Медвежий малинник

Гарри Велиас
  Хорошо в горах пожить пару недель. Но когда ты  молод, там находишься 2-3 месяца, безвыездно, начинает тянуть в Долину.
Спустившись вниз, и имея восемь отгулов я решил съездить домой к родителям. Наскоро собравшись, я вышел к автобусной остановке, которая находилась возле колхозной конторы, окно председателя смотрело прямо на нее, буквально в двадцати шагах. Дожидаясь автобуса Талас-Джамбул, услышал шум вертолета, приземлявшегося на колхозный двор. Внутри у меня что-то екнуло - моя поездка домой, кажется накрывается! Скорее бы автобус подошел, да смыться бы поскорее!  Вскоре появился автобус, битком набитый народом. У самой двери оттолкнув меня встала тяжело дыша пожилая колхозница с огромной корзиной. Ну-ка сынок, помоги мне забраться! – сказала она.
С трудом втолкнув бабку с корзиной и торопясь скорее втиснуться, услышал позади себя знакомый голос заведующего МТФ Эдуарда Генриховича: «Еремеевич! Срочно председатель тебя зовет!»
Повернувшись я увидел, как в окне мне стучит председатель и что-то кричит. Возле Василия Евсеевича (председателя) стоял молодой летчик, оба они смеялись. В кабинете, летчик, сидя возле председателя от смеха вытирал слезы.
«Что, Еремеевич, не успел сбежать? – сказал председатель незлобно смеясь, - мы с пилотом видели, как ты бойко бабку в автобус упрессовал вместе с корзиной. Подвела тебя старушка, а нас выручила! Ну ладно, давай ближе к делу: мне сегодня звонили из управления и сообщили, что опять чесотка у овец обнаружена на пастбищах Ошской области, на границе с нашими угодьями. Урочище Окунь. Мы давно планировали купать овец, дезосредствами от чесотки на Джайляу. Перед кочевкой назад, домой, чтобы не дай Бог не притащить эту заразу в колхоз. Аксакалы даже место нашли подходящее, для постройки бассейна в ущелье «Медвежий малинник». Там говорили и речушка рядом пробегает, чуть выше, можно сделать отвод и водичка сама побежит в купку. Травостой в том ущелье отличный, но к сожалению угол медвежий, опасный, овец там не попасешь.» Место находится на развилке  Чиим – Таша и Кумуштакского перевала и имеет большое значение в будущем.  Кумуштакский перевал более пологий и когда-нибудь через него проложат шоссейную дорогу до этой.
Летчик спросил: «Интересно, Василь Евсеевич, а медведи бродят сейчас в том ущелье?»
Председатель смеясь ему ответил: «Гуляют как по «Бродвею»! Самое время для них - малина поспела. Косолапые со всех склонов спускаются туда полакомиться, жирок в зиму набрать. В этом году ягоды особенно много, как чабаны говорят, склоны ущелья местами красные от нее.» «Вспомнил я тут однажды, - сказал Евсеевич, -  «наш чабан, уже аксакалом будучи, и кстати, не из боязливых, решил там как-то обосноваться: поставил юрту, и стал пасти овец, имея при себе отличную дрессированную собаку азиатского волкодава и семизарядный карабин. Аксакалу помогала внучка, студентка, приехавшая на каникулы. Но вот прилетел вертолет с грузом и девчонка отпросилась у деда домой. Медведи в то время еще чабана не беспокоили, но малина уже поспевала. Аксакал без внучки сильно заскучал и вспомнил тогда друга своего табунщика, находящегося выше вверх от ущелья в семи километрах. Рано утром следующего дня он перегнал овец поближе к табуну пастись в безопасное месте.  Оставив своего волкодава охранять отару, он отправился к другу попить кумыс. Возвращаясь назад чабан увидел издалека как по всему ущелью летает пух, словно крупные хлопья снега. Подъехав ближе, он ужаснулся: юрта была развалена, вещи разбросаны и разорваны в клочья, а продукты все съедены. Медведи потрудились тогда на славу! С той поры ущелье пустует. Мы немного отвлеклись, друзья! Твоя задача, Гарри Еремеевич, показать пилоту место высадки, оно ему незнакомо. Первым рейсом вы доставите груз,, он уже в вертолете, ты, Еремеевич, остаешься там дожидаться строителей, затем, Артем заберет тебя обратным рейсом. У тебя Еремеевич, восемь отгулов, я добавлю тебе еще два и гуляй в своем Джамбуле 10 дней, может, глядишь и с невестой приедешь. Тогда уж с колхоза точно никуда не сбежишь. Ну все, хлопцы, время деньги, твоя стрекоза, Артем, мне в копеечку выходит.»
