10. Не все потеряно

Геннадий Ефиркин
               

Этот случай произошел со мной  пару лет назад.  Как свежий,  оздоравливающий ветер, он развеял тогда поселившийся было во мне пессимизм…

В тот год я  задержался с традиционной доставкой помощи моим детям в Иркутск. Мы с супругой еще держали личный скот в виде двух дойных коров,  молодняка и каждую осень у нас был забой. Мясом с того забоя мы и снабжали наших двух дочерей, проживаюших в Иркутске.

Была теплая осень,  да и  сам я тогда припозднился и  выехал  на своей небольшой иномарке с «гуманитаркой» вместо середины ноября аж в декабре. Дорога была довольно дальней – более восьмисот километров в один конец: триста км с севера Бурятии до Улан-Удэ, остальные  вокруг Байкала.

 Поездка до Иркутска прошла  благополучно. «Гуманитарка» была доставлена, с внуками увиделся, благодарности и небольшие подарки  к Новому Году получены и я выехал назад.
 
Выехал не с раннего утра, как бывало раньше, чтобы в тот же день доехать до своего села в Бурятии, а ближе к обеду, рассчитывая навестить свою малую родину на середине пути вокруг Байкала  и переночевать там. Ну, а следующим днем уже добраться до дома.

Все шло как было задумано. Побывал на родине, железнодорожной станции Танхой, где когда-то учился в школе. Сейчас это еще и центр Байкальского биосферного заповедника. Навестив друга-одноклассника,  переночевав, часов в девять спокойно выехал дальше. В то утро приморозило, за тридцать градусов, и в воздухе стояла морозная пыль. Федеральная автотрасса, грейдируемая после каждого снегопада,  была до блеска укатанная постоянно движущимся здесь транспортом, слева шумел мой любимый Байкал, на берегах которого я прожил больше десяти лет своей жизни.

 Хорошо отдохнувший и выспавшийся, в прекрасном настроении на втором часу  пути я двигался за идущей впереди машиной. Справа мелькнул строящийся новый мост спрямляющего участка дороги, слева обозначилась станция Мишиха, которую, как и многие другие населенные пункты, трасса обходит стороной. К концу  объезда, когда трасса начала приближаться к железнодорожному полотну показался небольшой правый плавный поворот. Здесь всё и случилось…

Скорость впереди идущей машины, за которой я автоматически увязался, как оказалось,  была высокой, чего я не заметил. Ну а сама машина была больше по размерам, чем моя, и, наверняка, полноприводной. Такие автомобили устойчивее. Мой же «ниссанчик» "адэшка" имел только передние ведущие колеса и те на тринадцать.

Только я начал повторять правый поворот вслед за впереди идущей машиной, как меня вдруг  потащило!! То есть на какие то секунды я начал терять управление, меня начало заносить…

Впервые попав в такую ситуацию, я растерялся… Растерялся и, сбросив газ, машинально прижал тормоз! Это и оказалось моей главной ошибкой!! Машину резко крутануло на укатанном до гололеда полотне дороги! Сбив нагребенный сбоку  грейдерами высокий брусвер снега,  она,  сделав в воздухе боковое сальто, упала  на свою крышу внизу под насыпью в глубокий по пояс снег!...

Ничего не поняв и не успев ни испугаться, ни сообразить, я только отметил зрительно, как волчком впереди мелькнули снег, далекие деревья, небо, затем … снова снег на лобовом стекле! Рука автоматически выключила зажигание и свет...

Во внутреннем  кармане  куртки, начиная с момента начала заноса на дороге настойчиво звенел телефон…

Его то я и достал в первую очередь, вися в ремне безопасности вверх ногами. Включил и слышу взволнованный, чуть не в крик, голос супруги за полтысячи отсюда километров!!!

- Гена, что случилось!!?

Утром я  сообщил ей о выезде из Танхоя…

Меня как холодом обдало! Как, каким образом, она мгновенно почувствовала, что что-то со мной случилось?! Автоматически, чтобы не огорчить сразу, как можно спокойнее,  ответил.

- Меня тут остановили…Потом перезвоню…

Не успел положить телефон - вверх ногами это сделать было трудновато - как сзади, сверху вниз, открылся багажник и я услышал возбужденные голоса людей!

- Живой!?

- Живой, отвечаю.

-  Зажигание, фары выключил!?

