Ласковый телёнок двух маток сосёт

Виктор Еремин
В 1967 г. на экраны советских телевизоров вышел короткометражный фильм «Зареченские женихи». Восторгу зрителей не было пределов, таким смешным он тогда казался. Центральным эпизодом фильма стала история о том, как Мишка Чернышов из-под полы продавал выходившим из церкви бабкам Библию. Правда, Библия была не настоящая — залежалый товар книга Лео Таксиля «Забавная библия». О залежалости авторы фильма откровенно врали. В СССР книги Таксиля можно было достать с великим трудом, чаще всего по блату. И читали их с превеликим интересом и удовольствием.

СССР распался. Ситуация в стране изменилась. И теперь уже интеллигентствующие неофиты взялись за обличение «бездарного щелкопёра» и «недалёкого человека» Лео Таксиля. Причём чуть ли не главным их аргументом по сей день остаётся утверждение, что на Западе о существовании такого пасквилянта знают только историки литературы. Тот факт, что на том же Западе о существовании писателей Теодора Драйзера или Джека Лондона тоже знают преимущественно только историки литературы, никого не смущает.

Ещё забавнее, когда «верующие» обличители ссылаются на то, что в последнем, самом слабом романе великого Умберто Эко «Пражское кладбище» одним из действующих персонажей стал настоящий Лео Таксиль, и автор определил его как «несусветную личность». А точнее было бы сказать о необычайной личности из будущего, в которой впервые воплотились многие черты человека XXI столетия.

Прежде всего, можно с полным основанием утверждать, что именно Таксиль стал родоначальником языка и особенно стилистики интернет-простолюдинов, как наиболее яркий, если не первый, т.е. создатель литературы ёрничества и стёба. Ни Рабле, ни Салтыков-Щедрин, ни кто-либо ещё из сатириков до Таксиля не достиг таких высот подначек ради подначек и издёвок ради издёвок с единственной целью — уязвить и выставить дураком объект его недоброжелательства. А во-вторых, Лео Таксиля можно без тени сомнения признать первым в мировой истории пранкером*. Правда, телефон тогда ещё не был в чести, но Таксиль и без него сумел разыграть папу римского Льва XIII и весь католический клир, подстрекнув их бурно обсуждать возможность канонизации в лике блаженной его секретарши-машинистки и выставив при этом иерархов идиотами. Правда, заплатил Таксиль за такие шутки отлучением от церкви, но для него подобные показательные акты были, что с гуся вода.
____________________________
* Пранкер — телефонный проказник, шутник, который в телефонном разговоре с кем-то выдаёт себя за другого человека и провоцирует собеседника на идиотские высказывания.

Итак, разговор пойдёт о человеке XXI в., который волей судьбы родился в веке XIX.

Мари Жозе Габриэль Антуан Жоган-Пажес, известный миру под псевдонимом Лео Таксиль, появился на свет 21 марта 1854 г. в Марселе. Отец его Шарль Франсуа Мария Жоган был служащим, мать Жозефина Пажес воспитывала детей. Их в семье было трое — старший брат Морис*, сестра Маргарет и сам будущий Лео Таксиль.
_____________________________
* Морис Жоган-Пажес впоследствии стал известным писателем, публиковался под псевдонимом Марк Марио.

Родители были убеждёнными монархистами и искренне верующими людьми. И это странно, если учесть, что дед по отцу и один из его братьев состояли в масонской ложе, что подтверждается хранящимися в архивах отчётами марсельской полиции. Другими словами, оба были безбожниками. Зато сестра отца — тётушка Жозефина Жоган постриглась в монастырь в Лионе и оказывала существенное влияние на жизнь семьи брата. Она стала крёстной матерью Габриэля.

Доходы отца позволили Морису и Габриэлю обучаться в лучших частных католических заведениях Марселя. С пяти лет мальчики пребывали под неусыпным присмотром иезуитов, в чьём ведении находилось во Франции религиозное образование. Так что на радость родителям рос Габриэль истинным добрым католиком.