Артем оказался веселым парнем, погода на перевале в тот день стояла замечательная, на синем небе не было ни облачка, ледник блестел и серебрился под яркими солнечными лучами. Приземлившись на месте, в ущелье, мы быстро разгрузились и Артем мне сказал: «Я вернусь скоро, минут через 40, а ты за это время, найди палку и прицепи к ней яркую тряпку, когда меня увидишь выходи на видное место, чтобы я тебя заметил и маши тряпкой. Он завел мотор и вертолет с шумом, подняв пыль, взлетел направляясь в сторону перевала. С того места, где я стоял, перевал был виден как на ладони. Вдруг я заметил с левой стороны вершины Чиим-Таша показалось темное грозовое облачко, оно быстро разрастаясь, черными крутящимися клубами сверкая вспышками молний заволокло плотной пеленой весь перевал. Когда вертолет подлетел к Чиим-Ташу, там уже бушевал ураган, я увидел сильную вспышку. «Неужели это взрыв, и вертолет ударился о ледник? – страшная мысль мелькнула у меня в голове. Но через секунды он показался, поднявшись над облаками. Вертолет благополучно преодолев перевал улетел в сторону долины. То оказалась очередная вспышка молнии. Все же хорошо, что Артем летел уже без груза.
 На Чиим-Ташском перевале погода всегда удивляла своим коварством, при чистом и ясном небе внезапно неизвестно откуда появлялись грозовые тучи, и перевал закрывался не менее чем на пять суток. Синоптики не всегда успевали отследить ситуацию, предупредить пилота и поэтому, он каждый раз рисковал. В подобную ситуацию однажды попал годом ранее, другой вертолет с тяжелым грузом, ведомый двумя пилотами. На борту находились еще три пассажира: две женщины и чабан, летевшие к своим стойбищам. На перевале вертолет внезапно угодил в разыгравшуюся грозу. Летчик не мог поднять тяжелозагруженный вертолет выше грозовых облаков и сильным потоком воздуха при начавшейся буре в любую минуту он мог разбиться о скалы. Тогда второй пилот, открыв дверь с помощью чабана и двух женщин стал выбрасывать из вертолета весь груз: соль, юрты, муку и комбикорма. Только после этого машина смогла подняться выше и люди спаслись от неминуемой гибели. Нанесенный колхозу ущерб авиация возмещала в полном размере. Спустя некоторое время одна из пассажирок, чабанка, вспоминала: «Тот летчик, очень злой был, ругался, я по его губам читала, сам здоровый будто медведь, он мешки с солью выкидывал как кульки с конфетами. И мне тогда показалось, что если вертолет не поднимется, он  нас выкинет вслед за юртами.
