Неудачники

Александр Гарцев
Константин Петрович, первый секретарь райкома комсомола, проводил заседание бюро. Орготдел как обычно все подготовил  основательно и вовремя. Третий секретарь, курирующий этот отдел был доволен и выжидательно поглядывал на первого: все ли правильно, все ли хорошо идет, все ли  по повестке дня. Первый был сосредоточен, подтянут и строг.

-И никогда не поймешь, доволен он или нет.- подумал третий.

По отчету второго секретаря "О ходе комплектования комсомольско-молодежных бригад в животноводстве района" выступили три человека, председатель передового колхоза, директор фермы, члена райкома ВЛКСМ, бригадир молодежной бригады фермы КРС. И решение прошло тоже хорошо. Без запинки.

Присутствующий секретарь райкома партии, курирующий комсомол, выступил  с заключительным словом, слегка покритиковал, нарисовал перспективы развития животноводства в районе, поставил задачи.

Всю свою жесткость и преданность идеям Иосифа Виссарионовича Константину Петровичу удалось продемонстрировать при рассмотрении последнего вопроса: "Персонального дела тракториста комсомольца Иванова".

Праведному возмущению Константина Петровича не было предела. Как так можно в самый разгар уборочной прогулять целый рабочий день и допустить простой трактора? Его гневное выступление, где он заклеймил этого начинающего прогульщика, позорящего звание комсомольца, лодыря и бездельника, забывшего и не выполняющего моральный кодекс строителя коммунизма, неоднократно прерывалось аплодисментами.

- Правильно, - кивали головами члены бюро. - Позор.

- Я предлагаю, - завершил свое гневное выступление Константин Петрович, - исключить комсомольца Иванова из членов ВЛКСМ, как позорящего наши ряды.

Несмотря на робкие возражения председателя и секретаря комсомольской организации  колхоза, что это случайно, что он парень в общем - то  хороший и трудолюбивый, что ему скоро в армию, он мечтает об армии, и не надо бы парню портить биографию, воздействия не имели.

Под строгим взглядом первого все члены бюро райкома комсомола проголосовали за его  предложение: "исключить"

- Решение принято единогласно. - сурово подвел итоги первый.

Одобрительно поблескивал отблесками заходящего солнца портрет Сталина на рабочем столе секретаря.

*** 

15 лет спустя в комсомольской организации одного из оборонных заводов секретарь комитета комсомола Андрей проводит заседание комитета комсомола. Все было подготовлен как обычно, вовремя и основательно.

Заместитель секретаря парткома завода, курирующий деятельность комсомола устало пролистывал лежащую перед ним папочку с повесткой дня. Он работал мастером, а сегодня был трудный день. Запускали новую линию по программе так называемой конверсии. Никак не могли наладить выпуск кастрюль и сковородок вместо авиационной пушки.

По отчету заместителя секретаря, руководителя штаба "Комсомольского прожектора"  слушали отчет  "О ходе комплектования комсомольско-молодежных бригад в металлообрабатывающих цехах завода".

Выступили три человека: председатель начальники цеха, начальник ОТЗ, бригадир молодежной бригады член райкома ВЛКСМ. Решение прошло  хорошо. Без запинки.

Заместитель секретарь парткома , курирующий комсомол, выступил  с заключительным словом, слегка покритиковал, нарисовал перспективы развития завода в период конверсии,  поставил задачи.

Последний вопрос оказался сложным.

Рассматривали персональный вопрос комсомольца Иванова. Тракторист транспортного цеха комсомолец Иванов прогулял в прошлом мясце неделю, чем очень подвел свой коллектив. К тому же у него обнаружилась задолженность по уплате членских комсомольских взносов за целых два месяца.

И хотя секретарь комсомольской организации  транспортного цеха Марина охарактеризовала комсомольца в общем с положительной стороны, сам он заявил в своем выступлении, что он, тракторист Иванов, общем-то в комсомоле не нуждается. Скоро ему в армию. Проживет и без комсомола.

Обсуждение было бурным. Все выступающие Иванова жалели, у него старая мама, маленькие сестра и братишка. Нельзя исключать. Надо воспитывать парня, приобщать к славным традициям рабочего класса завода.

Так и решили: "Комсомольцу Иванову поставить на вид. Бюро цеховой организации взять над ним шефство. Поговорить с родителями. Помочь парню."

Андрей Петрович был очень доволен таким решением. Нельзя рубить с плеча. Время другое.

Над головой секретаря комитета комсомола с портрета мудро и спокойно смотрел на происходящее Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев с тремя звездами Героя Советского Союза на груди.

