По святым местам Рязани. Часть 3

   Итак, мы с вами продолжаем путешествие по святым местам Рязани. Сейчас направимся в центр, на улицу под названием Сенная, где находится древнейший храм города, Борисо-Глебский собор. Его архитектурный комплекс расположен высоко на мощном фундаменте. Очень необычно: под зданием собора можно пройти.


На Сенной, у Бориса и Глеба

   Открыв Лаврентьевский список «Повести временных лет», находим упоминание о событии 1180 года (6688 от Р.Х.): великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо по дороге из Коломны к Рязани взял «город Борисов и Глебов», то есть небольшое укреплённое поселение у Борисо-Глебской церкви. Это первое известное упоминание храма на нынешней Сенной улице. А построен он был, по имеющимся письменным источникам, в 1152 году.
   Нынешнее здание Борисо-Глебского собора (см. фото) за всю его более чем восьмивековую историю уже четвёртое по счёту. Возведено было в 1685-1687 годах по проекту выдающегося зодчего Якова Григорьевича Бухвостова. Через несколько лет после этого он построил и величественный Успенский собор в Рязанском кремле. Впоследствии Борисо-Глебский храм, как это часто бывало, перестраивался, но в своей архитектуре сохранил черты стиля «московское барокко».
   А вот самое первое, деревянное, здание Борисо-Глебской церкви в конце XIII века было свидетелем чудесного прибытия в город из разрушенной монголами-татарами Старой Рязани первосвятителя Василия. Сюда, как и ранее из Мурома в Старую Рязань, епископ приплыл по реке на своей мантии. По народным преданиям, сторож Борисо-Глебского храма ещё за неделю до удивительного события начал уборку, таинственно объясняя это грядущим приездом «великого гостя». А первыми, говорят, увидели здесь нового архиерея две женщины, пришедшие на Трубеж за водой.
   В Переяславле-Рязанском святитель Василий основал новую архиерейскую кафедру, и с того времени Борисо-Глебский храм получил статус соборного. Только в XVI веке кафедру перенесли в Успенский собор кремля.
   С именем епископа Василия неразрывно связана и вся дальнейшая история Борисо-Глебского храма. Здесь он служил и здесь же был похоронен в 1295 году.  Однако в XVI веке могила святителя оказалась вне церковных стен из-за строительства нового, каменного храма немного дальше от берега Трубежа: первое здание собора сильно пострадало от крымских татар. В 1609 году мощи архиерея перенесли в более безопасное место, в кремлёвский собор, но могилу его по-прежнему почитали. Сейчас тут стоит памятник с изображением святителя Василия.
   В Смутное время, в 1618 году, Борисо-Глебский собор был разрушен перешедшими на сторону поляков запорожскими казаками. Рядом с развалинами храма рязанцы возвели новый, на этот раз деревянный. А через несколько десятилетий на его месте появился нынешний каменный.
   Атеистическое советское лихолетье, сопровождавшееся закрытием и разрушением многих рязанских храмов, не обошло стороной и Борисо-Глебский собор. Сначала, в 1924 (по другим данным, в 1929) году здесь было устроено  зернохранилище. А в 1935 году собор окончательно закрыли. Отдали его пехотному училищу, которое использовало храм как склад боеприпасов. Однако, милостью Божией, продолжалось это недолго: в 1946 году склад из храма выехал, и богослужения здесь возобновились. Верующие с радостью приносили обратно спрятанные дома церковную утварь и иконы. Вплоть до 2002 года, когда открылся отремонтированный кремлёвский Успенский собор, Борисо-Глебский оставался кафедральным.
   Сейчас здесь устроено четыре придела. Основной — благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1969 году был освящён приставной престол в честь двух святых — благоверного князя-страстотерпца Романа Рязанского и преподобного Серафима Саровского. Южный придел  собора — Боголюбской и Корсунской икон Божией Матери, а северный — первосвятителя Василия Рязанского и великомученика Иоанна Нового.
   В храме множество икон как старого письма, так и современных. Особо почитается здесь образ Божией Матери «Феодотьевская», находящийся в киоте у предалтарного предградия. В далёком XV столетии такая икона явилась близ рязанского села Феодотьево и прославилась многими чудесными исцелениями, а в 1618 году по молитвам народа перед этим образом город был избавлен от нашествия запорожского отряда Сагайдачного. Чтимый список с той чудотворной иконы находился в Борисо-Глебском соборе в досоветский период, но потом был утрачен. Нынешняя икона — более поздний список.
   В одном киоте с «Феодотьевской» помещены два других чтимых образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» из Спасо-Преображенского монастыря и «Владимирская». Есть в соборе и другие чтимые богородичные иконы, принесённые из разрушенных рязанских монастырей: две «Казанские» и «Феодоровская».
   Примечательна также икона начала XVIII века, «Троеручица», которая врезана в большой образ двух святителей, Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. Когда-то она была довольно тёмной, но, пребывая в храме, чудесно обновилась.
   Конечно, есть в соборе на Сенной и иконы рязанских святых: большой образ первосвятителя Василия в иконостасе левого придела, князя-страстотерпца Романа Рязанского. А в мощевике Боголюбского придела можно найти частицы мощей местных святителей Мелетия и Гавриила, праведного Софрония Ибердского, а также блаженного Василия Кадомского.