Оказавшись по воле обстоятельств, в глухом медвежьем углу, один, в дикой природе, я смотрел на сваленную кучу груза и думал: «Как же мне прожить эти 5-7 дней?». Я мог уйти на чабанские стойбища или к табунщику, расположенных не далеко, в пределах восьми – десяти километрах. Там и дожидаться вертолета с рабочими. Но помня, что стало с вещами и юртой чабана, бросать имущество рабочих и стройматериалы я не мог. Было решено, не теряя времени обустраивать убежище. Разбирая вещи, я нашел небольшой кусок копченой конины, аккуратно завернутый в чистое полотенце. Но спичек и ружья, к моему сожалению, в вещах не оказалось. Впервые, я сожалел, что не курящий… Одетый легко, в шелковую рубашку и сандалии на ногах, зная, что ночью будет холодно я очень обрадовался обнаружив в одном узле, теплые шубы и постельное белье. В рюкзаке лежал отрезок брезента, которого за глаза хватило на крышу навеса, сооруженного возле большого валуна, используя его отвесную сторону как стену.
Шум вертолета потревожил зверей и они скорее всего ушли вверх. Я решил воспользоваться их отсутствием, чтобы ознакомиться с окружающим меня участком ущелья. Заодно перекусив малиной собрать ее на ужин. Прихватив с собой большую металлическую кружку, найденную в узлах с посудой, отправился сперва по дну ущелья выше, где планировали сделать отвод от ручья к бассейну. Осмотрев этот участок реки я остался доволен, там ничего не мешало прорыть от ручья неглубокий арычок и вода потечет по склону прямо в бассейн. Затем полазив по склонам  ущелья и внимательно озираясь, дабы случайно не столкнуться с косолапым, собрав малину вернулся к жилью. Медведей в тот день я не видел. Но следы их обитания были везде в виде фекалий и вырванных кустов. В горах быстро темнеет. Сидя возле навеса и любуясь закатом, вспомнил вдруг, что у меня есть копчёнка, и тут же вынув ее из рюкзака разделил на четыре дня, расчитывая, что на пятый прилетит вертолет. Нарезав тонкими ломтиками как строганину, ел смакуя, не торопясь.  На десерт у меня была малина. И вскоре почувствовав озноб ушел отдыхать под навес. Забравшись в шубы, и быстро отогревшись, пытался заснуть. Но мысль о том куда меня занесло, отогнало сон далеко и надолго.
 Луна в ту ночь в ущелье не заглядывала, и темнота стояла кромешная. Для меня ничего не оставалось, как успокаивая себя рассуждать, что медведь сейчас сытый, и вряд-ли ко мне придет, однако же, с другой стороны посмотреть, зверь всякий бывает, то же самое что в стаде быков.» Работая в быкооткормочном комплексе в Киргизии (колхоз им. Ленина), где выращивалось до 5000 голов всегда среди 2-3 десятков спокойных животных находился один зверь, который на сытый желудок готов был любого поднять на рога, или закатать в угол. То же самое может быть и среди медведей, не все они имеют добрый нрав. Медведь зверь умный, а бык есть бык. Припомнил я к месту одного знакомого, бывалого старого охотника, про которого его друзья говорили: знает он много, может подсказать и дельное, но и соврет глазом не моргнет! Я слышал как он однажды молодому охотнику поучительно рассказывал: «Если ты вдруг окажешься один в диком месте, полном опасного зверя, без ружья и спичек, то возьми ведро или кастрюлю и бей по ней палкой, шуми, разговаривай, и ори до хрипоты! Зверь будет смущен и испуган твоим поведением и уйдет от тебя.»
«Вообщем-то может быть он и прав, - хоть и не очень уверенно продолжал думать я, не совсем уверенный.