Но вот он вошёл в переходный возраст. И как раз на четырнадцатом году жизни поступил в марсельский католический колледж Сент-Луис. Там-то и случилась главная неприятность. Юный Жоган-Пажес подружился с мальчиком, отец которого был членом масонской ложи. Габриэль не раз бывал в доме приятеля, беседовал с его отцом и увлёкся идеями масонства. У себя в домашней библиотеке он нашёл книгу известного католического религиозного писателя епископа Луи Гастона де Сегюра «Масоны: кто они, что они делают и чего хотят». Епископ обличал идеи масонов, на подростка же его обличения оказали прямо противоположное задуманному воздействие — Габриэль убедился в своих стихийных подозрениях относительно христианского учения и католического клира.

Летом 1868 г. Жоган-Пажес познакомился с местным скандальным журналистом и начинающим политиком Анри Рошфором. В скором времени этот скандалист и авантюрист получит прозвание «человек двадцати дуэлей и тридцати судебных процессов». Рошфор был яростным националистом, убеждённым республиканцем и врагом царствовавшего тогда императора Наполеона III. Достаточно было двух-трёх бесед с этим человеком, и Габриэль навсегда стал его верным учеником и последователем. Того Лео Таксиля, которого вскоре узнал мир, можно назвать усовершенствованной копией Анри Рошфора.

В мае 1868 г. Рошфор выпустил в свет первый номер собственного журнала «Фонарь». Издание пропитывал дух ёрничества и сарказма. К примеру, там была опубликована статья о том, что во Франции установлена конная статуя Наполеона III, которую изваял Антуан-Луи Бари — лучший современный скульптор-анималист. Журнал был полон подобных ехидных намёков и подначек. Государство возбудило против Рошфора уголовное дело, он вынужден был уехать на время в Бельгию. Поселился изгнанник в Брюсселе.

В середине октября 1868 г. Габриэль решил последовать за своим другом и учителем и подбил на побег восемнадцатилетнего брата Мориса. Пробираться в Бельгию решили через Италию. Странствовали молодые люди четыре дня, когда на подходе к итальянской границе их задержала полиция. Оказалось, что отец объявил сыновей в розыск.

Виновником побега месье Жоган счёл четырнадцатилетнего Габриэля, которого сразу же спровадил на перевоспитание в сельскохозяйственную колонию общего режима возле Тура. В заключении мальчик провёл шестьдесят пять дней. Эту обиду на отца, эту несправедливость он переживал всю жизнь. Однако ещё большая его обида легла на католическую церковь, как главную вдохновительницу отцовского фанатизма.

Габриэль всегда выглядел старше своего возраста. В шестнадцать лет он предпринял вторую попытку сбежать из дома: в августе 1870 г. явился на призывной пункт, заявил, что ему восемнадцать лет, и записался в третий полк зуавов*, чтобы отправиться воевать в колонии. На этот раз беглеца вычислила мать и упросила военное командование вернуть сына домой с середины пути.
____________________________
* Зуавы — военнослужащие лёгкой пехоты во французских колониальных войсках.

Тогда на пару со своим приятелем, сыном префекта департамента Буш-дю-Рон, Жоган организовал городской молодёжный легион из трёхсот крепких парней. Инициативу патриотов поддержало государство, ведь уже шла франко-прусская война. Катастрофа под Седаном 1 сентября 1870 г.*, крушение империи Наполеона III и Парижская коммуна** открыли перед энергичным Габриэлем иную стезю деятельности — он увлёкся журналистикой.
________________________
* В этот день французская армия капитулировала перед прусаками, а Наполеон III сдался в плен императору Вильгельму I. Таким был национальный позор французов. Узнав о пленении императора Наполеона III, правительство Франции объявило его низложенным. Была учреждена Третья республика.
** В Марселе тогда же образовалась и была разгромлена собственная Марсельская коммуна, в связи с чем в городе несколько лет сохранялось военное положение.

