Воспитание и Образование

Вячеслав Александров 2
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВОСЛАВИЯ. (Очерки о Любви, любви к Истине и Свободе)
Очерки 30, 31.

фото автора

Воспитание – это система мер, обеспечивающих установление гармонии  во внутренней сфере жизни человека, ведущих к осознанию им необходимости следовать  требованиям нравственного закона, совести. Посредством него обеспечивается перевод внешних требований соблюдения закона в потребность сердца и души следовать ему. Воспитание даёт пищу духу, осваивая которую, он становится сознательным,  осознанно устремлённым к высшим целям жизни, связанным с сохранением её единства, обеспечением возможности человеку, как части творения, становится целым, т.е. непрерывно расширять границы своих сил, при чём, не ущемляя права на жизнь окружающую жизнь.
В результате воспитание разум и воля, как естественная, природная сила чувств (разум знает, воля желает) начинают взаимодействовать на пути следования к поставленной цели,  поэтому воля становится разумной, а разум  деятельным. Когда это происходит в человеке всё меньше остаётся того, что относят к «бессознательному», к «подсознанию». Когда цели, преследуемые нами «не разумны», т.е. не отвечают коренным интересам, а разум не способен отчётливо распознать опасность, тогда начинают  сопротивляться им душа и сердце,  обладающие изначальным знанием о том, что во благо Жизни. Но если наше сознание направлено преимущественно во внешний мир и «работает» в нем, не обращая внимания на сигналы, идущие из внутренних сфер жизни, то возникнет несогласованность в действиях души, тела и духа, «земное» начало будет отделено от «небесного». В результате произойдет утрата смысла жизни, ибо, когда цель не истинна, то никакие попытки придать ей смысл успеха не принесут. Но как установить истинность преследуемой цели? Что такое цель? Ответ в самом понятии. Двигаться к цели  обозначает обретение целостности, цельности. Когда, решаемые нами задачи, предполагают нарушение принципа единства жизни, т.е. не исключают использование средств, ведущих к нанесению кому-либо ущерба, совершению по отношению к  другим людям злых деяний, мы сами становимся открытыми для уязвления злом. Поэтому  наше сердце часто сопротивляется тому, куда нас устремляет дух, поражённый страстями, или обманом увлечённый к ложным целям.
 Внешние цели тогда соответствуют цели нашей жизни, когда не нарушают внутренней гармонии,  а она возникает и сохраняется при условии наличия развитого религиозного чувства. Основная задача воспитания и заключается в том, чтобы и разум и воля в своих выводах и устремлениях опирались на Слово и волю Бога.
Воспитание духа начинается с мер, по укреплению веры. Для этого необходимо нашему разуму дать пищу для размышления. Когда разум начинает понимать, что все имеет свою причину, и что любое действие приводит к  последствиям, тогда желания и чувства, лежащие в основании намерений можно приводить в соответствие с требованиями совести. В этом случае и действия наши будут ответственными, т.е. осознанными с точки зрения полезности для жизни. Пока этого не происходит,  иметься опасность принять то, что несёт нам зло,  за добро. Потому и наши благие намерения на деле не редко оказываются злодеяниями. Если  не способны определить то, что является  несомненным благом для нас, то сами становимся источником опасностей и неприятностей для ближних.  Воспитание связано с осуществлением мер, обеспечивающих с одной стороны достижение понимания человеком того, что представляет его природа, во-вторых, со стремлением в своей повседневной жизни соответствовать ей. В человеке должна быть воспитана воля к собственному преображению, уподоблению Богу.

