Поиски П-я II. 10-11. О практике Чод и Учителях

Амрита Дхарма
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ДВЕ СТАТУИ ВЕЛИКОГО БУДДИЙСКОГО ЙОГИНА И СВЯТОГО - ПАДМАСАМБХАВЫ или иначе - ГУРУ РИМПОЧЕ

ГЛАВА 10. ПРАКТИКА  Ч*О*Д  В  ЭЛИСТЕ. Однажды, будучи еще в Питере, перед  тем, как выехать на работу  я медитировала и мысленно считала  информацию о том, что сегодня вечером в Дацане будет давать учение один  Лама, к которому я обязательно должна  пойти. Впоследствии оказалось, что  это был Тертон (открыватель спрятанных йогинами прошлого священных кладов)  Намка Дриме Ринпоче. Мне не хотелось никуда  идти в тот день, поэтому я  попыталась  оправдаться  и объяснить, что я, вообще-то, еду на  работу  и меня  никто с нее не отпустит.
- Обязательно приходи, а с работы  тебя  отпустят.
- Даже если и отпустят, я определенно опоздаю на учение, и  будет неудобно открывать двери в  Гомпу в момент  возможной передачи посвящения. Ведь  я побеспокою  всех присутствующих в зале!

Но мне настойчиво повторялось, что я не должна волноваться об этом, а просто придти на учение, мало того, когда я приеду в Дацан, будет перерыв,  и я спокойно  войду  незамеченной.
- Ну  что ж, если отпустят  с работы, тогда придется  поехать, - решила я.
На  работе ко мне подошла  руководитель  клуба и сказала:
-Знаете что, езжайте-ка  вы домой  пораньше. Похоже, у вас сегодня не будет клиентов,  и я  вас отпускаю.
- Как? – удивилась я.
- А вот так. Идите, а если  что, то я вас прикрою перед  начальством.
 
Когда  я приехала в Дацан и подошла к дверям  Гомпы, начался  перерыв. Дверь открыли, и все участники  стали делать  кору  вокруг  трона  Ринпоче. Войдя  внутрь,  я тут же увидела  старых знакомых  и  присоединилась  к ним. Так я попала на учение Намка Дриме Ринпоче. Но здесь, в Элисте, находясь  рядом с Карма Пунцогом  я не ожидала того, как судьба сама развернет ситуацию дальше.

По прибытии в Элисту меня сразу поселили  в  железный  вагончик, который находился  недалеко от строящегося  храма. На улице была жуткая  жара, градусов под  50 и вагончик за день сильно нагревался. Однажды к вечеру  я вышла на воздух, чтобы немного подышать свежим воздухом и насладиться прохладой. Как только  я вышла, то увидела, что в калитку  входит какой-то незнакомый  мужчина  и направляется  не в  Гомпу, а прямо ко мне. Подойдя, он поздоровался и  спросил:
- А вы знаете  Намка Дриме Ринпоче?
- Да, я встречала его однажды в петербургском Дацане.
- Так вот он приехал в Элисту!               
- Очень хорошо! А когда?
 - Сегодня. Мы его недавно  встретили на вокзале!
 - Очень рада!- сказала я, не придавая особого значения.
 - И знаете, где он остановился!
 - Нет!

- А вот, смотрите, - и он протянул руку в направлении  особняка, расположенного в нескольких метрах от нашего  места  пребывания.
- Знаете что?  - продолжал  он. - Вы приходите  к нему  завтра на благословение  и если у вас есть вопросы, то задайте их.
- Как же я пойду?
- А вот так!  Я специально пришел к вам, чтобы сообщить  об этом и пригласить на встречу!
- Как специально ко мне? Вы же меня не знаете!
- Но ведь вы монахиня?
- Да!-  ответила я. В тот момент на мне была мирская одежда.
 - Ну, вот  я и пришел, чтобы позвать  именно вас!
- Почему  именно меня?  Здесь также живут  и другие люди. Должно быть, вы просто пришли пригласить нас всех!
- Нет, я искал именно вас. Потому и подошел  сразу к вагончику. Приходите завтра, -  сказал он и попрощался.

Утром  я подумала, что у меня нет  особых вопросов, потому  что  я уже получила на них ответы. Но  поразмышляв, я  все же отправилась на разведку, проверить  так ли это. Я  быстро подошла к особняку и увидела несколько  легковых машин, а войдя внутрь, массу людей, которые стояли  вдоль  лестницы с первого по второй этаж.
- А вы стоите на встречу с Намка Дриме Ринпоче? - спросила я.
- Да, - ответила  молодая женщина,-  именно к нему.

