нам было возвещено о них и мы узнали об этом. Жизнь, которую сообщило нам новое рождение, была поистине вечной жизнью от Отца, сокрытой со Христом в Боге. Как и все блага, данные от Бога, союз со Христом, сыновство и право наследия столь же вечны, как и жизнь, которая их объемлет. Следовательно, эта жизнь, которую мы постигаем на опыте, на опыте же приводит нас к союзу и общению с Отцом в Его Сыне Иисусе Христе, и она обладала благодатными свойствами и тогда, когда мы ничего не знали о ней.
Какой славной и возвышающей Бога и смиряющей тварь является библейская доктрина вечного жизненного союза! Христос и Его Церковь едины, как и Он Сам един с вечным Отцом.   Как Отец со всей полноте Божества, обитает телесно во Христе, так и Христос во всей славе Своей Божественной природы и посредничества обитает в Его Церкви. Кто дерзнет сказать, что Отец любит Сына только в перспективе, только как цель, если Христос возвещает миру о том, что Отец любит Его народ, как Он любит Его Самого до основания мира? Если Христос есть Первенец среди многих братьев и сестер, и все члены Его Тела предопределены быть подобными образу Сына, то это не началось с Его появления в нашем мире. То, что определяет наше отношение к Богу, как Его детей во Христе, не началось с нашего земного существования в Адаме. «А как дети причастны плоти и крови, так и Он воспринял оные» (Евр.2.14). В этой плоти Он претерпел смерть, и затем воскрес из мертвых, и вознесся на Небо, и потому наше смертное тело должно умереть и возвратиться в прах, и быть поднятым из могилы в последний день, изменившись сообразно славному телу Его, став духовным, славным и бессмертным действием Духа Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, Духа, Который обитает в Его возрожденных детях, которые ныне пребывают в ожидании принятия, то есть искупления тела нашего, ибо. Тот, Кто воскресил Христа из мертвых оживит и наши смертные тела Духом Своим, живущим в нас. Если же мы Духа Христова не имеем, то мы и не Его, но если у нас есть Дух, то мы в Нем, и Он есть наша Жизнь, ибо Его Дух есть Дух жизни, и это есть истинный Бог и жизнь вечная. Дорогие братья, знаем ли мы, каковы мы должны быть во всяком благочестии и святой жизни? Что такое земля по сравнению с Небом? Что стоит все земное в сравнении с тою славою, которая должна открыться в нас? Наши скорби, которые мы претерпеваем лишь мгновения, производят в нас работу, ведущую ко всепревосходящей вечной славе. Мы взираем не на видимое, но на невидимое, не на то, что временно, но на то, что вечно.

ВЕЧНЫЙ  СОЮЗ ЖИЗНИ
Уильям Конрад (1875)

Сегодня, в наш век, как и в прошлые эпохи, существует большое многообразие доктринальных мнений, и среди других пунктов учение о союзе со Христом стало источником разногласий и порой агрессивных заявлений, и это происходит потому, что братья не дают своим словам надлежащего обоснования и не принимают во внимание почву, на которой они стоят. Если это так, то легко появляются причины для споров и взаимного отчуждения в Церкви, хотя к этому нет достаточных оснований. Безусловно, со стороны братьев является большой глупостью создавать рознь в Церкви просто из-за слов, в частности, таких, как утверждение, что мы фактически всегда находимся в вечном союзе со Христом.
Здесь есть много путаницы и всегда возникают необоснованные суждения относительно фактического вечного союза, поэтому мы должны абсолютно четко объяснит, что мы понимаем под этим термином, который в таком виде не встречается в Библии, чтобы не использовать его в ненадлежащем смысле, тем самым посрамляя вечное и бесконечное бытие Бога, принижая Его до конечных и тварных существ. Будет, конечно, трезвым признанием истины, если мы скажем, что ничто не существовало прежде, чем было создано, и даже если бы что-то существовало рядом с Богом до того, как Он сотворил это, у нас еще нет библейских доказательств реального союза такого бытия с Богом; но, более того, если представить, что существует что-то воистину нетварное, то оно имеет в себе одну из самых высоких и самых ярких черт Божества Иеговы, и это значит, что тогда нет только одного вечного Бытия. Такое предположение могут сделать язычники или деисты, но дети Бога никогда не признают этого. Апостол говорит: «Есть только один Бог и Спаситель». Это было основой веры для всех эпох, от дней Еноха до святых пророков Израиля, от Церкви еврейского устроения до апостольского времени, и вплоть до 1850 года никто никогда не отклонялся от этого главного пункта и не колебался в нем. Согласно Откровению, ни люди, ни ангелы, ни демоны не могут составлять какого-либо иного по отношению к Богу фактически  вечного бытия. 
