Символизм в России. Представители символизма...

Сергей Сиротин
Символизм в России. Представители символизма.
Лекции для…

Наше время должно определить двумя противоположными чертами – это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых странных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой, многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний.
Д.С. Мережковский
Уже в конце XIX века в литературных гостиных заявило о себе новое направление, противостоящее эстетически и тематике, и эстетике реализма – символизм.
Символизм – это литературное направление конца 19, начала 20 веков: главным в нём стало стремление авторов поставить символ на место конкретного образа.
В России представителями этого нового направления этого направления поэзии символов стали поэты: И. Анненский, К. Бальмонт, В. Соловьёв, А. Белый (роман «Петербург»), В. Брюсов, Зинаида Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и другие. Ярчайшим представителем этого направления стал Александр Блок.
Для раннего символизма характерен крайний индивидуализм, установка на бесконечный творческий произвол творца. Официальным началом русского символизма считается издание сборника стихов под редакцией В. Брюсова «Русские символисты»

Иннокентий Анненский (1855-1909гг.) Окончив в 1879 году историко-филологический факультет Петербургского университета, преподавал в гимназии в Петербурге, в Павловском женском институте, в Царскосельской гимназии, бывшем Царскосельском лицее.
И. Анненский стал по сути первым русским символистом, продолжая традиции Баратынского и Тютчева, и относясь к природе как к живой мыслящей субстанции, одухотворённой мыслью и человеческим переживанием. Поэт соединил русскую поэзию 19-го века с поэзией 20-го века, а его творчество стало связующим звеном между философской мыслью 19 века и думами о природе бытия в новом веке.
Опять там не пускали совесть
На зеркала вощёных зал…
Трагизм лирического героя Анненского был в противоречии между его внутренней жизнью и внешним миром людей, что стало одной из главных тем его творчества, основой поэзии символизма (стихотворение «Идеал»)

Знаменосцем символизма стал в самом начале ХХ века стал Валерий Брюсов (1873-1924гг.): именно его стихотворение «Творчество» можно считать эталоном отношения поэтов-символистов к пониманию ими процесса творчества, его задач, восприятия ими реальной жизни. В этом небольшом стихотворении просматриваются необыкновенность тона, некая таинственность и потусторонность творчества, его избранническая роль.
В. Брюсов в своём творчестве очень многогранен, его тематическому разнообразию нет аналогов в поэзии символистов, он умеет перевоплотиться в разные образы прошлого, поэт широко использует культурные слои жизни человечества, его историческое прошлое. Но в своём творчестве поэт не всегда был последователен, он так и писал:
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить Я…
Вообще для поэзии начала века характерен эгоцентризм: «Я» становится основой поэзии, но это «Я» мятущегося, ищущего человека.
Господи! Господи!
Блуждаю один, как челнок,
Безумцем в туман направляемый,
Один, без любви, сожигаемый
Мучительным пламенем грёз!
В стихотворении «Юному поэту», обращаясь к юному поэту Брюсов прямо говорит о своём понимании соотношения поэзии и жизни. А дьяволиада жизни у поэта проявилась в стихотворении «Каменщик».
В. Брюсов писал и романы, в которых историческая правда уживалась с мистическими откровениями самого автора: «Алтарь победы» и «Юпитер поверженный» повествовали об античном Риме, а «Огненный ангел» о временах средневековой Европы. Много сделал Брюсов воспитания нового поколения поэтов России, от Николая Гумилёва, его ученика в поэзии, до молодых стихотворцев революционного Петрограда, которым он читал лекции по теории стихосложения.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900гг.) по сути дела стал идейным вдохновителем и теоретиком символизма, стал предтечей этого направления литературы в России. Сын известного историка С.М. Соловьёва, он окончил Московский университет, где позднее сам читал лекции по философии. Владимир Соловьёв мечтал об обществе будущего (теократии), в котором под влиянием новой церкви восторжествует непогрешимая справедливость и полная духовная гармония. В своих рассуждениях о победе «Вечной женственности», «Мировой душе», «Вселенском духе» Соловьёв говорит, что к этому придут лишь избранные – это и стало основными темами всего символизма: у всех поэтов этого течения просматривается тема избранничества. Самое основное в учении В. Соловьёва – это служение идеалу и прорицание всеобщей трагедии, а затем духовного возрождения человечества через «её святую купель». Символизм как бы пытался приблизить человечество к этой купели и найти духовно-мистический идеал познания жизни.

Константин Бальмонт (1867-1942гг.) восклицает: «Будем как солнце», в одноимённом стихотворении, так он называет и свою книгу, вышедшую в 1902 году. Начинал поэт как продолжатель некрасовской традиции в поэзии, но уже к началу века стал одним из лидеров символизма. Он всегда любил непомерность, резкие, пламенные тона и писал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь…», что позднее в пору иммиграции стало предметом язвительных замечаний в адрес поэта эмигранта из России.
К началу ХХ века К. Бальмонт был уже известным поэтом, а в 1905 году издательство «Скорпион» выпустило собрание его стихов в 2-х книгах. Поэзия намёка, символов, подчёркнутая звукопись – всё это нашло отражение в стихах К. Бальмонта. За 75 лет жизни поэт написал очень много, он говорил, что его произведения составят 93 тома. Поэт сильно увеличил аллитеративность русского стиха, где первенство музыкальной темы, сладкогласие, упоённость звучанием речи лежат в основе его поэзии (стихотворение «Аккорды»)
Аллитерация – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи.
После долгих путешествий по миру, вернувшись в 1917 году в Россию, Бальмонт, словно предчувствуя расставание с родиной навсегда, написал стихотворение «Лишь с ней». Уехав в 1921 году, он больше в Россию не вернулся.

Дмитрий Мережковский (1865-1941гг.) как писатель поэт, публицист, его поэзия отличаются напряжённым вниманием к нравственно-религиозной тематике, что было проявлением глубины духовной жизни автора, свойственной всем представителям русской интеллигенции начала ХХ века. Мережковскому одинаково были дороги и «правда небесная», и «правда земная». В его поэзии прозе сразу проявлено главное противостояние – Христос и Антихрист, так называлась его первая историческая трилогия в прозе. Им написано исследование о Льве Толстом и Фёдоре Достоевском, названное «Дух и плоть», он написал множество глубоких исследований, посвящённых писателям и поэтам. Главными символами поэзии Мережковского стали сумеречные фантазии и изображение «Бездны» и «Мглы»…
Одним из популярнейших поэтов и писателей начала века был Фёдор Сологуб (Тетерников) (!863- 1927гг.) Фамилию звучную он изваял из двух слов «соло» и «губ». Он писал: «Всякая поэзия хочет быть лирикою, хочет сказать здешнему случайному миру нет… выстроить мир иной»
В поэзии Сологуба явлен свет, проницающий мировую мглу, но свет этот был люциферический. Поэт, сын кухарки, ставший одним из блестящих людей своего времени автор знаменитого романа «Мелкий бес» в поэзии символов стал выразителем тем ужасов бедности, нищеты, смерти (стихотворение «На серой куче сора»).

Зинаида Гиппиус (1869-1945гг.) – жена и литературный соратник Дмитрия Мережковского, обвинялась в советское время в реакционно-упаднических тенденциях в творчестве и публицистике. В творчестве Зинаида Гиппиус как раз была поэтом, верящим и ищущим предельно светлое и создающая его для себя и окружающих, противопоставляя оное грязи, серости, хамству и застою (стихотворение «Всё кругом»)