 Я поднялась на второй этаж и подошла к двери, за которой, очевидно, принимал  Учитель. Меня начали пропускать вперед, для того, чтобы я сразу прошла внутрь его комнаты, причем  при  этом  я ничего не просила  и ни к кому не обращалась. Но у меня  не было  хадака и конверта с подношениями, а без них приходить к Учителю не подобает. И  я решила «не гнать коней», ведь я  пришла только на разведку. Поблагодарив  людей, которые пропускали меня вперед  без очереди, я спросила:
- А можно на завтра записаться?
- Да, можно и на  завтра!

Я записалась на завтрашнюю встречу с Ринпоче ровно на 9 часов. Утром следующего дня  я подошла к двери комнаты  Намка Дриме  Ринпоче и меня  пригласили  пройти.   
Ринпоче сидел на большом диване, облокотившись на спинку. Он не был монахом, но возглавлял свой  монастырь в Непале. Ринпоче сразу  узнал меня и, улыбаясь, сказал:
- О, Анила!  Рад вас видеть! Как  ваши дела?- указывая при этом  жестом  присесть на ковер напротив.
- Хорошо, Ринпоче! - ответила я, радуясь встрече.
- Давно ли вы приехали в Калмыкию? - спросил он.
Я пояснила, что приехала  два месяца назад на  ритрит по Чоду к нингмапинскому Ламе Карма Пунцогу Ринпоче.
- О, очень хорошо, очень хорошо!- ответил он.
- Ринпоче, я планирую  сделать 3 месячный  ретрит по Чоду, как вы думаете, правильный ли это выбор? И если да, то, пожалуйста, дайте свое благословение на практику.

Он внимательно посмотрел на меня и сказал:
 - О, да, конечно! Вы можете  делать ритрит по Чоду. Вы можете делать любую практику, какую только захотите! Чтобы вы не выбрали, это будет правильно. Поэтому, я благословляю вас, -  взяв со стола огромный  ваджр - сантиметров  20 длиной - он положил  мне его на макушку  в знак благословения.
Я  поблагодарила  его за приглашение и, распрощавшись, счастливая от этой неожиданной встречи, пошла обратно в  раскаленный  от жары вагончик.

Следующим  утром, совершенно  неожиданно для всех, Карма  Пунцог Ринпоче  вместе  с  помощником  выехал в  Волгоград. Это не было запланировано заранее, нам бы сообщили  о поездке еще вчера. Мы проводили  Ринпоче  и  я, как обычно с утра, стала практиковать  метод, которому меня  научил  Карма Пунцог. Внезапно, я  четко осознала, что Намка Дриме говорит мне: "Оставь эту практику, вот, смотри, что  надо делать!" - и мне показали, что и как нужно практиковать. Уже позже, когда я училась  в Индии, меня обучали именно этому  методу, поэтому нет сомнений, что он был верен. Я  удивилась и обрадовалась одновременно. Было ощущение, что некто специально увез  Карма Пунцога  Ринпоче  в  Волгоград, чтобы объяснить мне ошибки в практике.
               

Практикуя  этот новый  метод  две сессии подряд, то есть часов шесть, я  решила, что  обязательно  пойду на  учения  Намка Дриме Ринпоче в калмыцкий Дацан, в  чем раньше  сомневалась. В  назначенный день учений  я  так и сделала  и  как только  вошла в Гомпу, то  услышала, как Ринпоче начал  распевать песнь Дакинь. С ним приехала одна из его прекрасных дочерей, тоже Дакини, и она мгновенно подхватила  мелодию. Песня звучала  необыкновенно  красиво и трогала душу. Я  сделала три полных простирания и  прошла на свободное место.

В  прошлом  Ринпоче  был  воплощением  консорт  Еше Цогьял, именно к нему  легендарный  Гуру Ринпоче направил ее в один из моментов  обучения. Ринпоче был уже достаточно преклонного возраста, он  имел  большую семью  и несколько взрослых  детей. Он  единственный, кого я знала, как  носителя  звания Тертона, открывателя Терма. Два дня спустя  после отъезда  Намка Дриме Ринпоче в  Петербург, во время вечерней  совместной медитации  в Гомпе, я  поняла, что должна срочно уехать из  Калмыкии. Будто некая сила подхватила меня, я сразу написала  записку Карма Пунцогу Ринпоче, предупреждая  об отъезде, и  рано утром  следующего дня выехала  в  Петербург.

