ланцет

Евгений Суздальцев
Ехали железною дорогою. Это сороковой год был. А война в каком году началась? В сорок первом? Доехали уже, встали. Сказали что буде война, и нас сняли – переселенцев – на Хасане. Там военные были – гарнизоны всякие. Зачем там батька был, я не скажу тебе. И там мать заболела сильно – тифом. Нам сказали что нужно выехсти с Хасана – потому что там сильно поганая погода – сырость кругом же ж это там… И батька выехал сюды. А ещё одна партия переселенцев до того поехала - тут их, в Анучинском районе  разбирали уже. Ну и один дал знать батьке – приезжай, мол в Анучино. Приехал батька в Анучино, и то забрали его в Новотроицк. Батьку сразу послали трактористом быть. Вот, а матка пошла коров доить. Я с тридцать седьмого года, а брат с сорокового. Так ему там не знаю сколько месяцев было когда везли.
 Приехали почему? А вербовали на Дальний Восток. Говорили: всего здесь много – и ягоды всякой и жить тут хорошо! Вот моя матка родная приехала и за голову схватилась: ой, боже ж ты мой, куды ж ты меня привёз! Утром пошла корову доить, а ходили без штанов – ой, кто-то кусает, невозможно жить! Комары да мошка! А жили там, под Винницей, там ни комаров, ничего не было!  А потом як война началась, сразу же батьку забрали. Простым солдатом всю войну прошёл. А нас осталося – двое и матка.
О-о, мы-то поплакали первый год! Приехали как раз же война началася. И огорода у нас не було – в июне месяце приехали.  Ести нечего было. На картошку поменяли все вещи. Матка коров доила. И трудодни.
 В школе учились все вместе в одном классе. Обуви не было, не в чем было в школу ходить, пропускали по нескольку лет, потом в одном классе учились – и большие и маленькие. Нет, голоду не было, потому что у каждого была корова. Огороды были большие. Обутки, одёжки не было, а еда была – с голоду не помирали.
 Я семь классов закончила, тоже пошла в колхоз. Около овечек сначала работала... Колхоз  – и коровы были и кони, и овцы и куры были и пасека была. Вот – всем всем работы было! Малые пасли овец, а я около овец управлялася там. Потом коров доила. Свету у нас не было. Это вручную двенадцать коров! Такие сараи здоровенные – вот тут по эту сторону коровы стоят и по эту. Солому запаривали. Такий здоровенный делали чан. А туда сторож подлаживает дрова, и паром топим. Утром уже приходим – это называлось силос. Этот силос по кормушкам разлаживаем коровам. В шесть часов утром идём, коров подоим, потом запрягаем коня и навоз вывозим.
 Батька пришёл с войны весь побитый. Болел – ой болел! И всё равно работал – трактористом. Трохи пожил и помер. Молодым помер – пятьдесят год было. А потом матка примака приняла к себе.
 В колхозе я работала до замужества. А как замуж вышла, мне золовка – это мужикова сестра – говорит: идите на базу работать. Хоть зарплаты небольшие, зато жильё дают. Ну тут уж полегче стало. Так на базе проработала до самой пенсии. Дитё одно было. Муж – Пётр – не бил, не матерился, но выпивать любил. Тоже на базе всю жизнь проработал шофёром. Пятьдесят восьмой год пошёл - столько с мужиком прожили… В восемьдесят два помер. Рак лёгких. Не лежал ничего. Ходил ходил, на десять дней лёг, ворочался, ворочался и утром говорит: я умираю. И всё…
Дочка моя уже на пенсии. Двое внучат у меня и двое правнуков…
Мать 80 год прожила. Последние 10 лет со мной жила. Вот в этом доме.
Я с мужиком жила – пока он не помер – держала корову, свиней, курей. Зять косил, дочка помогала. А доить – я сама доила. А мужик управлялся – сено принести, воды принести… чего не управляться  – зять сено накосит, привезёт – всё готовенькое, только положить… А когда мужик помер, одни куры стали… Встану утром, печку растоплю, пойду курям дам – водички, зерна дам. А зерно и овёс купляе зять. А то ездил посбирал кукурузу – тоже кормим. Картошку мелкую нарежу чугун – курям. Один раз топлю. Я не люблю жарко, и с мужиком жила – один раз мы топили. А с дровами как? Так зять тут же! У меня зять не пье самое главное!
Нет, днём я никогда телевизор не включаю. Не люблю. А вот уж вечером – сажусь и гляжу. В двадцать два начинаются картины разные – сериалы. Сейчас про врачей, по второй программе. Да-да-да – «ланцет» называется… Кино страшно люблю! А раньше как! О-о, знаешь, сколько здесь людей было? А коров! Здесь в одном посёлке пятьдесят коров было! Раз в месяц отпасём, и всё! А людей сколько в посёлке было! Чуть опоздаешь в кино – уже и места тебе нема в клубе!