Теперь, исследуя истину, мы всегда должны держать в нашем разуме, что только Великий Иегова есть фактически самосущее Бытие, и что все другие существа на Небе, на земле или в аду созданы и сотворены Им и, конечно же, не являются фактически вечными существами. Кажется излишним вообще трудиться над этим, ибо христианин безусловно не может ни ни минуту предаваться мечтаниям, что есть другое фактически вечное бытие, кроме Бога. Наши противники должны доказать, во-первых, что есть более чем одно фактически вечное бытие, а во-вторых, что оно едино с Богом.
Вы можете очень легко увидеть, что Бог может даровать благодать по принципу поручительства, а не по принципу фактического вечного союза. Чтобы упростить этот вопрос, приведем библейский пример. Андроник, Юния и Павел были избраны во Христе в одно и то же время, то есть прежде вековых времен, и не было промежутка времени между некими моментами, в которые они были даны Отцом Сыну; и тем не менее их принятие и обращение произошли не одновременно, и значит, Павел мог сказать: «Андроник и Юния были во Христе прежде меня». 
Мы не дерзаем утверждать, что христиане существовали до начала вселенной, но Дух благодати показал нам в свое время, что мы были в союзе с сатаной, и что наша душа и тело были растлены и погублены грехом, и мы были далеко не едины со Христом, так что в свете благодати мы увидели, что мы осуждены по закону, и жаждали оправдания, пребывая в великой тоске и томлении сердца и взывая изо всех сил: «Господи, вызволи меня!». Дух жизни пробуждает человека от сна смерти, он видит, в какой он опасности, оплакивает свои дела, как грешник, приговоренный к смерти без надежды на помилование по закону. Когда он в полной мере осознает всю свою беспомощность, Тот же Дух благодати, Который принес ему видение своего греха и справедливого осуждения, показывает ему, что Иисус взял его грехи и вознес в теле Своем на древо Креста, и вселяет в него веру и надежду, что Иисус умер за его грехи, и при свете этой благодати он может понять, как его грехи были вменены Христу, чтобы Он умер за него. С другой стороны, в этом же свете человек может видеть, как он может быть оправдан, действительно един со Христом и извечно спасен Его праведностью, и он понимает как никогда раньше, что Христос возродил его и замыслил это от дней древних, и так каждый христианин в мире стоит пред Богом и радуется надежде славы Его.   
Сказанное полностью соответствует нашему циркуляру 1847 года, в котором говорится: «Наши общие принципы предполагают, что спасение от начала до конца только во Христе, что обязательно охватывает избрание, действенное призвание, конечную стойкость святых и т.д. Грешник рассматривается как вечно оправданный во Христе практически, но не фактически. Этот союз мы считаем вечным по замыслу, но не фактически, ибо фактический союз возникает в силу страданий и смерти Христа, как жизненное единство Христа и искупленных душ и их провозглашенное и фактическое оправдание. Всем, кто обеспокоен тем, что все это должно иметь место фактически вне времени, отметим, что фактическое бытие такого рода исключало бы саму мысль о предопределении… Бог может даровать святым благодать во Христе прежде, чем они фактически будут сотворены во времени и обретут союз с Ним, ибо все это замыслено в дни древние».
Пророк Божий Давид, взирая на дело творения в целом, описывает силу Божию, пророчески видя Церковь Божию в Иисусе Христе, и говорит: «Зародыш мой видели очи Твои, и в Твоей книге были описаны все дни мои, когда еще не было ни одного из них». Этот образный язык предназначен для того, чтобы показать нам конечную цель Бога и видимую Церковь Христову, как вечно существующую в вечном Разуме, когда еще не было ни одного ее члена.