Только  я  вошла в квартиру, как  позвонила  старая знакомая и радостно сообщила, что  Намка Дриме приехал  в  Петербург  и  завтра, вместе со своими учениками, поедет  на  экскурсию по  каналам  и рекам  на  теплоходике. Конечно, мы поехали  вместе с  ними. А уже через  несколько дней  проводили  Ринпоче, он  улетал  в  Непал. Через  неделю  я  вернулась в Калмыкию, Карма  Пунцог  должен был давать посвящение, которого  мы все  долго ждали, но  Ринпоче  так и не передал  его, скорее всего  из-за  серьезной болезни его  русского помощника.

Наступила  середина  августа, скоро  нужно было выходить на работу. В  вагончике, где я жила, поселилась  огромная  рыжая  крыса. Днем  она бегала  по висящему на стене ковру, вечером  грызла  мой новый чемодан, а ночью  носилась по всему  вагончику, как «лошадь». Когда  в месте, где вы живете появляется  крыса, это значит, что она выживает вас. Понятно, что близилась осень, и животные старались найти место для зимовки, но  не могла  же я жить вместе  с  крысой. Нужно было уезжать, но на этот раз  с  благословения Ринпоче. С  помощью переводчика, я объяснила ему, что хочу вернуться  домой. 
- Ты, правда, хочешь уехать? - спросил он.

-Да, Ринпоче!-  и я привела различные доводы в пользу отъезда.
- Ну,  что такое крыса? Ничего страшного! У нас в Непале в  Гомпе очень много крыс, они даже сгрызли  многие тексты  по  Дхарме, но мы никогда не боялись их. И ты тоже не бойся!
- Ринпоче, дело не только в крысе, я просто чувствую, что должна ехать. А потом, я все равно увижу вас совсем скоро в Подмосковье на Друбчо, -  сказала я уверенно.
Он задумался и переспросил: "Так ты, правда, хочешь ехать?"
- Да, Ринпоче!
- Ну, хорошо!  Езжай!

В день моего отъезда  я зашла попрощаться с ним. Было раннее утро, все спали. Дверь в его комнату была открыта, но его там не было. Я  вышла из дома и оглянулась вокруг, его нигде не было видно.
-Наверное, так надо!- решила я.
Взяв  чемодан, я направилась  по дороге к остановке маршрутки, но  оглянувшись,  увидела  Ринпоче. Он сидел на ступеньках  Гомпы  с другой стороны  здания и медитировал.
- Ринпоче!-  окликнула я его.
Он обернулся ко мне.
-До свидания, Ринпоче! Спасибо вам за все! - Он качнул головой.  - До  скорой встречи! - и  я помахала  рукой.
Он тоже помахал  в ответ. И мое сердце сжалось от сострадания к Нему и необъяснимой тоски. Я повернулась и пошла к остановке.
         _______________________________________________
                _________________________________________________________


ГЛАВА 11. ВЫБОР  УЧИТЕЛЯ. Когда настало время ехать на Друбчо в Подмосковье, у меня появились сильные сомнения, мой ум  метался  туда-сюда, и я решила, что не поеду. Но случайно один мой старый знакомый собирался ехать  на  Московский вокзал покупать себе билет  и просто ради приличия спросил:
- А не нужно ли тебе купить  билет на  Московском  вокзале.
- Нет, не нужно, спасибо.

Через  15 минут он еще раз обратился ко мне и переспросил  о билете, а после третьего  раза, я  согласилась, чтобы он  купил его до Москвы. Но как только билет  оказался  у меня на руках, сомнения  опять охватили  меня  с огромной силой, и я вернула  его в кассу на Московском вокзале.
Когда Друбчо уже начался меня, словно клещами  стало тянуть туда, и в замешательстве я мысленно обратилась к Его Святейшеству Далай Ламе:
- О  Гуру, что же делать, почему такие метания возникают в моем уме?  Надо ли мне ехать на Друбчо?
И получила ответ.
- Надо ехать!
- Но как  же мне  теперь  поехать?  Я уже сдала купленный  билет и  уверена, что на ближайшее время их  уже нет в продаже!
- Не беспокойся! Отправляйся прямо сейчас на вокзал, и ты достанешь билет!
 И я поехала.

