13. Смеётся последний, который станет первым

Вячеслав Абрамов
Псалмы - это послания. От кого, откуда - не имеет определяющего значения. Значение имеет принимающий послания, то есть - ты. Если ты их принимаешь, они - к тебе и для тебя.

Послание 13.

"Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро."

В ряде переводов вместо слова «безумец» используется слово «негодяй», которое более подходит по смыслу. И негодяя, и безумца объединяют слова «нет Бога», но только негодяй сознательно НЕ хочет, чтобы Бог был. Ему нравится думать, что никого нет свыше.

Эрнест Уильям Барнс писал: «Уверенность в том, что Бога не существует,  обычно  основана на стремлении вести порочную жизнь или же возникает у тех, кто такую жизнь уже ведёт и хочет утвердиться в своей испорченности и избавиться от страха грядущего воздаяния».

А в чём первопричина такой порочности?
Писания дают однозначный ответ: самость. Или, на нынешнем языке, – эгоцентризм. Из этого «корешка» вырастают такие «стебли с ветвями», как гордыня, жадность, злоба, они в делах человека не оставляют места добру. Вырастает дерево греха.
 
"Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного."

Бог ищет ищущих Его. Для чего?
Его природа – отдача, Он желает дать Своему творению бесконечное наполнение, подняв над временем, движением, пространством. Сила добра, сила любви, которой и является Творец, обязала Его создать творение и обязывает Его привести творение к совершенству.
Но это невозможно без участия самого человека. От человека требуется одно – стать разумеющим и ищущим Бога. Этим он и делает себя «потребным» для «программы» Творца.

«Все отделились, загрязнились вместе…» – переводится в Теилим. Отделились от Бога и друг от друга, а пали в грязь вместе.

Апостол Павел цитирует эти строки в Послании к римлянам, показывая, как грех испортил все составляющие и каждого человеческого существа, и весь род человеческий.
Непотребные – значит, неверные, которые отрекаются от истины в угоду своим неуёмным желаниям. Они закрывают, изолируют себя от действия духа, от света Творца. Не Творец скрывается от человека, а человек своей самостью делает себя негодным для духовного развития.

"Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?"

«Делающие беззаконие, съедающие народ мой» – здесь начинается тема Израиля. Исраэль, (Исра-Эль) переводится «направленный на Творца». В духовном толковании это уже не народ, это как раз «разумеющие, ищущие Бога».
А сознательное противодействие духовному развитию неминуемо уводит людей в «род неправедных»,

"Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных."

Там – это перед Богом на суде правды, когда в ужасе и смятении осознают, что боялись лишиться богатства, славы, власти и утех, но не боялись лишиться вечной жизни, чести, и славы; боялись НЕ страшного, а сейчас испытали истинный страх небытия и бесчестия.

"Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь – упование его."

Они высмеяли нищего духом за его простую веру, пытаясь лишить его упования на Господа. Однако, «смеётся тот, кто смеётся последний».
«Многие же будут первые последними, и последние первыми» – это парадоксальный для нашего мира духовный постулат от Того, Кто о духовном мире знает не понаслышке. Пророчество о Нём последует в следующей строке, и очевидно, что неспроста.
«Кто бы ни предпринял попытку сделаться судьёй Истины и Знания, он обречён услышать смех богов» – и Эйнштейн тоже знал, почему так сказал.

"«Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль."

Сион (Цион – от слова «еция», означающее «выход»).
«Кто даст с Сиона спасение Израилю» звучит НЕ в утвердительной форме, указывая на то, что это ещё не свершилось. Но настанет великий день, когда Мессия придёт с Сиона, чтобы освободить Свой народ.

Почти во всех рассмотренных псалмах Давид наблюдает за теми потоками, которые наполняют порочность человеческой природы, и видит, что не только его враги, но все до сынов мужей стоят в этих потоках.

Всё хорошее, что есть в сынах человеческих, всё хорошее, что они совершают, исходит не от них самих, это – работа Бога, совершённая в них.

И теперь обращается к Богу с молитвой о спасении Израиля, за которой выражает радостное ожидание великого спасения.
«Когда Господь возвратит пленение народа Своего» – возвратит из какого плена? В духовном срезе – из плена самости, из плена «губителя душ» в образе сатаны (сатан – тёмная сила, уводящая человека с праведного пути).

Почему упоминается библейский Иаков? Может, как раз потому, чтобы «дать наводку» на духовный смысл выраженного рассматриваемым стихом. В этом смысле Иаков ассоциируется с лестницей духовного подъёма, которая так и называется – «лестницей Иакова», потому что только Иаков соединил между собой веру и знание, действие добра и зла в человеке. Начиная с него можно говорить о «методике ступенчатого духовного развития».

Получая через духа и раскрывая через земные образы принятое в своей душе назидание, Давид выразил его в своих псалмах. Не оттого ли Псалмы понимаются и принимаются всеми, что именно так душа обращается к своему Создателю!