Мы считаем, что ни один христианин не будет оспаривать данный момент, но если это случится, следующим шагом он войдет в сферу диких химер древней языческой философии, которая тысячелетия назад утверждала сосуществование двух вечных духов, один из которых благ, а другой зол, и каждый управляет в своих владениях. Сторонники теории «двух семян» опасно приблизились к этому. Если есть вечные души, то они могут существовать в фактическом вечном союзе, но если нет душ, которые фактически вечны, не может быть и фактически вечного союза, ибо говорить, что вещи действительно едины, когда они не существуют, значит выражаться невпопад и вне Библии; и сказать, что душа или грешник состоят в фактическом вечном союзе с Богом, когда они еще не существовали, значит произнести крайнюю нелепицу. Должно быть реальное существование человека, прежде чем станет возможным его вечный союз с Богом.
Опять же, если представить, что есть реальные вечные существа, разрушается сама основа Божия Откровения, которая состоит в том, что только Бог есть вечное самосущее Бытие, и эта система умножает число вечных существ до бесконечности. Кроме того, она разрушает те места Писания, которые говорят о Христе как о Рожденном и Родившемся. Творение имеет начало, существует ли оно год или миллионы лет, лишь в противном случае оно было бы нетварным и вечным. Есть также рождение и рождение. Наше рождение не дает нам жизнь, ибо мы рождаемся уже имея жизнь; но есть духовное рождение, до которого нет реального жизненного союза, а есть лишь постановление, определение и завет во Христе, который действительно дан нам прежде, чем мы получаем его в свое время в соответствии с избранием благодати; и потому мы, как сказано, есть храм Божий, который свят.
Нам еще предстоит узнать, где и как эта тема жизненного или фактического вечного союза была когда-либо пунктом веры, изложенном в исповедании Церкви Христовой. Мы  обозрели все века от Иоанна Крестителя до начала нашего столетия и  не видели нигде никаких ее следов. Наши комментаторы и церковные историки были бы весьма виновны, если бы они упустили взгляд на вечный жизненный союз, когда-либо бывший пунктом веры. Мы должны обратиться ко всем исследованиям и комментариям, чтобы показать, на основе чего мы полагаем, что не создаем что-то сами, а следуем старому пути наших отцов, существовавшему 1800 лет. В последнее время в Англии и Америке появились несколько писателей, которые приложили все свои таланты и усилия к этому вопросу. Но хотя на протяжении 1800 лет истории оспаривались практически все пункты христианской доктрины, этот момент, как представляется, не осмыслялся вплоть до недавнего времени.
Теперь мы должны, однако, упорядочить различные взгляды на эту тему, чтобы уяснить, стоим мы на той или другой точке зрения.  С первой точки зрения, существует жизненный и фактический, реальный вечный союз, а не просто вечный замысел, существовавший во Христе прежде вековых времен. Те, кто, таким образом, едины в этом союзе, должны быть едины и в фактическом вечном существовании всю вечность, в том числе в состоянии до возрождения, так что влитие новой и вечной жизни ничуть не меняет человека в душе и духе, не исполняет его горением радости и надежды в вере во Христа ко спасению души, не дает ни веры, ни надежды, ни любви, не производит войны старого и нового, души и духа, и это значит, что Иисус Христос умер и воскрес с целью возрождения тела и души, которая никогда не обновляется умом в Духе, не вкушает благодати Божией в жизненном и фактическом союзе, и вечная тварь и новое творение являются одним и тем же и стоят или падают вместе. Эта позиция находится вне Библии и потому не может быть принята.
Но союз также может быть даром благодати Духа, благословением Христа в Завете прежде вековых времен, для конкретных людей, которые предуставлены и избраны, ибо прежде чем они родились, они уже существовали в вечном разуме и цели Иеговы, но фактическим это вечное бытие становится в нас только благодаря тому, что Бог творит и называет несуществующее как существующее. Конечно, благословения и плоды этого завета доводятся до наследников благодати в свое время, ибо они как избранные получают их, и нельзя сказать, что они всегда фактически владели ими. Этот союз есть лишь одно из звеньев в великой цепи, которая крепится к престолу Иеговы, ибо Его вечная любовь и вся благодать спасения существуют в вечном Господе и лишь открываются избранным на земле. 

перевод (С)Inquisitor Eisenhorn