Дрезден. безоткатный взвод

Алексей Чугунов 2
          ДРЕЗДЕН. Безоткатный взвод.


   И вот мы, молодые офицеры, лейтенанты, специалисты-артиллеристы двинулись в путь к первому своему месту службы, чтобы получить должность командира взвода в войсках. Да, действительно, для нас были готовы вакансии в линейных войсках в полках, дивизионах, батареях и взводах. Нас ждала служба. Нас ждали наши командиры и начальники. Нас ждали наши будущие подчиненные- солдаты, сержанты и старшины. Добросовестной службой мы должны отдавать свои долги народу и государству, укрепляя боеготовность подразделений, частей ВС СССР в ГСВГ.

   В это время мы испытывали подъем, вдохновение, были готовы свернуть горы. В своем блокноте, как я помню, записал известные слова: «Куда бы нас Отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое. Она взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее». В ту пору все мы, наверное,  были прямыми, честными и идейными.
 
   Была зима, декабрь 7 дня 1956 г., поздний вечер, около 22.00. Белорусский вокзал и последний вагон поезда. Помню, до вагона-ресторана было далековато. Лейтенант Муштаков К.П. уже был с Раечкой(супругой) на платформе, заметили мое появление, оставили чемоданы у входа в вагон и ожидали меня. Поздоровались, обнялись и решили садиться в поезд. Предъявили билеты и прошли в вагон, в третье купе. Нашли свои места: Костино место внизу, а мое место наверху. Разложили по местам чемоданы и сумки, сняли шинели. Сидим, общаемся. Стук в дверь. В купе входит капитан- артиллерист, за ним девушка. Оба красивые и энергичные люди. Спросили нас, куда держим путь. Мы ответили в Дрезден. Оказалось, что они тоже в г.Дрезден. Потом из разговоров и общения с соседями мы поняли, что все почему-то едут в Дрезден. Мы, Костя, я и Раиса, вышли из купе, дали возможность этой паре занять свое место. До отправления поезда оставалось 5 минут. Я оставался в вагоне, в коридоре. Костя с Раисой вышли на перрон. Я видел их смущенные расставанием лица. Поезд тронулся. Костя обнял и расцеловал Раису, и ловко поднялся в вагон. Мы оба смотрели в окно на толпу провожающих и Раису. До свидания, Москва! До свидания, Раиса! Это была трогательная картина.

   Мое расставание было в Конькове в доме №7, где в канун дня отъезда вечером собрались за столом мама, я, сестричка Раечка, бабушка Александра Васильевна, дядя Костя и двоюродный брат Николай Алексеевич. Все желали мне доброго пути, а дядя Костя желал чаще попадать в «десятку».

   Итак мы отправились в путь, в ГДР. Нам предстояла дальняя дорога. 1000 км до границы, до Бреста. Далее через Польшу, Франкфурт на Одере и на Дрезден.
Первые 2 часа пути мы ужинали совместно всем купе со спиртным. За общим столом мы познакомились. Как оказалось, капитан с женой возвращались в ГДР из очередного отпуска. Капитан служил командиром батареи в артиллерийском полку (г.Котбус). Ему было что нам рассказать.

   После застолья мы улеглись отдыхать. Всю дорогу от Москвы до Бреста мы проспали. В Бресте нас попросили освободить вагоны для замены колесных ступиц с широкой колеи на узкую. Это очень интересная операция. Оказалось, что наша Российская колея шире Европейской на 80 см. После смены колесных ступиц по радио была объявлена посадка. Мы заняли свои места и двинулись в путь через пограничный  контроль со стороны Советских пограничников, а потом и польских.
Проезжая территорию ПНР мы видели следы недавней войны: развалины в городах и на белом снежном фоне в сельской местности местами- остовы печных труб. Проехали Варшаву, впереди- Франкфурт на Одере.
 