*** 
- Разрешите Вам представить, - обратился инструктор обкома партии к делегатам конференции, - обком партии, выполняя решение ЦК КПСС "О выдвижении молодежи на руководящие посты", рекомендует конференции включить в бюллетени для тайного голосования по выборам первого секретаря районного комитета КПСС Константина Петровича Кряжева, члена бюро райкома КПСС, первого секретаря райкома комсомола вашего района.

Возражений не было. Конференция проголосовала единогласно при одном воздержавшемся.

- Поздравлю, - жмет руку инструктор обкома партии, -- вы, Константин Петрович, у нас в области - самый молодой секретарь райкома партии. Желаю вам и вашей организации успехов!

Порядок в районе Константин Петрович навел быстро. Его жесткий требовательный и строгий стиль, к которому как-то все быстро привыкли, подтягивал, дисциплинировал и район, будучи не самым крупным в области, постоянно получал переходящие знамена то в животноводстве, то в заготовке кормов, а иногда и по урожайности зерновых.

 ***

5 лет спустя. Партийная конференция вновь образованного района города. Новая районная организация Коммунистической партии советского Союза объединила 1260 коммунистов, став одной из самых крупных в области.

Все организационные вопросы решал оргкомитет, куда вошли уважаемые руководители предприятий, ветеранов, и в соответствии  с последними указаниями ЦК КПСС и генерального секретаря Михаила Сергеевича Горбачева представители общественных организаций.

Надо было, чтобы все проходило максимально открыто, гласно, с привлечением широкой общественности и обязательно на альтернативной основе, что организационно-инструкторский отдел обкома партии успешно и выполнил. На партийную конференцию было избрано 126 делегатов.

В бюллетени для тайного голосования было включено два кандидата один инструктор обкома партии, проживающий в этом районе города, и от инициативной группы коммунистов Андрей Петрович, работающий в то время председателем горисполкома.
Перевесом в 14 голосов Андрей Петрович был избран первым секретарем райкома КПСС.

В отличие от Константина Петрович наводившего порядок в своем районе железной рукой, район, Андрея Петровича стал просто оплотом перестройки.

Альтернативные выборы руководителей всех уровней, гласность в деятельности райкома обеспечивали и встречи в трудовых коллективах, районное и заводское радио, а открытости такой и доступности власти не было даже в Москве.

 Любой посетитель мог прийти в райком и обратиться по любому вопросу, к любому работнику, в любое время.

На субботниках, на спортивных соревнованиях, на праздничных мероприятиях первый всегда был с народом, приветлив, добр, общителен, такой простой как сам народ.

Лучшими друзьями были у него депутаты Верховного Совета, встречи с которыми с завидной регулярностью организовывались в трудовых коллективах.

Даже поддержал Андрей Петрович и инициативную группу по созданию в районной организации ячейки «Демократической платформы в КПСС», лично занимался созданием в районе организации ДПКР, Демократической партии коммунистов России, известной в народе, как партии Руцкого, что по местным провинциальным меркам было неслыханной вольностью.

Но зато всегда обком партии мог любую комиссию из ЦК, изучающую положение дел в области, направить в этот район с довольным комментарием:

- Ну вот посмотрите, как мы перестраиваемся. Все у нас как Москве. Все в духе времени.


 ***
Так и бы и шло все своим чередом, так бы они все и жили, каждый управляя своим районом по своему. Так же бы и продолжали Константин Петрович ненавидеть и презирать Андрея Петровича, а Андрей Петрович обвинять Константина Петровича  во всех грехах и пороках советской системы. Сторонники разных точек зрения,  они так же продолжали бы жарко спорить друг с другом об идеологии партии, о неважных делах в Союзе, о просыпающемся национализме, путях сохранения единства в партии, в стране.

Так и бы и продолжали не признавать, ни уроков истории, ни новых современных  веяний развития мировой экономики и политической науки, и так же бы месяцами не разговаривали друг с другом при встречах на областных  совещаниях и партийных конференциях.

Пока не случился август 1991, после которого, уже в ноябре,  встретились наши герои в центре занятости населения при постановке на учет в качестве безработных.

Деятельность КПСС была прекращена.

А оба наших героя, и Константин Петрович и Андрей Петрович, получили этот непривычный им статус -  безработные.

-Это вы сталинисты, мастодонты довели страну до ручки!- бросил громко и обиженно один.

-Довели? До ручки?- побагровел другой, - мы? Да, это вы, дерьмократы, либерасты,  такую великую державу развалили. Профукали!

Продолжали яростно выяснять отношения в центре занятости населения под недоуменные взгляды окружающих двое безработных, два  гражданина новой России.