В углу среди стройматериала нашел отрезок арматуры и из узла с посудой взял ведро. Вышел из шатра и принялся стучать, греметь и кричать в абсолютную темноту, но затем подумав решил, что это очередная шутка старого охотника над молодым. Меня смутил его монолог: «Зверь будет смущен твоим поведением!». Да и ведро где у него возьмется. Чистой воды абсурд.  Прекратив «идиотский концерт» я собрался уходить и вдруг в тишине совсем рядом до меня донесся глухой звук, похожий на мычание через нос, от которого пробежал мороз по коже. Почувствовав рядом могучего зверя я отступая без резких движений ушел под навес. Там, прислонившись к каменной стене и держа в руке топор с напряжением ожидал появления медведя. Но время шло и ничего не нарушило тишины. Из моего жилья было видно словно на экране небо с ярко мерцающими звездами. Вскоре показалась луна, осветив ущелье удивительным голубоватым светом. Мне почудилось, что она смотрит на меня и по-доброму, как давний друг улыбается. От необычного ощущения и мягкого разлитого лунного света на душе стало вдруг легко и спокойно.Завернувшись в теплые шубы, я снова прилег, вспоминая нашего колхозного охотника Каеш-Ака, уважаемого и известного на всю Долину, который продолжал охотиться и в свои 80 лет. Бродить по горам не взирая на свои годы. В любом месте, где его заставала ночь.  Готовясь к ночлегу, он ложил седло под голову, кошму (потник) лошади под себя.  Каеш-Ака спокойно мог спать и на барсовой тропе. Я как-то спросил его: «Вам не бывает страшно, Каеш-Ака, ночевать одному в диких местах?». Добрый старик улыбаясь мне ответил: «Сперва да, но потом с годами я привык, где меня застанет ночь я совершаю намаз и отдаю себя в руки Всевышнего! Я верю в судьбу, свою звезду, у каждого она есть, и у тебя, сынок, она тоже есть! У нас с тобой вера разная, но Бог и Аллах, он один, единый. Не делай людям зла и ничего не бойся, Он тебя защитит.» Каеш-Ака – святой человек, а как быть мне? Простому грешнику…
Проснулся я поздно от яркого солнечного луча, осветившего мой навес.
В то утро, собирая малину на противоположном склоне, я увидел темно-бурую медведицу с двумя малышами.  Находясь в густых зарослях, когда ветер дул в мою сторону, медведица меня не учуяла. Она что-то рыла в кустах, отшвыривая камни, а медвежата, встав на задние лапы, боролись и били друг друга наотмаш. Один из них, вцепился зубами в ухо другому, а тот, защищаясь схватил его когтями и они кубарем покатились вниз в заросли малины. Медведица приподнявшись видимо что-то им рявкнула, звук до меня не дошел, но видел, как они мигом оказались возле нее.
Меня удивила такая дисциплина. Далеко от жилья я не отходил. Медведей больше не видел, но думаю они меня видели.
Шли четвертые сутки. Остаток мяса съел утром и ругал себя за халатность, понимая, что дальше придется давиться одной малиной, и неизвестно сколько суток, потому что вершина Чиим-Таша и всего перевала оставалась закрытой плотными грозовыми облаками.
Утром пятого дня встал, умылся на речке, и попив ключевой воды чуть побольше, чтобы наполнить желудок и меньше ощущать голод, я вернулся к навесу. Ягодой утром питаться не стал, от нее уже воротило. Вот уж не думал никогда, что моя любимая ягода может настолько опротиветь. От нечего делать, я прилег возле шатра на мелкий горячий щебень и под теплыми лучами солнца вспомнил, что где-то читал об индусских монахах, умеющих получать энергию от солнца. Их называли солнцеедами. Но вот каким образом они получали эту подпитку не сказано. Может просто лежали как на пляже? Ерунда… Все б загорающие туристы были бы сытые и в столовую вообще не ходили бы. А может лежать разинув рот? – смеясь подумал я и незаметно задремал.
Вдруг я услышал: «Эй, дохтор? Ты живой?!».
Передо мной, верхом на лошади сидел наш чабан с ружьем за спиной. Мы поздоровались.
- Ты чего здесь делаешь? Ты как попал сюда?
-Вертолетом прилетел! Купку строить будем.
-Ой бой! Вертолет пять дней назад был, здесь аю! Медведь много, тебя кушать мог, у тебя ружьё бар? (есть)
-Джёк (нет)
-А спичка есть?
- И спичек нет…
Аксакал подумав сказал: «Мой бала (мальчик) сегодня к тебе вечером приедет, кушать привезет, костер разожгете, ночевать у тебя останется, а завтра перевал откроется и ты домой полетишь!»