   Итак, декабрь 1956 года. Мы с Костей Муштаковым преодолели государственную границу СССР, проехали по всей Польше, через Варшаву, и впереди нас ждет пограничный с Польшей немецкий город Франкфурт на Одере. Впереди польско-германская граница. Здесь и была организована основная пересылка – войсковая часть или временно развернутый приемо-пересыльный пункт в ГСВГ-ЗГВ. Основная пересылка осуществляла прием, размещение и распределение прибывшего пополнения. Франкфурт на Одере- это административный центр округа Франкфурт. Это большой железнодорожный узел и порт на реке Одер, крупный торговый центр. Через город проходила автострада на Берлин.

   В разговоре в купе с опытным капитаном мы многое услышали впервые, несмотря на то, что, казалось бы, со всеми вопросами разобрались в России. Известно, что денежное содержание (нашу зарплату) мы получили в рублях, а расчёты в ГДР- в марках. Нам стало известно, что наши 30 рублей обменяют на 100 марок. Отлично! Мы здесь, за границей, уже оказались "в плюсе".

   В нашем движении на Запад мы вот-вот преодолеем уже вторую государственную границу (СССР-ПНР, ПНР-ГДР).
Пограничники, как наши, так польские и немецкие проверку документов вели внимательно и без напряга. Работал Варшавский договор, который объединял всю восточную Европу: СССР, ПНР, ГДР, Чехословакию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Югославию.

   Сегодня, думая об этом, становится очень грустно, что наше руководство упустило возможность укрепления мира на паритетной основе. Уступило инициативу, позволило наш высочайший авторитет в мире принизить, а потом и вовсе потерять. До сих пор мир держался на паритетной основе, где было две стороны: капиталистический Запад с одной и СССР с целым рядом демократических государств и народно-освободительное движение в лице стран, борющихся за независимость в Африке, Азии и Южной Америке, - с другой стороны. Сегодня нет паритета. США и Западные страны устанавливают угодный им миропорядок. Сегодня нет СССР. Нет демократических стран. Нет сегодня и народно-освободительного фронта.
Пока мы упивались победой в ВОВ 1941-1945гг., наш противник в лице США, Запада и мирового капитала вел титаническую работу по подрыву нашей дружбы, связей и разложению общества. Нам не простили нашей победы и первого человека в Космосе. СССР перестал существовать.

   Наш поезд остановился, мы уже в ГДР, в городе Франкфурте на Одере. По нашему вагону прошли офицеры и предложили всем вновь прибывшим офицерам выйти из вагона и направиться на пересыльный пункт, который был рядом с вокзалом. На входе в здание нас всех разделили на артиллеристов, летчиков, связистов, танкистов и пехотинцев. Всех развели по отдельным помещениям. Поздравили с прибытием, дали инструктаж и указание кому и куда прибыть. Нам с Костей Муштаковым приказано прибыть в штаб 1ой гвардейской танковой армии в город Дрезден. Затем мы снова заняли свои места в вагоне и двинулись дальше. И вот уже часа через 2-3 наш поезд в пригороде Дрездена. Полотно железной дороги насыпано высоко над землей и позволяет видеть слева и справа дома, улицы, машины, людей и развалины зданий, как следы разрушений в годы войны. Дрезден, как и многие города юго-восточной Германии, был подвергнут многочасовым массированным бомбардировкам американской и английской авиации. Преследовалась главная цель – разрушить мощный индустриальный потенциал этого района, который американцы (наши союзники) тщетно пытались захватить раньше нас, т.к. советские войска оказались здесь раньше. Наши союзники уже тогда поняли, что этот район достанется Советскому Союзу.

   Поезд продолжал движение к центру города, к Новому вокзалу. И вот он погрузился под дебаркадер здания вокзала. Объявлено, что вновь прибывших офицеров ждут автобусы на площади вокзала. Мы распрощались с капитаном и, наняв носильщика, двинулись на привокзальную площадь. Действительно, нас ждали автобусы типа «пазиков». К автобусам вышла толпа офицеров, человек 50-60. Мы загрузились в автобусы. Дорога пролегала через город. В центре города мы видели полуразрушенную церковь, и сопровождавшие нас офицеры показали нам Дрезденскую галерею, которая наполовину была в развалинах. Шел 11-й год после окончания войны.