С первых же газетных статей характерной чертой творчества начинающего журналиста стали ёрничество и антиклерикальная направленность. Общественная деятельность сына огорчила и оскорбила отца. Особенно подействовали на него антиклерикальные выпады Габриэля, которыми молодой человек сразу обрёл широкую известность в просвещённой среде Марселя. Сам автор рассказал об этом в книге 1887 г. «Признание бывшего вольнодумца»: «“Вы позорите имя вашей семьи”, — твердил мне мой убитый горем отец. [...] Лучше никогда не подвергать себя испытанию такими жалобами. Легче было подыскать себе псевдоним. Моего деда по материнской линии звали Леонидасом. Это и моё крестное имя. Я удалил в нём два слога и получился Лео. В годы обучения в колледже мне был интересен индийский царь-раджа Таксил, который добровольно покорился Александру Македонскому — мною глубоко почитаемому завоевателю. Я вспомнил имя этого царя и вставил его в свой псевдоним. Так получился Лео Таксиль. Этот псевдоним кажется мне благозвучным». Отныне миру явился Лео Таксиль — весельчак, балагур и скандалист.

Почему же главной темой творчества Таксиля стала сатира, направленная против католической церкви? Этому способствовало всеобщее возмущение европейских интеллектуалов наглостью католического клира. В 1870 г. состоялся Первый Ватиканский собор римско-католической церкви. Он работал в итальянской столице с 7 декабря 1869 г. по 1 сентября 1870 г. Руководил собором римский папа Пий IX. 18 июля 1870 г. на соборе впервые в истории христианства был принят и утверждён Догмат о безошибочности (infallibilitas — лат.) римского папы в вопросах веры и морали! Этот догмат отвергли православная и протестантские церкви, были им возмущены многие католики. Возмущённых единоверцев Ватикан отлучил от церкви, с мнением прочих христианских церквей католики никогда не считались. Догмат действует и в наши дни. Именно против него в течение многих лет создавал свои сатирические произведения Лео Таксиль, издеваясь над «непогрешимым» папой.

В 1870 г. молодой человек организовал сатирическую «Газету для дураков — Свой конёк». Газета просуществовала менее двух лет и была закрыта цензурой. В 1872 г. её издатель впервые предстал перед судом за антирелигиозные публикации. А дальше скандал нарастал как снежный ком. В течение 1872—1874 гг. Таксиль трижды стрелялся на дуэли за оскорбление церкви, суд присяжных вынес ему несколько приговоров — в общей сложности на восемь с половиной лет тюремного заключения.

До поры до времени Таксиль кое-как выпутывался из судебных дрязг. Но однажды он из чистого каприза пошёл на очень рискованную и глупейшую авантюру.

Молодой журналист общался тогда со многими марсельцами. Был среди них и некий старый моряк — любитель прихвастнуть своими рыбацкими победами. Вот и в тот раз при случайной встрече балагур с ходу заговорил на излюбленную тему:

— Вы знаете, какую огромную рыбину я вчера поймал?

Таксиль воскликнул:

— Неужели ту самую акулу?!

— Какую акулу? — растерялся старик.

— Не слышали разве? Возле Марселя объявилась огромная акула. Распугала все сардины.

И довольный шуткой, Таксиль ушёл.

Слух об огромной хищнице, обосновавшейся в марсельской лагуне, быстро расползся по городу, и к следующему утру акула превратилась в акулу-людоеда. Узнав об этом, Таксиль с ходу придумал для себя новую забаву — решил раздуть слух «секретными» россказнями о стае акул-людоедов, говорить правду о которой якобы запретил горожанам муниципалитет. Для начала в газетах появились откровения неизвестного моряка о том, как он чудом спасся от зубов огромной хищницы, внезапно выплывшей из морских глубин прямо перед носом его лодки. Затем в редакции разных газет пришли и были опубликованы письма-признания других страдальцев, чудом спасшихся от акульей пасти. Создавалось впечатление, будто наконец-то волею случая удалось сорвать завесу преступного молчания — государство оказалось не в силах совладать с обществом, и правда о нависшей над людьми смертельной опасности потоком хлынула на заворожённых читателей.

Началась паника. Курортный сезон на средиземноморском побережье Франции был сорван. Местные жители понесли значительные убытки.

Поскольку общественность требовала от власти признаний, муниципалитет Марселя умыл руки и голословно обвинил в нашествии акул корсиканских моряков, которые якобы выбрасывали за борт протухшее в дороге мясо. Получилось, что государство подтвердило слухи и признало наличие акул в лагуне.