                ОБРАЗОВАНИЕ
 
 Согласно христианскому  учению человек создан по  образу и подобию Божьему из праха земного, которому было предано дыхание жизни. Обычный человек представляет собой только некий материал для работы над ним. Процесс образования можно сравнить с  работой скульптора. Прежде всего у него  вызревает  о б р а з. За тем уже в процессе работы с  куском камня, его мастер проявляет. Приступая к работе, художник  видит не просто камень, но желаемый результат, и начинает отсекать всё лишнее.  В каждом человеке  от рождения заложен  образ, отражающий Творца; образ, несущий в себе потенции Бога. Но обычного человека можно сравнить с  чудотворной иконой, на поверхности которой  нанесены несколько разных картин, иные из которых могут иметь и прямо кощунственный характер. Поэтому, взглянув на иного из нас, можно просто ужаснуться тому, что предстаёт перед взором. Мало того, и сами люди, погрузившись в обыденную суету, в мир страстей, не просто забывают о том, что они представляют собой на самом деле, но  даже и не подозревают о том, какой силой и красотой они обладают.
Образование чаще всего затруднено тем, что, во-первых, в человеке не видят Человека, т.е. тот  идеал, с которым он должен сообразоваться.  Во-вторых, мы сами не ставим перед собой цели собственного преображения, проявления в себе  образа Божьего. Происходит это потому, что, устремляясь во внешний мир, в попытках достигнуть земных благ, определяем для себя и соответствующий идеал, которому начинаем служить, подражать. В результате в людях видим не главное, а только то, что позволяет нам достичь поставленных целей. Цель и средства меняются своими местами. Ибо  земные ценности и возможности  должны служить делу проявления человеком совершенных качеств, а когда высшим смыслом жизни становится достижение материального благополучия, начинаем вытравлять в себе то, что может помешать успехам на внешнем поприще бытия. Таким препятствием служит совесть, религиозное чувство.  Конечно, тот из нас, кто не видит в себе то, ради чего должен жить, то, что дарует надежду на Жизнь, не увидит  и в другом человеке Человека.  Потому, будет обращать внимание на него  либо как на средство, либо как препятствие при решении собственных задач.
Образование  связано с установлением гармонии между духом, душой и телом, между земным и небесным началом. Эта гармония называется Красотой, и она особого отношения к красоте внешней не имеет. Последняя часто скрывает безобразное состояние внутреннего мира человека.  Разве редко в жизни сталкиваемся с тем, что внешняя жизнь людей не складывается должным образом, несмотря на обладания ими тем, что принято связывать с успешностью? Если в душе нашей космос превращается в хаос, то и отношение наше с ближними людьми будет, как говорится в народе, не красивым. По настоящему образованного человека отличает вовсе не объём почерпнутых из наук знаний, а его отношение к другому человеку. Когда  способны видеть в ближнем его сокровенную суть, способны  приоткрыть ему тайну смысла личной жизни, пробудить стремление к ней, тогда нас можно самих называть людьми образованными и способными заниматься образованием других людей.   
 Есть замечательные слова о том, что вокруг спасающегося спасаются тысячи. Происходит это потому, что каждый человек, стремящийся утвердить в себе добродетели, подобен  опытному мастеру, восстанавливающему  порушенную систему жизнеобеспечения города. Не трудно представить, что происходит зимой с людьми, жильё которых не отапливается. Именно в таком состоянии находится душа человека, если в ней искра Божья едва теплиться. Пока эта искра не вспыхнет ярким пламенем религиозного чувства, пока огонь веры не согреет сердце,  человеку будет трудно оставаться наедине с собой. Но разве можно найти дорогу к дому, убегая от него прочь? Образование, - есть то, посредством чего человек узнаёт дорогу к истинной цели своей жизни, встаёт на неё и, несмотря, на все препятствия, находит силы для их преодоления. И чем ближе  мы оказываемся к цели, тем сильнее становится наш дух, тем больше его энергий достигает душ, находящихся рядом людей.  Мешают  нашему образованию, т.е. образованию  в нас надёжного фундамента жизни  те страсти, корни которых находятся в самых глубинах сердца. Поэтому помимо образования себя, а через себя и ближних, мы должны ещё заниматься и воспитанием в себе подобия Божьего. Для этого  необходимо укрепление сил, обеспечивающих питание  добродетелей, как того, что приводит к смирению страстей.  Образование - это путь во внутренние области жизни человека. Воспитание, - путь в ближний круг внешней жизни, но с тем богатством-благодатью, которое обретается в результате преображения, т.е. проявления внутреннего богатства человека.