   Нас привезли в штаб 1-й гвардейской танковой армии. Все мы были собраны в конференц-зале штаба, у каждого были проверены документы, и каждый был направлен к месту службы. Я и другие товарищи были направлены в штаб 11 гвардейской танковой дивизии в район Клоче г.Дрездена. А вот моему другу Косте Муштакову пришлось направиться в г.Котбус. Дороги наши разошлись. В составе группы офицеров мы были доставлены в штаб 11 гтд, где с нами пообщались офицеры штаба. Проверили документы и направили на службу в войсковые части, в полки. Меня направили в мотострелковый полк в районный центр Швепниц (северо-восточнее Дрездена), входящий в АО Дрездена. Это район земли Саксония. Ранее я почему-то думал, что Швепниц окраина г.Дрездена. Оказалось, это районный центр, входящий в административный округ г.Дрездена.

   В штабе 11гтд офицер, который дал мне направление в мотострелковый полк, перепоручил меня старшему лейтенанту и приказал доставить к месту. Мы откозыряли и вышли во двор штаба. Старший предложил мне погрузиться в мотоцикл М72. Чемодан- в люльку, я- за спиной старлея. От штаба дивизии до штаба полка долетели мы почти за час.

   Проходная и штаба дивизии и штаба полка открывались легко. Нас везде ждали. И вот я уже на пороге штаба мотострелкового полка. Декабрь 1956 года, восьмой день. Вхожу в штаб. На входе- знамя части. Отдаю знамени честь. Стучусь в дверь кабинета командира полка. Слышу: "Войдите". Вхожу. За столом сидит полковник, герой Советского Союза. «Разрешите обратиться?» Обращайтесь. Обращаюсь: «Товарищ полковник! Лейтенант Чугунов для прохождения дальнейшей службы прибыл в Ваше распоряжение». Полковник встал, выслушал рапорт и предложил сесть за стол. Когда я докладывал, я любовался обликом командира полка, героя Советского Союза. Он был строен, высок. Его гимнастерка, бриджи и сапоги говорили молодому лейтенанту как нужно относиться к форме одежды. Мне запомнился его облик навсегда. Как сейчас я вижу тонкие черты лица. На лице удлиненный тонкий нос, тонкие губы, аккуратные уши, волосы черные и ото лба идущие две залысины. Голос спокойный. Взгляд пронзающий. А сидя за столом, я слушал, отвечал и для себя наблюдал и думал – вот какой герой, какая личность. На груди под звездой героя красовались две орденские планки.

   Я предъявил направление штаба дивизии, отпускной и удостоверение личности. После проверки документов завязалась беседа. Полковник спросил, что я закончил. Ответ – 2 ЛАУ г.Коломна 1956г. Разговор начал командир полка, назвав свою фамилию: «Я командир полка ( 249МСП ) полковник Науменко». Он рассказал мне, что мотострелковый полк состоит из 4х батальонов: 3 батальона танковых, 1 батальон мотострелковый. В мотострелковом батальоне 3 роты стрелков и артиллерийская батарея. В батарее 2 взвода 76 мм орудий и 1 взвод безоткатных 107 мм орудий. Вот, как оказалось, мне и предстояло служить в батарее. Командир полка сказал, что в батарее сегодня в наличии 1 офицер. По штату положено 4 офицера: командир батареи и 3 командира взвода. Командир полка спросил, какую технику вы освоили в училище. Отвечаю: наш профиль – корпусная артиллерия. Это значит пушки 122 мм, гаубицы-пушки 152 мм. "Здесь и сейчас вы будете заниматься противотанковой артиллерией и безоткатными пушками. В штабе дивизии при направлении к нам вам об этом говорили." Да, действительно говорили, что других для меня пока вакансий нет. Сегодня в вашей батарее всего 1 офицер – старший лейтенант Ковалев, который 3-й год служит у нас и ждет вас, чтобы передать дела и отправиться в артиллерийский полк, где открылась вакансия. Вот возможно и у вас так случится.
 