Каково же было  удивление, когда  в кассе мне ответили, что  действительно, билетов  в продаже не было, но:
- Вам повезло, – сказала кассирша, - только что появилось несколько!  К Новороссийскому составу прицепили дополнительно  один вагон, который  будет следовать  только  до Москвы!
Я  уехала в ту же ночь. Друбчо  был прекрасен!

В конце учения я пообещала  Карма Пунцогу Ринпоче, что  обязательно сделаю ритрит приближения  по  Килайе, посвятив  эту практику ему. Позже, я так и сделала!
Еще одна  встреча с Ринпоче  состоялась у меня  в Непале. В это время  я была в Парпинге, в «Пещере Асура», где  делала  5  месячный  ретрит. В один из дней, когда с наполненной тугпой (тибетский густой суп) миской, я возвращалась в свою комнату из кухни, прямо передо мной, словно по волшебству, появился  Карма  Пунцог.
 
Я  ахнула! Как во время! Ведь я находилась  в ритрите и не выходила из комнаты  кроме как за едой. В секунду времени мы могли бы разминуться. Но он был здесь! Я поставила тарелку  на цементные перила  и, сделав ему поклоны, попросила переводчика  передать, что я  всегда помню его, и каждый день  визуализирую  в  поле заслуг  перед  практикой. Он улыбнулся. Мы постояли какое-то время, смотря друг другу в глаза.
 -Я в ритрите! 
 -Да, я знаю!

Мы еще о чем-то  поговорили мысленно, что ринпоче все умеют делать.
Но  тут его позвали спутники,  и они вместе начали спускаться по ступенькам  к  комнате  администратора, пока, наконец, не скрылись  из виду. Вся эта  недолгая встреча  означала одно, он  знает, где я нахожусь, и что со мной  происходит.   
Встречи с тибетскими  Учителями из  Нингма, Гелуг  и  Кагью исключительно важны для моего сознания. Я преклоняюсь  перед ними  с глубочайшей благодарностью  и  почтением  и храню их в  своем сердце.  Я вовсе не рассталась с ними, они мои духовные Учителя и всегда будут таковыми!

В  те первые годы моей буддийской практики встречи с моими учителями были спонтанны: я не знала насколько важно крайне серьезно относиться  к выбору духовного Учителя. Я не выбирала их, они выбирали меня. Но сейчас я  знаю, что нельзя  сразу принимать  Учителя, даже если мы  чувствуем  с ним глубокую связь. Нельзя  принимать  Учителя, только  если  он очень  нравится  нам или уделяет  особые знаки  внимания, или даже обладает большими знаниями Дхармы. Нельзя  принимать Учителя, если он  дает нам  то, что мы хотим, и выполняет все наши желания. Этого  недостаточно!

Очень часто в Россию приезжают различного рода тибетские Учителя и дают посвящения в практику  Божеств. И мы так рады этому, что отдаем  себя в руки любому из них. Это неверная позиция. Дело в том, что из-за незнания  мы можем  невольно попасть в очень сложную ситуацию, из которой  не выбраться  без глубоких страданий. Прежде, чем получить какое-либо  Учение или посвящение  мы должны, по меньшей мере, проконсультироваться  с  тем, кто больше нас  знает о нем.  Нужно постараться  узнать, где он учился, кто его Учителя  и ученики. Недостаточно прочитать о нем информацию в интернете или полагаться на его титулы. Кроме того, необходимо быть  вполне уверенными, что  этот учитель не практикует  Шугдена - весьма тёмную практику. Если  некоторые  Ламы и учителя, даже  если они обладают громкими титулами  и  продолжают практиковать это  Божество, то нам  нельзя следовать за ними. Поэтому нужно тщательным  образом  проверить, соответствует ли Учитель  всем  качествам, которые дают нам письменные источники Дхармы. Особенно, если это тантрический  Гуру.

