Сарапульские первостроители. Меценаты Сарапула

Наталья Запорожцева
         Растущий Сарапул отличался от окружающих городов ранней каменной застройкой, которая придала ему неповторимое своеобразие. «Купеческий город», «Удмуртский Суздаль», «город модерна» — какими только эпитетами не награждали старинный Сарапул, радовавший глаз причудливыми разностильными каменными особняками. Поэзию в камне творили лучшие губернские и столичные архитекторы, заказчиками являлись богатые купцы, соревновавшиеся в пышности возводимых домов, и мудрые отцы города,. Спрос стимулировал развитие  производства. Прочный материал для постройки рождался на берегу Камы, в первых кирпичных сараях купцов Мощевитиных.
   По семейному преданию Мощевитины - одна из древнейших династий Сарапула, появились  в Прикамье в конце XVII века после стрелецких бунтов в Москве. Стрелец Иван Мощевитин был сослан из Москвы в село Вознесенское (с 1740 г — дворцовая слобода, с 1780 г. — город Сарапул), где приписан навечно к сословию мещан. Здесь Иван построил полукаменный дом на низах близ Камы, тем самым положив начало улице Мещанской (ныне Пролетарской). Современные генеалоги внесли поправку:  Мощевитины известны в наших краях еще с 1621 года. В середине XIX века было четыре семьи Мощевитиных, имевших кирпичные производства: Вавила Петрович, Николай Семенович, Кондратий Петрович, Поликарп Михайлович. После их смерти владельцами становились сыновья и даже дочери Кондратия Петровича — Анна и Мария..

   Редкая даже в Москве специальность — кирпичник, которую унаследовали Мощевитины, более 200 лет передавалась из поколения в поколение. Секреты состава глины, пропорции добавок к ним (песок, опил, солома, яичный желток и т. д.), тайны производственного процесса тщательно хранились и не распространялись за пределы рода. Долгое время производство кирпича в Сарапуле было монополией семьи Мощевитиных, т.к. не находилось особо  охотников заниматься  этим «грязным», тяжелым трудом. Только в начале XX века свое кирпичное производство открыли Н. Ф. Жилин и  И. П. Бердников.

    Семьи Мощевитиных были дружны и трудолюбивы. Работали всей семьей: возили песок и глину, часами месили состав ногами, заполняли массой формы, складывали кирпич для просушки, а старшие, самые опытные —  обжигали. Когда производство расширилось, стали нанимать рабочих. На берегу Камы при впадении в нее р. Сарапулки были выстроены кирпичные сараи  (первые заводы). В 1856 году в Сарапуле было 3 кирпичных завода, в 1914 – 5. Когда количество произведенного кирпича стало полностью удовлетворять спрос в Сарапуле, его стали вывозить по Каме и продавать в разные города. В 1881 году, например, Мощевитины вывезли 300 тыс. штук кирпича. Кирпич производили разный – печной, обычный, силикатный, огнеупорный, железняк, облицовочный, «кремлевский». На кирпичах Мощевитины, как полагалось, ставили свои клейма – ВПМ, ДКМ, ПДМ, ИДМ, ГДМ. В Сарапульском музее можно видеть кирпичи с клеймом ДКМ 1870,1883,1888. На вдовьем доме Курбатова, на пожарной каланче, на школе №15  прохожие и сейчас могут увидеть клейма — сохранившиеся знаки мастеров Мощевитиных.

    Тип первого полукаменного дома Ивана Мощевитина был многократно повторен его потомками. Мощевитины строили первые жилые кирпичные дома №1,2,4,5 на Мещанской (Пролетарской), на Вятской (Раскольникова), Набережной, Вознесенской (Советской), Коммунальной (Горького), Тихоновской (Пугачева), Никольской (Интернациональной), Троицкой (Красноармейской), Большой Покровской (Труда). Самые известные здания из мощевитинского кирпича — это  музей истории и культуры Среднего Прикамья,  женская гимназия, художественная школа, кожзаводы Смагиных, старообрядческий молельный дом, вдовий дом Курбатова, пивзавод Д.Г.Ижболдина и др. Добрая половина исторического центра Сарапула, его жилых и общественных зданий выстроены из мощевитинского кирпича, — утверждает ижевчанка Л.П.Колчина, потомок Мощевитиных. Анной Ивановной Мощевитиной составлено родословное древо, где более 500 представителей рода.

     Кроме кирпичного дела Мощевитины владели еще многими профессиями. Они были столярами-краснодеревщиками, плотниками, резчиками, печниками, кожевниками, сапожниками.
Мощевитины, Щипицыны, Смагины, Фофановы, Барабанщиковы, Курбатовы,  породнившись между собой, являли могучее древо, тесно связанное со многими родами в городе Сарапуле, их семьями и промыслами.

