Потерянный ключ или виновница Варвара

Геннадий Ефиркин

Рассказ из серии «Деревенские штрихи»

Эту историю, произошедшую в моей деревне и даже в моем доме на днях я просто не мог не записать…

Начну, как говорится, с самого начала.

По понедельникам в нашем райцентре, Сосново Озерске, во время учебного  года у меня, педагога «Центра детского творчества» всегда бывает планерка. Мой уважаемый директор Центра, Сергеевич,  в течение примерно получаса планирует работу на ближайшую неделю. По огромной записной книге он скурпулезно,  попунктно проверяет текущие и намечает следующие дела нашего учебного заведения.  В меру, с определенным пристрастием,  ругает нашу Жаргалму за плохо поставленный детский вокал в школах райцентра, нашего Жаргала,  завхоза и преподавателя китайского языка по совместительству за непрекращающиеся проблемы с отопительной системой и отношениями с арендаторами. Ну а завуча, Галину Цыбиковну, всегда найдется за что поругать…

В общем, может достаться всем и это отчасти зависит от того, с какой ноги наш Сергеевич встал в этот понедельник. Ну а на крутость и длительность  разборок и пропесочиваний всех подряд  могут повлиять  его периодические схватки с любым вышестоящим начальством, с которым Сергеевич не церемонится ввиду своей принципиальности, особенно в вопросах образования. В районе многие директора школ его побаиваются.

Мы же, рядовые педагоги дополнительного образования, давно знаем, что наш Сергеевич, в душе добрый и отходчивый человек, сидим на планерках, «поджав хвосты», отдавая дань справедливости всех его высказываний и молча принимая все его замечания.

Словом, и эта планерка, 12 ноября, прошла в обычном режиме. В обычном режиме прошел и весь этот день моей работы в Сосново-Озерске с занятиями в школе с моими кружковцами-девятиклассниками, с работой по подготовке к грантовому отборочному конкурсу по экологии и еще с большим множеством важных и нужных, как мне всегда кажется, дел. И к концу того дня, когда на улице уже смеркалось, часов эдак в шесть, раздался, как гром среди вечернего зимнего  неба, звонок на моем сотовом телефоне.

Звонила из дома, то есть из Погромки, в современности – село Косомольское, моя уважаемая половинка Вера Петровна, в девичестве со сладкой фамилией Виноградова. Половинка попросила срочно купить новый внутренний замок для двери дома ее родителей.

ОНА ПОТЕРЯЛА КЛЮЧ!

 Я был до глубины души возмущен этим фактом, случившимся по ее вине: ведь до этого много раз  предупреждал, чтобы единственный (!) ключ от замка двери родительского дома, который мы ежедневно протапливаем по случаю их  отъезда в Иркутск, она ложила в условленное место и никогда не брала с собой! Ответ ее на мои возмущения был лаконичен и прост:

  «Все уже произощло и нужен новый замок…».  И уже заранее понятно было, что старый внутренний замок, еще сидевший во входной двери того дома, который нужно будет еще извлечь, был обречен.

Ничего не поделаешь и под самое закрытие частных магазинов райцентра мне удалось приобрести нужный замок. Вернувшись из райцентра, не задерживаясь дома, я проехал к дому родителей своей половинки и, чувствуя себя где-то между Рэмбо и Шварцнегером, одним ударом плеча вышиб ту злосчастную дверь, так как нужно было топить печь. Иначе картофель в подполье замёрзнет…

Зима  в нашем «южном» Еравнинском  районе, в статус которых из «северных» его перевел еще в благословенные советские времена небезызвестный советский лидер Никита Хрущев, уже в начале ноября вступает в свои права. Говорят, что единственным основанием этого решения послужило тогда одинаковое с Сочи (!) географическое широтное положение нашего района. С тех пор все попытки лидеров Бурятии вернуть ему статус «северного» не имели никакого успеха. Московскими соответствующими правительственными ведомствами не принималось во внимание ни высотное расположение всей площади района (над уровнем моря мы находимся аж на высоте 850-900 метров!), ни то, что почти весь район находится в зоне вечной мерзлоты, где, как следствие, среди лета почти всегда ударяют заморозки…Не принималось во внимание даже то, что коллективное земледелие, развернутое тогда в благословенные советские времена с распашкой почти всех наших «целинных» земель на «вечной мерзлоте (!)»  не давало почти никогда элементарной прибыли и не было экономически эффективным.

 Словом, всем последующим правителям России,  сидящим в московских теплых офисах, чисто по карте виделось, что у нас должна быть чуть не южная природа со всеми вытекающими радостными «южными» обстоятельствами…К слову сказать, на освоение мерзлотных целинных земель тогда по набору понаехало во вновь организующиеся колхозы и совхозы много «целинников» из других районов еще той, нашей необъятной страны. Которые, в большинстве своем, во времена пресловутой перестройки почти все оказались не у дел…Ну, да ладно. Пусть простит меня читатель за эти отступления, но давно уже судьба моего района и его жителей, мне не безразлична.

Вернемся к рассказу.

…Протопив печь  и переночевав в доме родителей жены по причине отсутствия замка, утром я пришел к себе домой. Здесь ждали извечные  дела по хозяйству: подоить коров, почистить дворы, обработать (просепарировать) молоко. У жены, учительницы, в этот день был полный комплект уроков географии и она спешно убежала в школу. Завершив все свои  крестьянские дела на улице, я вернулся в дом попить чайку и собрать инструмент для ремонта поврежденной двери у родителей и для врезания в нее нового замка. Сама дверь тоже требовала ремонта.

И тут на кухонном столе я увидел потерянный ключ! С вязочкой  из отрезка обыкновенного бинта он открыто красовался на середине стола! Звоню половинке (???).

И она рассказывает.

- Вчера весь день что-то мешало в моем зимнем сапоге… Даже больно было. А уроки длились почти до четвертого часа пополудни (бедные маринованные современные школьники ! – прим. автора). Придя домой, переобулась. Калейдоскоп домашних дел не дал вспомнить про то, что что-то мешало в моем сапоге. А сегодня утром, когда снова  ощутила -  сняла сапог. А там – КЛЮЧ! И тут вспомнила, как наша Варвара (неописуемой четырехцветной красоты кошка -прим. автора), когда вчера готовила на кухне уроки, сидела со мной на соседнем стуле и, играя, что-то смахнула лапкой со стола. Я это видела боковым зрением, но после не удосужилась проверить что именно она смахнула – некогда было…


Я расхохотался! Надо -  же! Ключ, попавший точно в стоявший рядом со столом ее сапог, весь день напоминал – где он! Посмотрел на Варьку, и сейчас сидевшую на своем излюбленном месте – на стуле в торце стола и… погладил ее! Она давным - давно уже стала членом нашей семьи и о ней одной можно рассказывать бесконечно.

 Она знает, что все, не только мы  но и дочери и уже внуки, любят ее…
  Вот так.