Рукописи не воруют. Воруют идеи

Латиф Бабаев
        Сразу уточню – речь пойдет не о неразумных, никому неизвестных похитителях чужих произведений, а о людях серьёзных, которых «бес попутал» красть чужое. Таких, кстати, как показывает практика, встречается немного. А если и воруют, то, как правило, у новичков, не имеющих перспектив  продвижения своих произведений. Да и то не полный объём рукописи, а чаще наиболее удачную часть её, подвергнув текст редактированию, дополнению некоторыми деталями, изменению имён героев, перенесению места действия.
    
      Можно ли уберечь свои произведения от похищения? Можно. Известно немало способов оградить рукопись от посягательств людей недобросовестных, получить, в том числе, и косвенные доказательства своего авторства, которые будут учтены в ходе судебного разбирательства. Эти способы хорошо известны, так что не будем останавливаться на этом. Скажем только, что некоторым начинающим авторам похищение и использование их произведения, в случае, если оно достаточно защищено даже косвенными доказательствами, может даже оказать полезную услугу – и денежную компенсацию получить, и, определенным образом, известность.
      
            Вот что, действительно, нередко воруют, так это  идею произведения, которую никоим образом авторским правом не защитить. Идеи, как известно, «витают в воздухе», и обрести их могут разные творцы независимо друг от друга. Для написания произведения высокого художественного уровня необходима яркая, актуальная во все времена идея, а уж найти для её реализации соответствующий сюжет, его содержание для профессионала дело, как говорится, техники.
         
           Приведу для примера, как мне кажется, очень удачную байку из мира кино. Излагаю её по памяти. Достоверность произошедшего не утверждаю – байка есть байка. Итак, к одному опытному голливудскому продюсеру зашёл неизвестный сценарист и предложил свой киносценарий. Продюсеры такого уровня обычно имеют дело с известными сценаристами, а к новичкам относятся, в лучшем случае, снисходительно.
      
         - Ну и о чём же ваш сценарий, - скептически улыбнулся продюсер.
      
         - Из под стражи бежали двое, белый и черный, скованные одной цепью, - начал свой рассказ сценарист.
      
         - Достаточно, - поспешно перебил его продюсер. – Давайте подпишем контракт.
       
         Опытный продюсер прекрасно понял значимость этой идеи в тот момент -  борьба за права чернокожих и цветных в США в то время достигла своего апогея. Он мог бы, воспользовавшись этой идеей,  дать поручение своим профи написать соответствующий сценарий фильма, обречённого на коммерческий успех. Но, как человек достаточно опытный в мире кинобизнеса, он прекрасно понимал – если начинающему сценаристу пришла в голову такая потрясающая идея, то подобное может придти ему в голову, возможно, ещё не один раз. Глупо упускать такой шанс. Фильм по этому сценарию, в своё время, демонстрировался на экранах многих стран, имел большой успех.
      
         Уберечь возникшую идею своего будущего произведения достаточно просто – ни в коем случае не распространяться о ней до окончания написания его и обеспечения сохранения авторских прав своего труда.