Без мамы... Глава четырнадцатая

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл.1-13 http://www.proza.ru/2019/02/10/591

Через  какое-то  время  я  вновь  получила  от  Василия  письмо, оно  было  коротким,  но  содержало  предложение  о  женитьбе.  Это  меня  насторожило,  как  можно  было  делать  такое  серьёзное  предложение,  совершенно  не  зная  меня,  я  не  понимала.
 
Между  нами  завязалась  переписка.  Я  ответила,  что  у  меня  есть  муж,  которого  я  буду  ждать  до  конца  войны.  Он  написал,  что  согласен  ждать    вместе  со  мной, но  с  такой  войны   немногие  вернутся,  слишком  тяжёлые  идут  бои  и  много  похоронок  приходит  в  округе.  В  этом  я  была  с  ним  согласна.
 
Его  случай  (возвращение  по  ранению)  был  единственным  на  всю  округу.  Когда  он  приехал  из  госпиталя,  никто  не  мог  в  это  поверить,  поэтому на  него  пришли  посмотреть  из  близлежащих  деревень  и  стар,  и  млад.  У  каждого  на  войне  был  кто-то  из  родственников:  муж,  брат,  зять, отец, друг.  В  деревне  остались  лишь  старики  да  дети.  Это  было  настолько  страшно,  похоронки  приходили  каждый  день. 

Мне  казалось,  что  войне  не  будет  конца.   Люди  работали,  не  покладая  рук,  а  война,  как  страшное  чудовище,  сжирала  не  только  их  труд,  но  и  самих  людей.  На  фронте  шли  тяжелейшие  бои.   Мы  работали  с  темна  и  до  темна.  Наша  артель  не  успевала  отгружать  свою  продукцию.  Куда  она  шла,  я  точно  не  знала,  но  знала  лишь  о  том,  что  её  обменивали   за  границей  на  продовольствие,  а  оно  шло  на  фронт,  армию  надо  было  кормить.  От  Саши  не  было никакой  весточки.

Василий  шлёт  одно  письмо  за  другим,  где  жалуется  на  то,  что  его жизнь    без  меня  стала  кошмаром.  Ему  очень  тяжело  передвигаться,  но  он  хочет  видеть  меня,  поэтому  вынужден  идти  на  большие  расстояния,  превозмогая  боль,  опираясь  на  палку.
 
Я  замечала,  что,  где  бы  я  не  появлялась,  он  под  любым  предлогом  оказывался  там,  будто  заранее  следил  за  моим  передвижением  по  округе.  Я  с  учениками  всю  осень  выезжала  на  уборку  урожая  на   колхозные  поля,  колесила   по  всем  деревням,  раздавая  и  собирая  работу. 

От  Василия  письма  получала  каждый  день  одного  и  того  же  содержания.    Если  говорить  честно,  то   он  мне  нисколько  не  нравился  и  замуж  за  него  я  не  собиралась.

В  то  время  я  жила  в  деревне  Филята,  на  квартире  у  тёти  Кати  Шараниной.  Это  была   умная  и  славная  женщина,  она  как-то  сразу  обрадела  меня.  Василий  стал  появляться  у  нас  и,  надо  сказать,  он  ей  очень  понравился,  более  того,  она  полюбила  его  как  сына,  у  них   были  какие-то  свои  разговоры,  секреты,  на  которые  я  и  внимания не обращала. 

Мне  он  обещал  златые  горы,  которых  у  него  не  было,  обещал,  что  счастливее  нас  во  всей  округе  никого  не  будет,  что  он  не  представляет  своей  дальнейшей  жизни  без  меня.  Я  уже  почти  согласилась,  но  Саша…  Вот  уже два  с  половиной  года  о  нём  нет  никаких  вестей.
               
После  долгих  раздумий  я   дала  согласие  выйти  замуж  за  Василия.  Когда  стало  известно  о  нашей  свадьбе,  Сашины  родители  пришли  к  моему  отцу,  но  и  Василий   тоже  пришёл.  Он  очень  боялся,  как  бы  они   не  уговорили  меня  отменить  своё  решение. 

Перед  свекровью  мне  было  очень  неудобно,  она  любила  меня  и  не  поменяла  своё  отношение  ко  мне  до  конца  жизни.  В  этот  раз  она  сказала  мне  так: «Клавдя,  ты  мне  как  родная  дочь,  я  понимаю  тебя,  но  хочу  сказать,  не  ходи  замуж, Саша  всё  равно  придёт,  он  жив,  ему  тяжело,  он  мучается,  но  придёт».   Слушая  её,  я  так  и  не  смогла сказать,  что  свадьба  уже  назначена  на  12  февраля  1944  года.  Эта  весть  убила  бы  её.

Согласие  на  свадьбу  я  дала  не  потому,  что  полюбила  Василия,  нет.   Просто  для  себя  я  решила:  если  мой  муж  отдал  жизнь  на  войне,  то  я  свою  жизнь  посвящу  уходу   за  инвалидом. Он  не  виноват,  что  в  свои   19  лет  остался  без  ноги.  Я  не  могла  больше  видеть  его  страдания  в  одиночестве.  Это  было  моё  окончательное  решение.   

Вскоре  состоялась  наша  свадьба,  я  рассчиталась  с  работы  в  Пестяках,  мы  стали  жить  в  доме  его  матери.  В  деревне  не  было  работы,  это  создавало  для  нас  определённые  трудности.  Надо  было  что-то  делать.

Фото Клавдия Баландина 1944 год из семейного архива автора.

Продолжение следует http://www.proza.ru/2019/02/12/492