   Прав был командир полка. Не прошло и года, как мне сразу после возвращения из отпуска было предложено другое место службы в должности командира взвода разведки в батарее командующего дивизией, которая размещалась в городе Конегсбрюк. Но это случится позже. А сейчас речь шла о службе, о быте, об условиях жизни на территории ГДР, на первом месте службы.

   Сказано, что жить придется в гостинице, в одной комнате- 2 офицера. Удобства (туалеты и умывальники) отдельно от комнат. Офицерская столовая платная, рядом с солдатской столовой. Штаб полка и гостиница были рядом. Командир полка заочно познакомил меня с командиром моего батальона, подполковником Репуненко, и предложил мне после заселения в гостиницу сразу же прибыть к командиру батальона. Так я и сделал. Но прежде зашел к начальнику штаба, который принял от меня все мои документы с резолюцией командира полка и дал мне направление на заселение в гостиницу.

   Комендант гостиницы встретил меня , определил мне мое спальное место. Я оставил чемодан и двинулся на встречу с командиром батальона, а вернее, на представление. Вышел из гостиницы и вижу справа от меня штаб полка, слева еще две гостиницы, а кругом зеленый газон, асфальтированные дорожки и множество плакатов на тему военной службы.
Перед штабом полка слева внизу большой плац для общих построений личного состава, техники и строевой подготовки. В двухстах метрах от штаба возвышается здание, где размещается личный состав полка в составе стрелкового и трех танковых батальонов. Создается впечатление, что проектировалось это здание для размещения именно такой единицы, как полк. Здание это имеет величественный, а может быть и тяжелый вид. Здание, как глыба, нависает над всем. Это 4-ех этажное здание темно- серого цвета имело 4 подъезда, как раз один подъезд на батальон. За зданием вверх размещены служебные помещения и в первую очередь- это парк для размещения танков, бронетранспортеров, автомашин, орудий. За парком размещены склады вещевого и продовольственного снабжения, ГСМ, боеприпасы и боевая техника, инструменты и инвентарь.

   Перед зданием по всей его длине широкая асфальтированная дорога, которая берет свое начало от центральной проходной, подходит к зданию и продолжается вдоль здания влево на парк-ангар и вправо мимо штаба полка- на плац.
Территория полка была огорожена бетонными панелями с парадной (центральной) проходной для личного состава и автомобилей, и запасной проходной для выхода непосредственно в город Швепниц, дома которого тянулись вдоль северной стороны нашей территории. Дома эти были частные. В основном 2х этажные, с зелеными садами и грядками, и с нашей территории, с нашего бугра, разноцветные кровли красиво смотрелись. Эту красивую палитру мы рассмотрели потом. А сейчас ведь первая декада декабря. Снега нет. На улице небольшой "плюс" (3-5 градусов). Не холодно, но и не тепло.

   Итак, территория полка имела вид неправильного четырехугольника. Лицевая сторона – восточная, где находится центральная проходная и куда смотрят подъезды и окна большого темно-серого здания. Южная сторона территории имела проходную для выхода тяжелой техники на учебные марши или выхода по тревоге. Западная сторона проходных не имела. Территория охранялась часовыми с собаками и суточными нарядами дежурных смен. Караулы и суточные наряды подчинялись дежурному офицеру по части.

   Северная сторона имела дневную проходную и обеспечивала удобный выход в город Швепниц личного состава и служащих СА, которые трудились поварами, медсестрами, комендантами, уборщицами и др.

   Город Швепниц – коммуна в Германии, это районный центр, расположенный в земле Саксония, подчиненный административному округу Дрездена и находящийся восточнее, в 30 км. от него.