Вечером того же дня я увидел в закате солнца спускающегося по Кумуштакской тропе на небольшой лохматой лошаденке мальчишку. Он звонко распевал какую-то песню. Ему было около 10 лет, загорелый и крепкий, он смотрел бойкими и черными глазами. Мы разожгли костер и парнишка ловко разделывая мясо развесил его на распялинах над костром. Я же в это время зажарил шашлык.  Шашлык получился отличным, и мы его ели с большим аппетитом, запивая вкусным кумысом. Ребенок хорошо говорил по-русски. Не по-возрасту сообразительный , он о многом рассуждал, серьезно, как взрослый. Однако, в некоторых суждениях, все же проявлялась детская наивность, и меня это смешило. Мы просидели у костра до поздна, и я его, между прочим, спросил: «А что ты без ружья приехал?» Отец оставил его в юрте для меня, а сам ушел отару пригонять, когда я уезжал, уже по дороге вспомнил, что забыл ружье, но возвращаться не стал, примета плохая.
Когда ложились ко сну, я увидел, что паренек задержался у костра.
Ты что там делаешь?
-Мясо убираю, Аю унюхает, придет и все сожрет!
Аккуратно снимая коптившееся мясо, он уложил его в ведро, поставил возле своих ног лег спать.
Мы уснули крепким богатырским сном. Особенно он одолел меня, после сытного горячего ужина, впервые за несколько дней. Ближе к рассвету, пробудился от непонятного шума, чувствуя что мне тяжело дышать. Еще окончательно не проснувшись я увидел, что мальчик забрался на меня, коленкой придавив мне шею. Он сильно махал руками, на большого рыжего быка: «Кши! Кши! – кричал он на него и молился Аллаху. Мне спросонья так и показалось, что это бык, но почему он опустил голову в ведро с мясом и громко чавкает?  Пока протирал глаза, видение исчезло, а я задыхаясь оттокнул мальчишку крикнув: «Ты что залез на меня?»
- Медведь только сейчас был! – ответилс испуганными и выпученными от страха глазами ребенок.
-Да нет, такой большой медведь не бывает, это бык
- Ты что, ГаррИ, еще не проснулся? Какой бык! Сюда, по нашим горным тропинкам ни корова ни бык не поднимутся! – с возмущением громко произнес мальчишка.
Успокоившись он стал рассказывать: «Я тоже крепко спал, но потом сквозь сон слышу – кто-то чавкает. Проснулся и вижу: прямо у моих ног огромный медведь, он опустил голову в ведро и жрет мясо, я стал на него кричать, а он поднял свою голову, жует и спокойно в упор смотрит на меня. Вот я тогда испугался и взобрался на тебя. Ты знаешь, он пока не съел все мясо не ушел. А уходил медленно, совсем не торопился – взволнованно поведал мальчишка.
Мне стало смешно. «Вот сволочь, даже спасибо не сказал!
- Какое спасибо! Ты что такое говоришь! Слава Аллаху, нас с тобой не скушал.
- Мы с тобой неправильно поступили, не надо было оставлять мясо возле ног на выходе
- Нет, ГаррИ, ты не прав! Если бы ведро стояло возле головы, он начал бы есть чавкать и кто-нибудь из нас проснулся и тут медведь лапой мог пришлепнуть по башке как клопа.
Я не мог не согласиться с его рассуждениями, еще раз убедился, что ребенок выросший на природе взрослеет гораздо раньше.
Утром возле навеса мы увидели следы медведя, четко обозначенные на мелком щебне. Лапы у зверя оказались такие могучие, что я в восторге сказал: Это не медведь, это мамонт!»
Парнишка стал меня поправлять: «Ты что ерунду говоришь, мамонты давно умерли, я в книжке читал».
