Ч. 31 Помощь союзников

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/02/11/1093

С потерей в августе 1941 года Николаева и началом осады Ленинграда в сентябре 1941 года строительство кораблей остановилось. Продолжали медленно строить подводные лодки на Дальнем Востоке и в Красном Сормове на Волге.

Построенные лодки переводили по Волге в Астрахань и в Каспийское море для обучения команд, а после подготовки по внутренним речным путям переводили, в основном, на Север.

В 1942 году с Чёрного моря перевели малые подводные лодки в Каспийское море, а после подготовки экипажей в 1943-1944 годах вернули на Чёрное море.

С Дальнего Востока большие подводные лодки через Панамский канал перешли на Север. А малые подводные лодки перевезли по железной дороге на Север и в Чёрное море.

Несмотря на все трудности войны, в ЦКБ-18 продолжали работать над различными проектами подводных лодок, совершенствуя их.

30 июля 1944 года морской охотник МО-103 под командой старшего лейтенанта Александра Петровича Коленко потопил в проливе Койвисто немецкую подводную лодку U-250, сбросив десять глубинных бомб.

До этого подводная лодка потопила морской охотник МО-105. Погибли двадцать моряков, семь человек спасли. В немецкой подлодке погибли 46 человек. Шесть подводников, находившихся в центральном отсеке, в том числе и командир лодки капитан-лейтенант Вернер-Карл Шмидт, сумели подняться на поверхность с глубины 36 метров, и были взяты в плен.

По приказу наркома ВМФ Кузнецова лодку сумели 7-го сентября поднять двумя понтонами и затем доставили в Кронштадт, где поставили в сухой док. Эта средняя подводная лодка хотя и была далеко не новой для немцев, но оказалась весьма полезной для наших конструкторов, которые уже завершали разработку средней подводной лодки проекта 608.

Этот проект был завершён в 1945 году, и началась работа над проектом 613, в который взошли многие конструктивные решения немецких корабелов. Нарком приказал изучить зенитное вооружение, обмундирование подводников и их продовольствие.

Но самое главное, в подводной лодке обнаружили секретные документы и шифровальную машину «Энигма», а также электрические самонаводящиеся торпеды G7es (TV) «Zaunk;nig».

Особый интерес представляли торпеды, одну из которых передали союзникам. В 1947 году Кузнецову припомнят эту торпеду и ещё одну, парашютную, несекретные чертежи которой передали англичанам.
 
Адмирала флота Советского Союза Кузнецова не посадили в тюрьму, как остальных адмиралов, а сделали исключение:  разжаловали до контр-адмирала, на три ступени ниже в воинском звании.

После войны Сталин принялся за старое, вновь начались аресты, расстрелы. Он не мелочился: наказывал целые народы от младенцев до глубоких стариков. Людей изгоняли с мест, где столетиями жили их предки, загоняли в товарные вагоны и везли в Сибирь и Среднюю Азию.

Во время войны продолжали строить и проектировать новые малые подводные лодки, но темпы строительства подводных лодок в СССР и в Германии не приходится даже сравнивать. В нашей стране спускали на воду единицы, а в Германии – сотни подводных лодок при том, что немецкие судоверфи подвергались ожесточённым бомбардировкам английских и американских лётчиков.

Советский Союз крайне нуждался в помощи стран антигитлеровской коалиции, которые могли помогать ему, доставляя грузы только через Север, Дальний Восток и Иран. Самый короткий, но и самый опасный путь пролегал из Великобритании и США по океану, а затем через Гренландское, Норвежское и Баренцево моря.

Только по этому маршруту за годы войны прошли 1464 транспорта в 77 конвоях и 41 транспорт без охранения. Американцы и англичане помогали Советскому Союзу стратегическими материалами и вооружением.

Президент Франклин Делано Рузвельт 7 ноября 1941 года заявил, что защита СССР также важна, как и оборона США.

После войны, да и сейчас, недобросовестными людьми из политических соображений делались и делаются попытки преуменьшить значение этой помощи нашей стране. На самом деле помощь союзников была жизненно необходима Красной Армии, и россказни о том, что эта помощь была только одной тушёнкой, просто неумная басня для невежественных и недалёких людей.

Разграничительная линия между зонами действия британского и Северного флотов проходила по меридиану 22°43`.

Основная тяжесть защиты транспортов ложилась на союзников, корабли которых начинали охранять конвои с океана и шли с ними в Кольский залив. При подходе к Кольскому заливу конвой делился на мурманскую и беломорскую части. Беломорскую группу охраняли только корабли Северного флота.

Из наших портов выходили в таком же порядке, объединяясь в общий конвой в Кольском заливе или в открытом море. Не только Красная армия остро нуждалась в поставках союзников, но и флоту не хватало кораблей.

Однако по просьбе советского правительства в первую очередь поставки из США и Англии шли для армии и авиации. Правительство считало, что флот может подождать.
Первые поставки судов по ленд-лизу начались с февраля-марта 1942 года.

Англичане прислали с конвоями PQ-11 и PQ-12 девять китобойных судов. Два судна во время перехода потопили немцы. Оставшиеся суда переоборудовали в тральщики. В октябре 1942 года англичане прислали ещё три тральщика.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/02/16/1471