«Божий казначей»

   Блаженный Василий Кадомский подвизался в подвиге юродства Христа ради в первой половине XIX столетия. Сын рязанского дворянина и офицер, он оставил военную службу, раздал своё имущество, чтобы никакие земные пристрастия не помешали служить Небесному Царю. Так появился на улицах города странник, одетый всегда одинаково, в холщовый халат поверх рубахи.
   Общительный, добрый, словно всем родной, Василий называл и мужчин, и женщин одинаково: «мата» («мама»). Ходил он по храмам, монастырям и имел от Господа дар прозорливости, так что предвидел грядущие события. Странника с радостью встречали в домах дворян и купцов, дарили подарки, а он отдавал их больным, сиротам и бедным. За это прозвали его рязанцы уважительно «Божьим казначеем».
   Похоронен был Василий Кадомский на Лазаревском кладбище, и могилу его местные жители всегда почитали. В 1996 году честные останки старца перенесли к Борисо-Глебскому собору и захоронили рядом с памятником первосвятителю Василию. В следующем году, когда блаженный был прославлен в лике святых, его мощи поместили уже в соборе.
   И всё-таки, видимо, хотел старец вернуться на старинное рязанское кладбище. Это и произошло в 2001 году: с тех пор святые мощи «Божьего казначея» почивают в кладбищенском храме святого праведного Лазаря Четверодневного. А у Борисо-Глебского собора, рядом с памятником первосвятителю Василию, стоит памятник блаженному Василию Кадомскому на месте его временного захоронения.


Святитель Феодорит Рязанский

   Особо почитают в Борисо-Глебском соборе рязанского архиепископа Феодорита (1551-1617). В правом приделе храма находится рака с его святыми мощами.
   Святитель Феодорит возглавил рязанскую епархию в 1605 году. Мудрый и заботливый пастырь, он много сделал для своего города ещё в первые годы служения. В кремле воздвиг Успенский собор, куда, по инициативе архиепископа, перенесли мощи святителя Василия. Владыка Феодорит способствовал прославлению своего знаменитого предшественника, лично сложил в его честь хвалебные песнопения, составил жизнеописание и поручил написать икону епископа Василия.
   На долю святителя Феодорита выпало управлять епархией в тяжелейшее для страны Смутное время, а потом — участвовать в воцарении новой династии. Он горячо откликнулся на обращение находившегося в заключении патриарха Ермогена (который в своё время совершил его епископскую хиротонию) и поддержал формирование движения за освобождение Москвы.
   В 1613 году владыка Феодорит возглавил рязанское представительство на Земском Соборе, решавшем вопрос о выборах нового царя. Именно ему было поручено с Лобного места обратиться к народу с вопросом о кандидатуре Михаила Феодоровича Романова, а потом руководить посольством в Кострому. Михаил Феодорович и его мать Марфа упорно отказывались от власти, и только последний аргумент рязанского архиерея, указавшего на икону Пресвятой Богородицы, заставил Романовых смириться и принять решение Собора как Божью волю. Архиепископ Феодорит присутствовал при венчании избранника на царство и привёз из столицы в Рязань списки с той самой чудотворной иконы «Феодоровская», которой благословляли нового государя.
   В 1987 году Русская Православная Церковь приняла решение о прославлении рязанского архиепископа Феодорита в лике святых. Обретенные в Архангельском соборе, мощи его источали благоухание. Сначала они пребывали в Свято-Троицком монастыре Рязани, а в 2002 году были перенесены в Борисо-Глебский собор.