   И вот, наконец, я подхожу к казарменному зданию, к 4ому подъезду (первый от штаба полка). Меня удивили очень большие, высокие и широкие двери на входе в подъезд. Просторно было и внутри здания. Широкие лестницы вели с этажа на этаж вплоть до моего 4 этажа, где размещался командир батальона и штаб. Кабинет, где находился командир батальона, имел специальную табличку. Я постучался, спросил разрешение войти. Вошел. Спросил разрешения обратиться и представился по полной форме. Мое представление командир батальона выслушал стоя, после чего сел и предложил сесть мне. Командир стрелкового батальона, подполковник Репуненко, предложил мне рассказать мою биографию. Спросил, где живут родители. Какую я освоил артиллерию и после моего ответа рассказал о структуре мотострелкового батальона. Особое внимание он уделил артиллерийской батарее, куда мне надлежало отправиться. В батарее один офицер, старший лейтенант Ковалев, который с передачей мне дел направляется на должность командира огневого взвода в артиллерийский полк. Командир познакомил меня с распорядком дня и условиями проживания молодых офицеров. Затем поставил задачу принять батарею и вместе со старшим лейтенантом Ковалевым доложить о приеме батареи.

   Мои первые впечатления о командире батальона. Конечно, он уступал авторитету и облику командира полка. Он был ниже ростом и не Герой, но во всем другом он выглядел убедительно. В отличие от командира полка, Репуненко был суховат внешне и в общении. Форма одежды на нем сидела аккуратно. Гимнастерка с двумя орденскими планками и бриджи в сапоги. В разговоре он особое внимание обратил на работу с личным составом батареи и на предстоящую подготовку батареи к мартовской инспекторской проверке." Будут трудности, вы один офицер на батарею. Постарайтесь максимально использовать большой опыт старослужащих солдат и сержантского состава." Командир батальона пожелал мне успехов. Я вышел из кабинета и направился в расположение батареи, которая находилась тоже на 4 этаже.
Нашел расположение батареи и встретился с исполняющим обязанности командира батареи, Ковалевым. Он ждал моего появления. Рассказал про личный состав, про технику и вооружение. Представил меня личному составу перед строем батареи, ознакомил с расположением взводов и отделений, показал технику в парке: орудия 76 мм – 4шт, безоткатные орудия 107 мм – 2 шт, а также автомашины-тягачи для транспортировки орудий и расчетов.

   Обедал я в этот день в столовой вместе со старшим лейтенантом Ковалевым. После обеда мы с ним вернулись в расположение, где нас ждал замполит батальона майор Соловьев, которому приказано встретиться с новым офицером, прибывшим в батарею на смену Ковалеву. Беседа была свободной и обо всем: от международной обстановки до задач, стоящих перед батальоном и противотанковой батареей. Беседа коснулась и работы партийной организации батальона. Я при этом был приглашен на очередное партийное собрание. После беседы с замполитом мы с Ковалевым направились в гостиницу. Буфета в гостинице не было. Я в номере был один. У соседей нашелся кипяток. Ужин был скромным: чай с бутербродами. Сон – глубоким. Подъем 7.00.

   После умывания и бритья мы молодые офицеры направились в столовую на завтрак. После завтрака прибыли в свой батальон и батарею. Мне предстояло принять противотанковую батарею: личный состав, стрелковое оружие, артвооружение (пушки) и автомобили-тягачи.
Личный состав в полном боевом состоянии был построен на упомянутом ранее плацу. Форма одежды включала: шинели или бушлаты, полевую гимнастерку и брюки, шапку и сапоги. Каждый рядовой и сержант должны при себе иметь вещевой мешок, стрелковое оружие – карабин типа СКС, противогаз и малую саперную лопатку. Перед строем производилась перекличка. Каждый упомянутый в списке батареи выходил перед строем и становился в строй.

   В батарее были старшина, заместители командиров взводов - сержанты и командиры отделений - младшие сержанты. Заместители командиров взводов командовали своими взводами. Проверка производилась по очереди: 1 взвод, 2 взвод, 3 взвод. Сдающий батарею старший лейтенант Ковалев, принимающий батарею лейтенант Чугунов, а также старшина батареи Иванов наблюдали за ходом процедуры.
Кроме того, по указанию командира батальона, в этой процедуре участвовал и майор Соловьев. Известно, что при смене руководства подразделения производится опрос личного состава о жалобах и предложениях, как предусмотрено уставами Советской Армии. И эта информация очень важна для заместителя командира батальона по политической части. Жалоб у личного состава батареи не было.
Стрелковое оружие было так же проверено на плацу. По крайней мере, наличие оружия у каждого рядового и сержанта.
Артиллерийское вооружение и автомобили-тягачи были проверены по специальной описи в парке с проверкой заводских номеров орудий и автомашин.
Проверка личного состава, орудий и техники закончилась 10.12.56г. подписанием акта сдачи и приемки батареи.
В акте, однако, была отражена одна жалоба рядового М. на командира 1 отделения 1 взвода сержанта Б. Сержант не смог найти подход к рядовому и иногда пытался заставить сделать невозможное на турнике. Он заставлял рядового подолгу висеть на турнике, что оскорбляло рядового и вызывало насмешку товарищей. Пришлось мне, как новому исполняющему обязанности командира батареи разобраться с этим случаем и перевести рядового М. во 2ой взвод, в подчинение другому командиру отделения. А младшему сержанту было указано на превышение своих полномочий.