 Вы можете почитать о них в «Лам Риме» Ламы Цонкапы, или в «50 строфах почитания Учителя».  По крайней мере, так  нас учил  Его Святейшество Далай Лама.
Я  хочу написать некоторые правила, чтобы вам было легче понять о чем, собственно, идет речь. «50 строф преданности Гуру»  или  «Гурупанчашика» на санскрите  написал  в I веке Арьясура, который  указывает   на 10  качеств, которыми должен обладать  Махаянский учитель:

 1.  он должен соблюдать обеты, что позволяет ему  достичь мастерства  в  моральной, нравственной  дисциплине;
2.   овладеть тренировкой концентрации;
3.  практикуя  мудрость, очистить все заблуждения и препятствия своего ума;
4.  иметь большие познания, чем ученик;
5.   обладать  неподдельным  энтузиазмом, настойчивостью и радостью в проповеди дхармы;
6.   владеть знаниями текстов  Дхармы;
7.   реализовать  Пустоту  или хотя бы иметь знания о ней;
8.   обладать  искусством  дарования учений;
9.   иметь великое сострадание
10. он не должен проявлять нежелание  учить и работать  на благо  своего ученика в соответствии с  уровнем  его умственных способностей.
 
Что же касается тантрического Учителя, то он должен иметь  еще больше качеств:            
11. он должен быть совершенно стабильной  личностью и держать постоянный контроль над телом,  речью и умом;               
12.  в его присутствии все должны чувствовать покой и расслабление;
13.  даже просто увидев его, ум должен  получать  великое наслаждение;
14. его сострадание должно быть безграничным.

Далее  в тексте указаны  10  внутренних качеств  учителя высшего класса тантры, анутара - йога тантры. А затем, 10 внешних качеств  учителя  низшей  йога тантры, крийя и чарья. Почитайте об этом  сами. «Если вы выбрали себе  Гуру обладающего  этими качествами, то должны полностью отдать себя в его руки и проявлять  абсолютную преданность. Если же у вас хоть на минуту возникнет презрение к своему  Гуру, вы  столкнетесь  с инфекционными, заразными болезнями, причина которых вредоносные духи. Вы умрете страшной смертью, причиной которой  будут демоны, мучительное  беспокойство или яд. Вы будете убиты царем, огнем, ядовитой змеей, водой, бандитами, вредоносными духами или  варварами, и затем родитесь  в аду. Желая достичь освобождения и мудрости, вы обретете оковы  и  боль. Такова великая опасность вступления в отношения  Гуру-ученик. Это не значит, что Гуру наказывает вас сам, это результат причины и следствия».

Далее  указано, как нужно вести себя по отношению к  Гуру.
Его Святейшество Далай Лама на своих учениях часто касался темы выбора  духовного Учителя.  Он говорил: «Проверяйте своего Учителя  не менее  трех  с  половиной  лет. Будьте, как шпион. Наблюдайте за его поведением  тщательно и  даже тайно. Как он относиться к своим ученикам  и как ведет себя в обыденной жизни. Не принимайте любого и каждого Ламу за своего  Учителя. Но  если вы уже выбрали  Его и вступили с ним в отношения ученика, то не нарушайте обетов  по отношению к нему. Потому  что нет более серьезного нарушения, чем непочитание учителя. Определенно можно попасть из-за этого в ад».

Его Святейшество также неоднократно приводил такой пример. Он рассказывал, что ученики из Тайваня однажды обратились к нему  с просьбой  о помощи.
- В чем дело?- спросил Его Святейшество.
- К нам приехал один тибетский Лама, и мы так были рады этому! Но впоследствии оказалось, что он берет с нас большие денежные  подношения, имеет сексуальные связи со многими женщинами  общины  и не дает учений  по Дхарме. Что же нам делать?
- Ну  чем же теперь я вам сейчас могу помочь? - ответил  Далай Лама.- Вы должны были прежде хорошенько проверить своего Учителя, а потом уже приглашать к себе. Не все Учителя, которые выдают себя за таковых, истинные. Впредь будьте разборчивей!

Учитель спасал меня, сколько раз  Он брал мою боль и ошибки на себя! Какие уникальные методы  Он предлагал, чтобы уберечь меня  от  падений. Как  Он направлял и указывал следующий шаг!  Как обучал Дхарме и давал советы по практике! Иногда он даже говорил:
-Вот, теперь Учителю нужно  хорошенько подумать, как лучше  вам помочь! 
Это великая заслуга встретить своего Духовного Мастера и непоколебимо следовать Ему, не смотря на испытания и тяготы преобразования своего несовершенного  ума. Какой  это великий труд, вести ученика по пути к Просветлению. Такое могут делать только реализованные Существа, Будды!