-Смотри, ГаррИ, перевал открылся, чистый. Вертолет сегодня прилетит – сказал он
Я посмотрел на Чиим-Таш и увидел на фоне ярко голубого неба вертолет.
Урааа – закричал мальчишка и схватив приготовленную палку с тряпкой, выбежал на видное место и стал сильно ей размахивать.
В приземлившемся вертолете я надеялся увидеть Артема, но пилотом оказался другой. Спросив его про своего товарища я узнал, что его командировали в выскогорье Нарына, «но он тебе передавал большой привет! – сказал летчик.
Когда улетая я прощался с рабочими  и садилсяв вертолет, ко мне подошел бригадир и сказал: «Спасибо тебе, Гарри Еремеевич, за то что не бросил и сохранил наше имущество!
-И вам большое спасибо, за копченку и шубы – ответил я.

Эпилог
Годы летят незаметно и быстро. Молодыми мы этого не замечали, может и правильно.
Через много лет однажды на Нижегородском рынке покупая орехи и чернослив у пожилого продавца из Средней Азии разговорившись я узнал что он родом из Таласской долины, но сухофрукты привез с юга Ошской области. Время торговли на рынке подходило к концу и покупателей оставалось совсем мало.
Я сказал, что он мой земляк и я работал ветврачом в Таласском районе села Орловка.
-Ты работал у Чемерисова?
-Да, у Василия Евсеевича!
-Он посмотрел на меня с любопытством. Так тебя ГаррИ звать?
- Да, меня так называли чабаны, им трудно было выговаривать мое полное имя отчество. Откуда ты это все знаешь?
Продавец засмеялся: «Ты помнишь купку овец в ущелье Медвежьего малинника?!
-Конечно помню, разве такое забудешь!
- Мальчишку не забыл, который тебе мясо привез, и вы вечером шашлык жарили, а остальное мясо он положил в ведро возле ног, а ночью пришел большой медведь и на ваших глазах всё мясо съел. Тот мальчик уже сейчас аксакал, он доводится мне дальним родственником, так что я про тебя ГаррИ, много чего от него слышал. Ты тогда молодой был и чабанские жены называли тебя Урус Дохтур Бала (Русский доктор мальчик). Тебя это сердило, а они смеялись, им наплевать было что ты начальник, главный ветврач, они так звали тебя любя. Давно уже через тот перевал проложили на Джайляу асфальтированную дорогу до старой твоей купки овец.
-А почему моей? Ее колхозники строили!
-А потому что чабаны называли это ущелье Купка ГаррИ, твоим именем. Чабаны весной уже не кочуют на Джайляу через грозный Чиим Таш, который за долгие века немало забрал человеческих душ. Они загружают овец на машины и довозят до старой Купки Гарри. И там, тот бывший мальчик, а теперь аксакал, вместе с чабанами после разгрузки овец, поместив их в каменном загоне садится у зажженого костра вместе с молодыми чабанами и рассказывает им историю давних лет,  и про ту вашу ночевку на месте будущей стройки, когда к вам приходил медведь. Ты, я смотрю Гарри, что то задумался! Тебя разве не радует эта дорога облегчающая труд чабанов?
-Я очень рад за чабанов.  Но ты, земляк, меня не совсем так понял. Меня удручает то, что этой дорогой теперь пользуются браконьеры, и жизнь многих диких животных оказалась под угрозой. Особенно я опасаюсь за снежного барса, который занесен к «Красную Книгу». Этой красивейшей в мире кошке из-за баснословной цены его шкуры грозит полное исчезновение и не только в Средней Азии, но и в Монголии, Китае и других странах, где он обитает, кстати, и на нашем горном Алтае. А ты не знаешь, медведи ушли из ущелья?
-Да, как построили дорогу, и появились люди, медведи ушли дальше в горы.
-Ну и правильно, зверь умный и целее будет.
Я пригласил земляка к себе в гости, но он в тот день уезжал домой и поблагодарив, обещал следующим приездом обязательно меня навестить.