-  Выключил…

- Вылезай скорее!!

С трудом освободившись от ремня безопасности, я прополз на коленках по крыше своей машины и встал  по пояс в снегу рядом с двумя молодыми парнями… Один из них уставился мне в глаза и быстро с нескрываемым возбуждением сказал.

-  Слушай, я падал!! Я знаю!! Ты сейчас – в шоке!! Давай скорее, вылазь наверх…!

Я попытался возразить.

- Да я в порядке, мужики…

_На что услышал такой же быстрый, не терпящий возражений, голос того же возбужденного парня!

- Не-не-не!! Ты  - в шоке!.  Я  знаю! Вылазь!  Вылазь скорей наверх!! 

И подталкивает меня аккуратно к крутой насыпи. Уже вместе с другим молодым человеком, уверовавшим, что я – «в шоке», и что меня надо приводить в нормальное состояние…

Полез,  не доказывать  же этому возбужденному парню, что ты нормален…Все равно не поверит… Наверху, на насыпи уже собралась уже довольно большая толпа людей из остановившихся машин.

Скребусь вверх, парни за мной… Наконец – вот он, брусвер из нагребённого снега. Перелез его, парни тоже.  Вижу, с краю, ближе ко мне стоят две симпатичные девушки, внимательно наблюдавшие за мной…

 Шагнув к ним, я вдруг внезапно покачнулся и с возгласом «Ой, мне плохо! Я – в шоке!» раскрыл руки и, будто бы падая, обнял первую из них.

На что все стоявшие люди и мои сопровождавшие парни в том числе дружно рассмеялись…. Все поняли, что ни в каком я не в шоке, что вполне нормальный, если так прикалываюсь…. Мужики, окружив «отошедшего от шока»,  начали комментировать мое падение и давать кучу советов…

- Мужик, тебе  повезло!.... Ты удачно упал…Ни столба, ни дерева…
- Улетел в  глубокий снег! Все – цело….
-  На машине даже ни вмятинки не будет!...
- Когда достанут,  сразу не заводи.. Пусть стечет масло в движке и коробке…

…Говорили еще что то в подобном роде. Затем, покурив, похлопав меня по плечу, расселись по машинам и трасса быстро опустела…

Вдруг напротив места падения остановился УАЗик –«таблетка», оттуда выскочил парень-бурят и, посмотрев на мою машину внизу, сказал, что они могут помочь достать ее за определенную плату… Машина оказалась «дежуркой» со строящегося моста, который я проезжал перед падением за несколько километров отсюда.

Плата была кусающейся. Я попытался было снизить ее, надавить на земляческие чувства. Мол, я тоже из Бурятии и друзей-бурят у меня больше, чем русских.  Парень был неумолим в цене, еще и с похмелья, которое резко чувствовалось. Деваться было некуда и я согласился. Парень сказал «Жди. Как освободится кран на стройке, подъедем…»

Декабрьское байкальское солнышко тем временем поднялось на свою максимальную высоту, обозначающую время к полудню. Оттеплило. Снег сверкал своей изумительной белизной, резко обозначая черноту колес моей перевернутой машины и зелень придорожных елей…

Я спустился вниз к машине и, первым делом, достал  валенки, предусмотрительно захваченные из дома. Мало ли что в дороге. Переобулся в них, так как ноги в ботинках уже стали подмерзать из-за набившегося снега. Затем, протоптав небольшую траншею чуть в сторону от машины, начал вытаскивать из нее и складывать на снег все, что там рассыпалось. «Когда будут доставать и ставить на ноги, все мои вещи тут начнут греметь и повредятся» подумал я… Достал  гитару, которую всегда брал во все свои многочисленные горные походы, а сейчас – во все дальние поездки. Достал свой видавший виды ноутбук в сумке. Достал все коробки и коробочки с новогодними подарками.  И только  в очередной раз залез внутрь и начал собирать рассыпавшиеся по крыше мелкие вещи, как вдруг услышал страшный удар по машине сверху!!

Машина резко вдавилась дальше в снег! Я быстро выполз из нее и увиденное заставило на этот раз похолодеть!

На моем автомобиле лежал внедорожник черного цвета марки «лэнд крузер!!! Причем уселся своим задним местом точно на переднюю часть моей машины, где находится двигатель!!   То есть ударил по ее низу …

Надо же! Надо же было именно на том же изгибе дороги точно вписаться в мою траекторию падения и также точно приземлиться сверху на меня!

