Фильм Там, за горизонтом

Светлана Шакула
   Этот фильм, вышедший на экраны в 1976 г., был продолжением фильма «За облаками небо» (1973 г.), где рассказывалось о людях авиации.
   И хотя во второй картине действуют те же герои, главными являются уже не фронтовые друзья-товарищи во главе с лётчиком Алексеем Седых, а совсем другие – сын Полины Дмитрий и дочка Руднева Людмила.

   Владислав Дворжецкий сыграл здесь генерала Руднева – талантливого руководителя и опытного лётчика-испытателя, у которого на службе всё складывается. И это – закономерно, потому что после выхода фильма «За облаками небо» критик Алла Гербер сказала о Дворжецком: «Этому актёру достаточно появиться на экране, чтобы у зрителей возник десяток версий судьбы его героя. Даже самую незначительную роль он умеет сделать многозначительной. А тут не просто лётчик, не просто герой. Тут человек, которому быть генералом, а его – в отставку. Тут лётчик, которому суждено летать, а его приковали к земле. Интересная судьба, интересный актёр, и тем не менее линия Руднева осталась в фильме лишь заявкой – сценарий не дал актёру и его герою возможностей полностью раскрыться». 

   Дворжецкий в роли Руднева удивительно спокойно ведёт свою роль, показывая любящего отца, пытающегося понять непростые отношения дочери с любимым человеком. Новаторский талант Дворжецкого больше всего проявляется в молчаливых сценах и этим резко контрастирует с игрой Юрия Богатырёва, создающего эмоционального и вспыльчивого героя, но этот контраст лишь подчёркивает разность характеров их героев.
   А с актрисой Алёной Чухрай у Влада, наоборот, сложилась полная гармония – может быть, потому, что Алёна, принимая правила игры Дворжецкого, пытается ему соответствовать. Это не первая совместная работа Дворжецкого и Чухрай – они уже снимались вместе в фильме «Земля Санникова».

   Производственные проблемы, показанные в фильме «Там, за горизонтом», отражают сложные явления в экономике страны, в том числе и начало застоя, поэтому наиболее удачные сцены – не производственные, а лирические и о памяти, в частности, в прологе фильма, где показаны кадры военной и мирной кинохроники.
   И в первой картине – «За облаками небо», и в её продолжении – «Там, за горизонтом», авторы-постановщики искренне и эмоционально повествуют о главном – самолёты создаются на земле, и создаются они для людей.