Казанский женский монастырь

  А теперь с Сенной улицы мы направимся в одну из старейших рязанских обителей. Сядем в троллейбус на площади Ленина: несколько остановок, чуть пройти пешком — и мы на улице Фурманова. Нет, это не окраина города, но всё-таки уже другая Рязань, совсем не туристическая — большей частью обветшавшая, а местами как будто заброшенная. В этом печальном окружении восстанавливающийся Казанский монастырь предстаёт цветущим островком, радующим сердце. 
   Монастырская жизнь на этом месте началась более двух столетий назад: в 1786 году сюда, к Вознесенской церкви у въезда в город с Владимирского гужевого тракта, решено было перевести из центра старинную Казанскую обитель.
   Её расцвет пришёлся на вторую половину XIX столетия. На месте обветшавшего Вознесенского построили и в 1870 году освятили новый кирпичный храм в псевдорусском стиле — во имя иконы Божией Матери «Казанская» с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Интерьер украшали три золочёных иконостаса и росписи, а главной святыней была чудотворная икона «Казанская».
   В том же 1870 году в обители был построен уникальный для Рязани надвратный храм великомученицы Варвары в эклектическом стиле. Кроме двух храмов, на территории Казанского монастыря насчитывалось до сорока различных строений, в том числе библиотека-читальня, свечной завод и пекарня.
   После революции наступил трагический период в жизни обители: её ценности реквизировали, некрополь разрушили, монахинь изгнали. Две вернувшиеся в родное село Горетово послушницы — Евдокия Архипова и Ольга Жильцова — в 1938 году были расстреляны на Бутовском полигоне и теперь причислены к лику святых.
   На территории монастыря большевики разместили губернский концлагерь принудительных работ для «нетрудовых элементов». Потом — красноармейский клуб, колонию беспризорников и швейное военное производство.
   В здании Казанского собора с 1924 по 2006 годы располагался Рязанский областной архив. Под сводом трапезного купола всё это время сохранялись революционные картинки фигур рабочего и красноармейцев: они были нарисованы  прямо на святых изображениях.
   И всё же собор, в отличие от других монастырских строений, выстоял в безбожное советское время, во многом благодаря усилиям историка, заведующего Рязанским архивом С.Д. Яхонтова, который добился передачи храма для своего учреждения. Вскоре после въезда архива в здание Казанского собора Яхонтов заметил чудесный отклик на церковных стенах: удивительным образом стали проявляться фрески, замазанные побелкой в советские годы.
   Но церковная жизнь здесь стала возрождаться только через восемь десятилетий. В декабре 2005 года Казанский собор был передан Рязанской епархии, и в следующем году началось его восстановление. 3 ноября 2011 года состоялось великое освящение восстановленного  храма.
   Сейчас главная святыня собора — чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы. Она была чудесно обретена под дровами в одном из домов Санкт-Петербурга, хранилась в Тульской губернии, потом досталась архимандриту Авелю (Македонову), а после его кончины была передана в Казанскую обитель.
   Ещё одна редкая, почитаемая здесь икона Божией Матери — Каплуновская, получившая название по месту её явления в селе Каплуновка Харьковской губернии. Пресвятая Богородица изображена крупным планом и без Младенца.
   Есть в Казанском соборе икона благоверных князей Петра и Февронии с частицами их святых мощей. Хранятся также частицы мощей апостола Симона, блаженной Любови Рязанской и местной преподобноисповедницы Анны Срезневской (Столяровой) (1895-1958). Монахиня Анна в годы гонений прошла концлагеря, была на волосок от смерти, но чудом выжила и удостоилась от Бога даров прозорливости и рассуждения. Она видела ангелов, разговаривала с Пресвятой Богородицей и святыми. В селе Срезнево Спасского района Рязанской области мать Анна была псаломщицей и наставницей женской монашеской общины. Ещё при жизни её считали святой.
   В восстановленном Казанском храме сейчас проходят богослужения. А вот второй храм, надвратный во имя великомученицы Варвары, теперь не принадлежит обители. В советское время он лишился колокольни и был приспособлен под жильё. Выглядит этот дом необычно, но всё-таки лишь сравнение со старыми фотографиями варварьинской церкви позволяет узнать в нём прежнюю архитектурную достопримечательность Рязани. Правда, вопрос о передаче здания монастырю уже неоднократно поднимался и, возможно, в ближайшие годы всё-таки будет решён в пользу обители.
   Большой монастырский некрополь был в советское время снесён, но сейчас понемногу восстанавливается. А на углу улиц Затинная и Вознесенская можно увидеть следы прежней Казанской обители — башню и фрагмент монастырской стены — и в буквальном смысле прикоснуться к истории города.
Да и всё наше путешествие по Рязани — возможность приобщиться к историческому наследию и многовековым православным традициям этого славного края. Но любое путешествие когда-то заканчивается. Вот и нам пришла пора прощаться с гостеприимной Рязанью. Буду рада, если кто-то из моих читателей захочет сам приехать сюда и увидеть всё собственными глазами.


Рецензии
Как это всё значимо и интересно!
Спасибо Вам, Наталья.
Казанская - моя любимая, случались благодаря ей, чудеса в жизни и моей семьи...
Надо приехать в Рязань!

Екатерина Щетинина   12.02.2019 15:49     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Екатерина! Рада, что Вас заинтересовала Рязань.
Спаси Вас Господь!

С уважением,

Наталия Владимировна Смольникова   13.02.2019 09:00   Заявить о нарушении