Молодой крепкий парень, выскочивший из этого крузера, ползал в глубоком снегу вокруг машины и пятиэтажно матерился без остановки… Пока я ему громко не сделал замечание…

- Ты  на меня слетел и еще и материшься тут!! Я же – не кричу!!

Парень притих. Начал оправдываться. Что машина не его. Что он только перегонял ее хозяину  в Хабаровск..

Затем  по моей уже проторенной тропе он быстро вылез на трассу и начал ловить большегрузные машины, чтобы с их помощью вытянуть свой, удобно лежащий внедорожник: он бы не перевернулся при вытаскивании…

Первая фура оказалась пустой и все ее многочисленные колеса только шлифовали полотно дороги. Гружёная же, без особых усилий, вытащила тот внедорожник. Задняя часть его была сильно помята, но двигатель завелся без проблем… Парень уже собрался было садиться и уезжать, как я спохватился! И громко, при всех  многочисленных вновь собравшихся пассажирах из остановившихся машин, заявил ему.

- Стоп!  Никуда не уезжай!   В моей машине до тебя все было цело…Сейчас посмотрю. И если окажутся сломанными стекла – будешь платить.

Парень остановился… Люди тоже пока не расходились..

Я спустился вниз и, забравшись внутрь, просмотрел все внимательно. Ни единой  трещинки!

Успокоившись, вылез и махнул парню рукой в сторону востока.  Крузер быстро исчез…Но…

Но когда примерно через час меня достали молодые парни со строящегося моста с помощью ихнего крана на автомобиле и поставили на  колеса, мне открылась довольно мрачная картина…

Двигатель был оторван от креплений, радиатор смят чуть не в гармошку. Соответственно все, что было расположено рядом – тоже было выведено из строя, существенно помяты капот и крыша кузова…

Мужики, достававшие меня, сочувственно помолчали, зацепили тем же фалом, которым доставали и утащили машину к себе в поселок из вагончиков, к строящемуся мосту. Я, в легкой, но почему то спокойной прострации, рулил…

Парни позвали меня с собой в их «штабной» вагончик- столовую и помогли унести туда все мои вещи. Солнце уже скрылось за хребтом Хамар Дабана и начало примораживать… Увидев незнакомого, в столовку собрались почти все свободные работники мостоотряда. Расселись за столом. Самый шустрый из них, наверняка неформальный лидер, включил дополнительное освещение в виде какой - то мощной фары, протянул мне мою гитару и произнес.

- Ну что? Мы тебя достали. Спой-ка нам!...

Я стоял у небольшой железной печки и почему то ощущал себя здесь, среди этих в основном молодых парней совершенно спокойно… У меня почти совсем отсутствовали мысли о разбитой машине, о том, что же теперь будет… Я  не переживал за  свой ближайший ночлег… В душе наступила полная умиротворенность или, по другому, полная гармония…

Подобное происходило со мной всегда, когда брал в руки гитару. Какой то внутренний камертон резонировал с душой и песни приходили сами собой…

Вынув гитару из чехла, подстроив, отогревшиеся от мороза струны, с большим подъемом я исполнил присутствующим, к которым присоединился мастер, ряд моих любимых песен Высоцкого…Не надо говорить, что они были все о горах.

Уже после первой песни я остро почувствовал духовный контакт со всеми. Такой сангам (с индийского означает «единство душ») бывал со мной очень редко. Абсолютная тишина и внимание были тому подтверждением.

После третьей или четвертой песни, мастер Владимир сказал.  «Ну ладно, попоешь нам еще после смены, хорошо?»

Я, конечно, согласился… Ни тот бурят с дежурки, ни достававшие мою машину парни не вспомнили, а может вспомнив, не стали мне предъявлять никакого счета за «доставание»…

В наступившей быстро декабрьской темноте подъехал ужин в солдатских больших котлах и все ребята пригласили меня подкрепиться.  Пищу им готовили нанятые повара на станции Мишиха.

