16. Искушение Христа

Юрий Козиоров
     Древние евреи, по-видимому, очень любили или даже считали священным число сорок. В Ветхом завете Бог 40 лет ведет евреев в землю обетованную, Моисей 40 дней и ночей беседует с Богом на горе Синай, а в Евангелии от Марка мы читаем:
     «Немедленно после того (т. е. после крещения – Ю. К.) Дух ведет Его (Иисуса – Ю.К.) в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Марк, 1:12-13).
     Ввиду упомянутой любви евреев к числу 40 мы можем подозревать, что «сорок дней», о которых пишет «Марк» есть сильное преувеличение. Действительно, в Евангелии от Иоанна подробно день за днем рассказывается о действиях Иисуса после крещения:
     «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Иоанн, 1:35-36).
     «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Иоанн, 1:43).
     «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» (Иоанн,2:1-2).
     И так далее, так что вряд ли Иисус мог выкроить больше одного дня (не замеченного «Иоанном» или неизвестного ему), чтобы уединиться и поразмыслить о том, что именно он будет говорить людям в своих проповедях и к чему это может привести. А поразмыслить было над чем. Вряд ли его проповеди понравятся саддукейской верхушке и уж меньше всего они должны понравиться римским властям, которые не хотят знать царя небесного и никакого другого царя, кроме римского императора.
     Сатана, как считает «Марк», или внутренний голос, как скажут те, кто мыслит рационально, искушал и уговаривал бросить это дело, которое наверняка добром не кончится. Не лучше ли, чем лечить бедняков и проповедовать им царство божие, уйти назад в Египет заниматься наукой стать философом или врачом и общаться в Александрии со знаменитыми учеными.
     «Марк», как всегда, краток: он не объясняет, каким образом сатана искушал Иисуса, но по сути говорит правду, если, конечно, отвлечься от таких немногих украшений, как сорок дней, и ангелов, по-видимому, отгоняющих от Иисуса хищных зверей (у Иисуса, как мы видели, было немного времени, чтобы забраться слишком уж далеко от жилья).
     Однако из написанного «Марком» следует, что сам он никоим образом не считал Мессию Богом. Ведь Бог не может согрешить, а значит, искушать его – заведомо безнадежное дело и уж кому как не сатане это должно было бы быть очевидно. Напомним, что божественность Иисуса была провозглашена в 325 г. на Никейском соборе, когда был установлен догмат о Троице, а Евангелие от Марка написано до Иудейской войны, т. е. до 66 года.
     Подробности искушения мы можем узнать у другого евангелиста – «Матфея», который обладал наибольшим из всех евангелистов литературным талантом и к тому же еще неуемным воображением. Приводим полностью соответствующую выдержку Евангелия от Матфея.

     «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
     И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
     Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
     Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се Ангелы приступили и служили Ему» (Матфей, гл. 4:1-11).

     Заметим, что для всех трех искушений Иисус находит ответ, цитируя Ветхий завет (который, собственно, и вдохновлял евангелиста на сочинение подробностей искушения)*. Но что удивительно, искуситель принимает эти «правила» и при втором искушении показывает, что знает Ветхий завет не хуже Иисуса**. Кроме того, если мы сказали выше, что «Марк» не считает Мессию Богом, то к «Матфею» это относится в гораздо большей степени. Потому что невозможно себе представить, чтобы «князь тьмы» носил Бога в своих лапах и предлагал ему весь мир, которым, в чем несомненно уверен «Матфей», и так владеет Бог, а вовсе не дьявол. Значит, дьявол пытался обмануть Иисуса. Но дьявол не может обманывать Бога, он хочет обмануть человека.
______________
*См. Второзаконие: 1) «Не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа, живет человек» (8:3). 2) «Не искушайте Господа, Бога вашего» (6:16). 3) «Господа, Бога твоего, бойся и Ему (одному) служи» (6:13).
**«Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Псалтырь, 90:11–12).

==============
Иллюстрация: И. Н. Крамской, Христос в пустыне.