   Итак, акт подписан, батарея принята. Командиру батальона доложено. Командир батальона приказал разобраться с жалобой, пожелал успехов в службе старшему лейтенанту Ковалеву и лейтенанту Чугунову. Он поздравил лейтенанта Чугунова с вступлением в должность командира взвода безоткатных орудий и зачитал приказ командира полка. Это было 10 декабря 1956 года. Впереди были Новый 1957 год, инспекторская проверка, отпуск в Москве (Коньково-Софийская набережная), женитьба и возвращение в полк.

   Так я вступил в должность командира взвода безоткатных орудий. При первой встрече на утреннем совещании командир батальона представил меня офицерам батальона и поставил главной задачей успешно подготовить батарею к сдаче инспекторской проверки. Задача не простая. Нужно было понять, что именно проверяется, сколько времени на подготовку. Но самое важное- как успешно подготовить батарею. Этого я не знал, никто не научил, опыта не было. Решил сам разобраться в том, что проверяется с помощью командиров стрелковых рот и взводов. У командира батальона уточнил, когда будет проверка, и что подлежит проверке, какие будут вопросы. Командир батальона и командиры рот сказали, что традиционно, как по копирку, из года в год проверяется внешний вид личного состава, строевая индивидуальная подготовка и действия в строю, иногда еще и с оружием, физкультура, а иногда кросс вместо гимнастики, политическая подготовка, огневая подготовка из личного оружия по мишеням. Для артиллеристов- стрельба по танкам. Кроме того, выход подразделения по тревоге. Думаю, как же быть, ведь программа внушительная. С чего же начать? С главного! А главным является для противотанковой артиллерии стрельба из пушек по движущимся мишеням.

   Итак, оставалось 3 недели до нового 1957 года. Три недели эти пролетели в ознакомлении с личным составом батареи. Много времени отнимала внутренняя служба. Для меня очень важно было найти подход к личному составу, заинтересовать в успешной сдаче инспекторской проверки каждого рядового и каждого сержанта. Инспекторская проверка - в марте, времени на подготовку чуть больше двух месяцев.
    
   Для начала собрал совещание сержантов. Сообщил им, когда будет проверка и по каким вопросам будут нас проверять. Это конечно же по строевой подготовке, физкультуре, политзанятиям, стрельбе из личного оружия, стрельбе из пушек по танкам и подъему по тревоге с выходом в указанный район. Инспекторская проверка в частях проводится ежегодно с целью оценки работы командиров и личного состава за истекший год по обеспечению боевой готовности подразделений и частей СА.
Задача перед личным составом и командирами стоит ответственная, поэтому сержантам-заместителям командиров взводов нужно сосредоточить свое внимание на слабых сторонах в подготовке личного состава и организовать интенсивную работу по устранению недостатков.

   Так перед молодым офицером здесь очень многое происходило впервые:
-работа с личным составом;
-взаимодействие с офицерами и начальниками;
-соблюдение формы одежды и поддержание достойного внешнего вида;
-знакомство с бытом подчиненных;
-организация быта и соблюдение распорядка дня;
-организация учебного процесса;
-проведение политзанятий;
-организация внутренней службы;
-караульная служба;
-участие в партийной работе.-
Всё это при соблюдении основополагающего принципа «Делай как я».