Вечером, после восьми, весь состав мостоотряда собрался в тесной столовке и мне, впервые за много прошедших лет пришлось дать большой концерт, состоявший из песен моих любимых бардов: Булата Окуджавы, Высоцкого, Юры Визбора, Клячкина Евгения, Алесандра Городницкого, Никитиных…Когда то,  студентом, я выступал на городских, областных конкурсах и фестивалях гитарной песни…И не было ни одного из моих горных походов, чтобы гитара не была со мной…

Когда  мужики, а ребята были из многих регионов России, разошлись на ночлег по своим вагончикам, я еще долго говорил с молодым мастером «за жизнь».
 
После позвонил другу в Улан-Удэ с просьбой о помощи. Я просил его купить радиатор, все другие запчасти, которые мне назвали мостоотрядовцы при осмотре поврежденной машины, и выслать маршрутным автобусом «Улан Удэ – Иркутск». А водителю дать мой телефон и сообщить его телефон мне.

 Друг сделал всё как я просил и под вечер следующего дня все необходимое было получено…

Первую ночь  я провел в столовке на лавочке. Было довольно холодно, мороз стоял крепкий и маленькая печурка совсем не прогревала большой вагон. Проведя день с отрядом, помогая кому требовалось, я постепенно перезнакомился со всеми. Выяснилось, что почти у всех за исключением старого плотника, дома есть интернет и они все в «одноклассниках». По сложившейся привычке всегда находящимся при мне фотоаппаратом  я сфотографировал всех за работой, сделал общие фото с обещанием всем переслать, когда доберусь до дома.

По просьбе всех мужиков вторым вечером снова делился душой в песнях…

На третье утро, мастер принес тепловую пушку, машину накрыли темно синим клеёнчатым материалом и через полчаса в противовес уличным минус тридцати по тентом была плюсовая температура. Владимир, опросив ребят, выявил троих самых продвинутых в автомобилях, освободил их и те трое к вечеру сделали из моей разбитой машины «рабочую». Конечно, там многое было сделано временно, стянуто проволокой, скрутками . Но мне, под третий уже вечер, мужики гордо заявили, что до города (Улан Удэ) она дойдет…

Конечно, не имея другой возможности, я смог всех отблагодарить только снова своей гитарой, своим полетом души в песнях… Иначе не могу... Ребята не отпускали в тот последний, третий вечер, долго…Многие песни повторял по заказам, с первого еще вечера. Наконец , в третью ночь, мне удалось крепко выспаться в теплом вагончике на месте электрика, который уехал на пару дней к семье, живущей неподалеку в городе Бабушкине.

И на третье утро, после завтрака (отряд кормил меня все время) все мужики вышли меня проводить. Машина, прогретая вновь тепловой пушкой, завелась и с не передаваемым волнением я пожал всем руки, обнял мастера…
 
Только тронулся, слышу свист!... Остановился, вышел… Бежит старик-плотник, дядя Кеша, с моей гитарой!    Надо же! В волнении забыл ее! Еще раз помахал всем стоящим у вагончика…И …поехал.

Не спеша, как наказывали ребята, к вечеру подъезжал к Улан Удэ… Остановился в пригороде. Позвонил на СТО, где всегда обслуживался и где есть душевный друг, специалист по двигателям, Алексей.

Объяснил ситуацию. Он «Давай сюда. буду ждать…»

Алексей встретил  меня через час после окончания рабочего дня – так долго мне пришлось пробираться до него по городу… Раздвинув стоявшие машины, загнали мою, помятую, с полуоткрытым капотом,  между ними.

- Разбираться будем завтра сказал Леша, и увез меня к себе домой в пригород. Там в просторном двухэтажном доме, после душа, усыпив маленьких детей, мы просидели с ним и его супругой до полуночи за разговорами и гитарой… Супруги тоже увлекались походами и бардовскими песнями..

Утром, Алексей, сняв еще двух слесарей с других машин, самолично до обеда произвел полный, уже капитальный  ремонт моей адэшки…

После сел сам за руль, прокрутился со мной по ближайшему кварталу, подъехал к своему СТО и говорит.

- Ну….езжай в свою Еравну (Еравнинский район).

Я, слегка ошарашенный:
 
- Леша, извини, что я тебе должен?

Он:

- Да купи мужикам по бутылке пива и постарайся не попадать в такие ситуации…

Вот так, уважаемые читатели. Вам не надо говорить, что то, что сделали мне ребята мостоотрядовцы (реанимировали разбитую машину), что сделал Алексей со слесарями стоило немалых денег…

Но – не все потеряно! Не все измеряется деньгами…