В Марселе со времён Марсельской коммуны всё ещё сохранялось военное положение, и власти города обратились за помощью к генералу Эспивану де ла Вильебуасне, командовавшему местным гарнизоном. Снарядили особую военную поисковую экспедицию из сотни до зубов вооружённых бойцов. Проплавов более суток в безмятежных водах Марсельской лагуны, экспедиция не нашла даже признаков присутствия в море акул, не то что самих хищниц. Назначили следствие. Сразу же выяснилось, что все письма очевидцев в редакции газет — фальшивки, таких людей ни в городе, ни в окрестностях Марселя никогда не было. Более того, все анонимки были написаны одним почерком! Стали искать зачинщика этого скандала. Тщетно — негодяй как в воду канул.

Правда открылась только 19 апреля 1897 г. В своей знаменитой извинительной речи, произнесённой в Большом зале Географического общества в Париже, Лео Таксиль рассказал о некоторых проказах, совершённых им в молодости. В частности, поведал он и об истории с акулами в Марсельской лагуне, заодно шутник принёс извинение генералу Эспивану де ла Вильебуасне. Признался Таксиль и в том, что таким образом отомстил муниципалитету за закрытие его газеты.

Авантюра, бесспорно, была рискованная. Но и без неё судебных приговоров в отношении Таксиля накопилось слишком много. Журналист не стал дожидаться ареста, предпочёл тюрьме бегство и добровольно эмигрировал в Швейцарию.

Поселился он в Женеве. Однако и там Лео не смог жить спокойно. Вскоре после его приезда в местной газете появилась статья неизвестного автора, рассказывавшая о том, что на дне Женевского озера, между Ньоном и Коппе замечены руины затонувшего древнего города. Ориентируясь на «Записки» Юлия Цезаря, уважаемые учёные сразу же предположили, что речь может идти о древнеримском поселении.

Сенсационную новость перепечатали крупнейшие издания Европы. В Швейцарию ринулись толпы любителей археологии. Местные рыбаки хорошо подзаработали, катая любопытствующих по озёрной глади в поисках таинственных развалин. Чтобы чётче разглядывать дно, на воду выливали десятки литров подсолнечного масла — это якобы мешало отражению солнечных лучей. Нашлись особо зоркие изыскатели, кто своими глазами узрели на озёрном дне улицы, руины домов, даже некую конную статую. Ещё не один год приезжали к Женевскому озеру искатели необычного, принося в казну Швейцарии солидный доход. И мало кто знал, что таков был подарок Лео Таксиля приютившей его стране. И как всегда, найти автора газетной «утки» о погрузившемся в озёрные воды древнем городе остался неизвестным. Лишь в той же знаменитой речи 19 апреля 1897 г. сознался Таксиль в своей археологической шутке.

Надо признать, что в Женеве журналист первое время жил на жалкие гонорары и при этом умудрился обозлить своими статьями верующих граждан. На него не раз подавали жалобы в суд. Чтобы выкручиваться со своими скудными финансами, Лео был вынужден заняться распространением таблеток афродизиака — стимулятора, усиливающего половое влечение (нечто вроде современной виагры). Название у афродизиака было примечательное — «гаремные таблетки». На почве этих таблеток начались опасные конфликты с властями. Одновременно Таксиля обвинили в развратном образе жизни — он и впрямь предпочитал общаться с гулящими девкам, чем с девицами из уважаемых семейств. Сам же Таксиль широко распространял слух о том, что является политическим эмигрантом и вынужден скрываться в Швейцарии по причине своей общественной позиции.

Идея с политикой оказалась удачной. В 1878 г. во Франции прошла политическая амнистия, под которую попал и Лео Таксиль. Ему разрешили вернуться на родину, и журналист с радостью поспешил воспользоваться представившейся возможностью.

В этот раз Таксиль обосновался в Париже. Приехал он в столицу без гроша в кармане, но с сожительницей Мари Бессон и четырьмя детьми, двое из которых были его, а двоих женщина прижила до их знакомства. Условием возвращения Таксиля стало его согласие стать сексотом французской полиции и собирать информацию об активистах подрывных молодёжных организаций.

