НБИ. Разводное письмо

Галина Айзенштадт
  Говорят, такого прецедента в истории Израиля еще не было:раввинский суд страны потребовал от транспортного предприятия "Эгед" уволить сотрудника, который отказывается дать жене разводное письмо.
  Упоминание о "разводном письме"(на иврите - гет) как способе расставания с женой упоминается еще во Второзаконии:"Если кто возьмет  жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в его глазах, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит из дома его, пойдет, выйдет за другого мужа".
  Женщина целиком зависела от прихоти мужа, и это считалось в порядке вещей, и, вероятно, никто, кроме ветхозаветного пророка Малахии не возмущался такой несправедливостью.
  Его слова осуждения пронзительны и берут за душу:"...Ты предал жену юности твоей, хотя Господь был между вами свидетелем, предал подругу твою, жену законную... Прогонять жену, ненавидеть ее,- сказал Госполь,- всё равно, что пятнать себя насилием".
  Однако традиция разводного письма укоренилась, и в последующие века спор шел лишь о том, какими убедительными должны быть основания для его вручения.
  Во времена Второго Храма существовали школы двух известных законоучителей - Шамая и Галлиля. По современной терминологии - консервативная и "либеральная".
  Шамай считал, что основанием для разводного письма должна быть только супружеская неверность.
  Галлиль и его последователи - все, что угодно:сварливый характер жены и даже испорченный обед.
  Уже в иное время раби Акива, признавший повстанца Бар-Кохбу мессией, и мученически погибшей из-за этого, утверждал, что если жена разонравилась, и он нашел другую, более красивую, этого достаточно для развода с ней.
  Жаль, что до нас не дошли свидетельства, применил ли раби Акива этот "принцип" в отношениях со своей женой.
  Дело в том, что во всех легендах и мифах о раби Акиве рассказывается одна и та же "красивая" история о том, как Акиву, неграмотного пастуха, полюбила девушка из богатой семьи, и вопреки запрету отца, который отказался от дочери, вышла за него замуж.
  Всю жизнь, терпя бедность, лишения, часто голодая, она  положила на то, чтобы выучить Акиву, и он стал очень известным законоучителем.
  Она даже годами не видела мужа, поскольку он учился вдали от нее.
  Были ли у них дети, тоже неизвестно.
  Вообще, нельзя не заметить, что о детях в случаях с разводным письмом вообще не говорится, и роль отца никак не упоминается. Видимо, забота о них целиком ложилась на плечи матери.
  В то же время в не библейские времена от этого вопроса уйти уже нельзя было.
  И постепенно законы брака и развода в "странах рассеяния" стали брать на себя раввинские суды.
  Слово "раввин" означает "учитель". Но в диаспорах, где жили евреи, постепенно появились и раввины, которые выступали ходатаями от всей общины.
  Для правительств стран, где жили евреи, было удобнее иметь дело с одним уважаемым человеком,чем вникать в дела всей общины.
  А в самой общине возникли раввинские суды, в которых решались все  спорные вопросы, в том числе и развода.
  И по этому принципу в 1953 году возник и раввинский суд Израиля, и был принят закон "О полномочиях раввинских судов", согласно которого вопросы брака и развода находятся исключительно в их ведении, и будут  проводиться по законам Торы.
  И хотя Израиль считается светским государством, религия от него не отделена, и с каждым годом ультраортодоксы все чаще пытаются навязывать светским гражданам страны свои правила жизни.
  Недавно в Иерусалиме они развесили таблички, обозначающие "мужскую" и "женскую" улицы, чтобы каждому было ясно, по какой им следуют ходить(представители власти удалили их).
  В Тверии они ополчились против мэра, который решил ввести в субботу бесплатные автобусы, чтобы горожане из дальнего микрорайона могли приезжать отдыхать на набережную Кинерета.
  И даже устроили молитву на могиле дедушки мэра, который был раввином, чтобы дух его помог образумить внука.
  Так что в появлении требования раввината к транспортной компании - уволить сотрудника за то, что не дает разводное письмо, пожалуй, все-таки нет ничего необычного. Оно - в русле их, всё усиливающегося "наступления" по всем фронтам.
  Необычное здесь в том, с какой настойчивостью раввины отстаивают права женщины. И, кстати, в последние годы, используя разные формы принуждения к упорным мужьям, не дающих разводное письмо. Одного даже задержали в аэропорту, когда он хотел выехать за границу, и препроводили обратно с помощью полиции.
  Почему так упорно раввинат сражается за права женщин? Потому что если женщина не получит разводное письмо, она не имеет права, согласно религиозному закону, снова выйти замуж. А если с кем-то построила новые отношения, то их  дети будут считаться незаконнорожденными.
  Но по сути, раввинат сражается не столько за женщин, сколько за свое право быть единственными законодателями в семейных вопросах.
  Именно из-за противодействия ультраортодоксов в Израиле до сих пор нет Института светских браков, и для их заключения молодые вынуждены выезжать за границу.
  Когда-то брак, заключенный по "закону Моисея", считался крепким и надежным.
  Но теперь и он не служит гарантией счастья.
  Сотрудник транспортной компании, увольнения которого добивается раввинский суд, избивал жену и детей, ему давали двухгодичный срок на "исправление", -а вся эта история длится уже пять лет
  Теперь муж готов дать разводное письмо при условии, что жена откажется от доли совместно нажитого имущества.
  Письмо в компанию - это по сути беспомощный крик. На каком юридическом основании компания может уволить этого "нехорошего" мужа?
  Светский же суд давно бы решил вопрос о разводе супругов, разделив имущество и назначив алименты на детей.