      Родоначальник Мощевитиных Иван Дмитриевич был из старинного старообрядческого рода, что мешало перейти в купеческое сословие и занимать выборные должности и возможно привело к высылке из Москвы. Но «кирпичники» все равно становились и купцами и чиновниками (некоторые ценой отречения от веры или хитростью «Помалкивай, да верь по-старому»). Сарапульские старообрядцы имели глубокие корни в городе и уезде (в 1907 г их было 32 тыс чел. в викариатстве) и своеобразную богатую культуру. В своих храмах староверы вели службу по старым церковным книгам, пели по крюкам, молились двуперстием. Они отличались замкнутостью, трезвостью, крепкими многодетными семьями и редким трудолюбием, отличавшим их от обычных крестьян и мещан. Староверы преследовались до 1905 г, только после царского указа им было разрешено свободное вероисповедание.

     Никифор Антипович Мощевитин стал первым председателем Сарапульской городской  думы. К 1905 году в списке выборщиков из  богатейших семей Сарапула участвовало уже 20 мужчин из семейства   Мощевитиных.  Мощевитины владели двумя свечно-сало-мыловаренными заводами, тремя производствами по выделке кож.
Григорий Александрович Мощевитин был церковным старостой староверческой церкви, в годы войны он собрал с верующих деньги на танк и получил благодарственное письмо от И.В.Сталина.

  Все Мощевитины, несмотря на многодетные собственные семьи, были благотворителями гимназии, реального училища, вдовьего дома и приютов. В газете «Прикамская жизнь» была опубликована благодарность родительского комитета Сарапульского реального училища А.П.Мощевитину за пожертвования: муку-крупчатку, чай и сахар в пользу бедных учеников.

     У Никифора Антиповича Мощевитина  и его жены, Василисы Осиповны было четыре сына, старший Петр. Петр Никифорович, 1790 г. р. имел 3 сыновей — Вавилу, Прокопия, Семена. Вавила Петрович, 1822 г.р. —  купец 2 гильдии,  один из самых богатых  купцов в городе, имел 6 доходных домов, кожевенное и кирпичное производство. В семье было пятеро детей. В первую мировую войну Вавила Петрович был участником многих благотворительных акций, оказывал помощь сиротам, семьям погибших и  инвалидам. Притесняемой общине староверов предоставил свой дом для церкви. В 1916 году по распоряжению Вятской казенной палаты Вавила Петрович с сыном Григорием «были отрешены от купеческого сословия», уехали из города. Прокопий Петрович (1824-1916),средний сын, с 1897 купец 2 гильдии, имел сына Ивана и 4 дочек. Иван Прокопьевич(1881-1909) в 1900 выбыл из купечества, после смерти его торговое предприятие передано брату Александру Прокопьевичу. Иван Семенович(1824?-1930?)  служил священником староверов. Он выступил в 1912 г на 4 всероссийском съезде старообрядцев с сообщением о ситуации в Прикамье. После закрытия Единоверческой Георгиевской  церкви он вскоре переехал в Ижевск, сын его  был председателем  исполкома.

      Николай Семенович (1847 – 193.?) был владельцем кирпичного завода, на основе которого был создан завод «Гудок» (сейчас так назван район города). Он жил в большом 2 этажном доме у церкви на Старцевой горе. После революции завод национализировали, он остался инженером, но когда начались гонения на спецов, он был репрессирован и выслан с семьей. Произошло это ночью – семью погрузили на телегу и увезли в неизвестном направлении, а дом разграбили.
   
     Третий сын Семена Петровича Григорий Семенович М.(18… - 1922) был женат на Анне Герасимовне, имел 2 сыновей. Был владельцем кожевенно-обувного предприятия, рядом выстроил свой дом. Когда завод  национализировали, хозяина оставили казначеем. Но в 1922 г его  нашли убитым на берегу Камы. Советские власти долго не отдавали тело, требовали расписку, что сын не будет искать убийц.

     Вавила Григорьевич (1901-1945), купеческий сын, владел кожевенным производством. Женился на яркой черноглазой Зинаиде Петровне. Он любил говорить, что староверы женятся на черноглазых – они крепкие, верные, сильные.
Когда в 1917 году было решено открыть торговую школу в Сарапуле, одними из первых сделали пожертвования Мощевитины и Смагины. На средства купцов была выстроена пожарная каланча и женская гимназия.

    Перед революцией  сарапульская  газета «Прикамская жизнь» писала:
Наступила война буржуазная,
Взбунтовался тут русский народ;
И по камушку, по кирпичику
Растащили кирпичный завод.

    Так и получилось. Современные строители многое бы отдали, чтобы иметь такой долговечный кирпич, как у Мощевитина, но те унесли секрет его производства с  собой. А  дома их как стояли 150 лет, так и простоят еще не один век.

     В Сарапуле живы представители этого древнего славного рода — 12-е поколение его. Потомки Мощевитиных в разных городах унаследовали трудолюбие и талант. Это: художник из Истры Дмитрий Павлович, инженер-изобретатель Алексей Ильич, боксер и заслуженный тренер Сергей Ильич, журналист радио «Мария» в Санкт-Петербурге Г.М.Гожев, побывавший недавно в Сарапуле, и полковник А.А.Метешкин, живущий в Харькове.

                Наталья Запорожцева