С января 1879 г. Лео Таксиль приступил к изданию собственной антиклерикальной сатирической газеты «Насмешник». Благо, нашлись издатели — предположительно масоны. С их помощью удалось учредить и собственное издательство, что позволило начать публикацию т.н. антиклерикальной библиотеки. С 1879 по 1884 г. Таксиль написал и издал шестнадцать собственных книг и брошюр против католического клира, плюс исторический роман «Женщина-папа» о папессе Иоанне.
Необходимо отметить, что писатель неоднократно заявлял, что он не верит в Бога, но и не является атеистом. Т.е. ехидство и ёрничество его направлены даже не против церкви как организации в целом, но против той части священничества и паствы, кто лишь изображают себя верующими на публике, сами же тайком сомневаются в существовании Бога*. При этом Таксиль никак не выступал против искренне верующих. Фактически его книги смеются над теми, кто своими мыслями и поступками отрицают христианский символ веры (в котором жёстко утверждается абсолют и нерушимость евангельских истин) и кто требует доказательства правдивости евангельских истин да и самого существования Бога. Верующему человеку доказательства не нужны — он и без доказательств знает, что Бог есть, но человеческий ум бессилен осознать тайну Его существования. Даже пытаться осознать эту тайну бессмысленно — надо просто верить. Поиски доказательства существования Бога и очеловечивание Иисуса Христа есть одна из многочисленных разновидностей ереси арианства, т.е. первородной и самой распространённой ереси. Вот к арианам и особенно к их священничеству и обращены книги Лео Таксиля. Именно для них Таксиль с издёвкой доказывает не существование Бога, чем неизбежно провоцирует ненависть и яростное негодование тупых фанатиков и особенно неофитов, полагающих себя святее папы римского. На деле же книги его стали лакмусовой бумажкой, выявляющей негласных ариан среди этих фанатиков и неофитов.
____________________________
* Этот факт подтверждают названия книг Лео Таксиля тех лет: «Любовные похождения папы Пия IX», «Сын иезуита», «Семейство Борджиа», «Отравитель Лев XIII и пять миллионов каноников» и др. книги о «непогрешимых». Вершиной цикла стала книга 1879 г. «Скуфья и скуфейники», изданная в России под названием «Священный вертеп». В книге рассказаны факты безнравственной жизни римских пап со дня зарождения римского епископата. Скуфья — это бархатная круглая шапочка без полей, которую носят высшие иерархи католической церкви. Скуфья римского папы белого цвета, скуфья кардинала — фиолетового цвета.

И газета, и книги Лео Таксиля выходили массовыми тиражами (некоторые тиражи доходили до 100 тыс. экземпляров) и приносили большой доход, но одновременно росли судебные издержки — верующие не уставали подавать на автора и издателя в суд за оскорбление. Бедняга постоянно проигрывал процессы, платил возраставшие штрафы и еле сводил концы с концами.

И тогда 21 февраля 1881 г. Лео Таксиль вступил в масонскую ложу Храм друзей французской чести (Le Temple des amis de l’honneur fran;ais). На церемонии посвящения он ухитрился съехидничать и над масонами: на вручённом ему черепе написал: «Прошу Великого Архитектора Вселенной исправить орфографическую ошибку в клятве, в 31 строке снизу и слева». При помощи масонов Таксиль рассчитывал избраться во французский парламент от города Нарбонны и посредством депутатства решить свои финансовые проблемы. Однако в августе того же года выборную кампанию он проиграл, а в масонах продержался всего три ступени, которые получил соответственно в марте, июле и сентябре 1881 г. 17 октября того же года он с позором был изгнан из ложи — формально за некий плагиат у брата по ложе, а на деле за непорядочное (можно сказать глумливое) отношение к братьям.

Надо признать, что существенную роль в провале Таксиля на выборах сыграла его попытка опубликовать весной 1881 г. очередную сатиру о распутной жизни Пия IX. Поднялся ужасный скандал, который грозил автору длительным тюремным заключением. Ведь этот папа умер в феврале 1878 г. Прошло всего три года после его кончины, и ёрничество над покойным воспринималось многими как глумление.

Доходы Таксиля от антиклерикальных писаний подвигли на сочинение подобных пасквилей многих любителей покривляться. Своей неумелостью и даже глупостью они сбили спрос на такую литературу и существенно скомпрометировали идею Лео. В это кризисное для него время писатель опубликовал две самые знаменитые свои книги — в 1882 г. «Забавную библию» и в 1884 г. «Забавное евангелие». