Предпринимательский талант. Меценаты Сарапула

Наталья Запорожцева
      
    Николай Васильевич Смагин (4.12.1850-1918) был  родом из бирских купцов 2 гильдии, перечисленных в Сарапульское купечество. По воспоминаниям его внучки Татьяны Николаевны Макаровой, предки Смагиных – из крепостных крестьян с. Спасское-Лутовиново. По семейному преданию предок Смагиных, который выкупился на волю из крепостных, — прототип героя рассказа Тургенева «Бурмистр», «государственный человек» Софрон Яковлевич. «Был  он роста небольшого, — писал Тургенев,— плечист, сед и плотен, с красным носом, маленькими голубыми глазами и бородой в виде веера». И хотя управляющий был малограмотен, и писал: «Пастроен вселе Шипилофке … Сей скотный дфор», — но имение держал в полном порядке. В то же время был умным, властным, деспотичным  хозяином, нагонявшим страх на крестьян.
       Дед Николая Васильевича с 1835 года уже владел одним из первых в Сарапуле кирпичным кожевенным заводом с 10 рабочими. Привозили и обрабатывали скупленные за Камой в деревнях конскую, коровью, овечью, козлиную шкуры и опоку,  сбывали их на Нижегородской и Ирбитской ярмарках, получали прибыль более 30 тыс рублей в год. Николай с детства помогал деду и отцу, рос в труде. Он начал свое дело с  маленькой кожевенно-сапожной  мастерской, сам ездил закупать сырье на лодке в прикамские  башкирские деревни, в его доме часто гостили башкиры. Изготовив сапоги, Николай сам вез их на продажу. Однажды на Каме разразилась буря, и он чуть не утонул.
     С 1879 года Н. В.Смагин стал самостоятельным гильдейским купцом. Успешный молодой кудрявый купец удачно сосватал Анну, дочь сарапульского купца 2 гильдии Василия Михайловича Мощевитина, получив немалое приданое, в том числе большой полукаменный дом на Иерусалимской (Азина). Две дочери Мощевитиных – Анна и  Мария были женами сарапульских купцов – Смагина и Барабанщикова. Эти купеческие семейства нередко объединяли свои капиталы для лучшей торговли. И действительно, предпринимательский талант Смагина, не получившего систематического образования, и образованность Д.Ф.Барабанщикова  привели к  успеху.
Анна, супруга Николая Васильевича, была ему под стать. Ее многодетный отец потратил на образование дочери 5 копеек, купив букварь, но девушка была умна, любознательна, много читала и занималась самообразованием. Она была набожной и ездила на богомолье по святым местам России. Брак был счастливым. Первое время супруги жили бедно, но коммерческая жилка мужа помогла ему получить выгодный заказ на пошив армейских сапог. Анна Васильевна родила 9 детей, выжили семеро — Федор, Петр, Владимир, Михаил и три дочери. В списке купцов за 1900 г Николай Васильевич числился в гильдействе уже с 4 сыновьями, основав торгово-промышленную фирму «Смагин Ник.Вас.Сыновья. Торговый дом. Кожевенный завод и производство обуви», гремевшую по всему Прикамью. Возвели торговые амбары и склады, построили ветряную мельницу.
Николай Васильевич Смагин был одним из уважаемых людей города. Он любил гулять по пристани, и ни один пароход не отчаливал, пока там находился Смагин. С 1897 г он был избран членом Православного Вознесенского Братства, с мая 1895 по 1909 г церковным старостой Покровской церкви Сарапула. Умелый организатор, Смагин вложил в церковь более 40 тысяч рублей. 6 декабря 1909 г  в церкви Покрова отмечали 15-летие бессменной службы церковным старостой Н.В.Смагина. Ему была поднесена дорогая икона в серебряной под золотом ризе с изображением Николая Чудотворца и Анны пророчицы.В последние 10 лет Покровский и Петропавловский храм строились и украшались исключительно заботами Смагина. За этот период Смагин надстроил колокольню, сделал пристройку трапезного храма, пожертвовал большой колокол, соорудил прекрасные иконостасы с художественно выполненными иконами в них, купил серебряные врата, массивные хоругви, приобрел и другую церковную утварь, завел стройный хор певчих и, наконец, устроил в храме электрическое освещение. На его деньги 40 детей рабочих получили образование, в том числе и высшее. Он строил рабочим дома, а плату брал самую мизерную. Когда подрядчик строительства Московско-Казанской железной дороги фон Мекк из-за воровства снабженцев был разорен и должен был предстать перед судом, Н.В.Смагин ссудил ему 200 тыс. руб. золотом.
 
    Семья Смагиных любила театр. Устраивали концерты, спектакли, сами играли  в них.Из газет 1909 г: «В пьесе Г. Ибсена хорошо играл Михаил Петрович  Смагин. 2 и 3 призом наградили Н. В.Смагина и его сына Федора Николаевича. Они дали городу взаймы 58 тысяч. Спектакли, святочные концерты везде: в Кружке, в Бодалевском и в Соединенном собрании. С успехом выступал с декламацией Н.П.Смагин. 3 декабря на благотворительном спектакле «Марья Ивановна» Смагин сыграл отца Марии Ивановны, распорядительницей была П.Смагина. Хлопотали до изнеможения П.Л.и П.Н. Смагины, устроители новогоднего концерта в женской гимназии. И хлопотали недаром. Учащаяся молодежь скажет им «спасибо». Михаилу Петровичу Смагину очень удалась роль Трофимова в спектакле «Бедность не порок» в постанове Красовского в октябре 1910.
Журналист И.Т.Воронцов писал:
«Только один Смагин благотворительно  жертвует городу, а прочие купцы пока воздерживаются. Н.В.Смагин, купил 2 усадебных места рядом с М.В. Пешехоновой для открытия читальни и народного театра.  Это хороший хозяин своего дела, увеличивший небольшое наследство отца до огромных размеров, и он мог бы быть хорошим городским головой, если бы этого пожелал. Николай Васильевич богат, независим, жаждет общественного дела. Ему в таком случае и карты в руки. В Николае Васильевиче Смагине много энергии, много всякой силы в каждом его слове, в каждом движении. В его руках кипит все и кружится, он маг и волшебник».
В 1910 г Смагин пожертвовал Сарапулу дом, который получила в приданое его жена, для устройства и содержания приюта для бедных и сирот. Н.В. Смагин в 1910 году удостоен звания потомственного Почетного гражданина города Сарапула за общественную и благотворительную деятельность.  1913 году Н.В. Смагин устроил в городе богадельню для престарелых, немощных рабочих и членов их семей и приют для мальчиков. В 1916 г он передал Покровской церкви двухэтажный дом с лавками, надворными постройками, усадебным местом.
  Он часто страдал от головной боли. Предчувствуя близкую кончину, в 1914 году он передал управление заводом сыновьям, а дочерям приготовил в наследство наборы столового серебра и по 20 тысяч золотых рублей. Годовая производительность его предприятия составляла 800 тыс рублей золотом.
В 1914 г при большом наводнении он жертвовал бедноте и пострадавшим.по призыву епархии. Летом 1914 года началась Первая мировая война. По государственному заказу на фабрике Смагина шились кожаные армейские сапоги высокого качества. В 1916 г он устроил дом инвалидов в Сарапуле, внес 40 тыс, а брат его достроил «дом увечных воинов».
      
     Два сына помогали отцу в управлении заводом. Три дочери получили прекрасное образование  сначала в Сарапульской женской гимназии, а затем в Петербурге, на женских Бестужевских курсах. Второй сын Петр Николаевич в 1909-1914 г возглавил фирму отца, состоял гласным городской думы.
Будучи городским головой, после кончины П.А.Башенина, Николай Васильевич провел инспекцию городских финансов и доложил на заседании думы об упущениях и непорядках в городском хозяйстве. Задолженность города при бюджете в 206 тысяч рублей дошла до 810 тысяч. Николай Васильевич принялся за работу. Он ездил в столицу, хлопотал об открытии в Сарапуле коммерческого училища, был у обер-прокурора Синода В.К. Саблера с прошением об открытии в Сарапуле самостоятельной епископской кафедры. Встревоженный наводнением 1914 г, Н.В. Смагин вернулся из Крыма, где проходил курс лечения. По прибытии он уведомил Вятского губернатора, что по болезни не может после отпуска вступить в должность.
      
    Волна беспорядков, возникших после государственного переворота 7 ноября 1917 года в Петрограде, докатилась и до Сарапула. Жить в городе стало опасно: купцов убивали прямо на улицах. Городская голытьба разграбила спиртово-водочный завод. Владельцы завода спустили спирт в Каму, люди черпали смешанный с грязью спирт, тут же на берегу его выпивали и тонули. Новые власти национализировали завод Смагина. Семья Смагиных переехала в Казань, но попали из огня, да в полымя — там было еще опасней. У Николая Васильевича участились сердечные приступы,  и он внезапно скончался  на 68 году жизни. Тело Смагина боялись хоронить и, в конце концов, через неделю похоронили его в чужой могиле рядом с казанским купцом Кулагиным.
Потомки Смагиных – почетный гражданин г. Сарапула, заслуженный врач Зоя Лоншакова, Василий Аполлонович Дедюхин – писатель, автор 14 книг.

Наталья Запорожцева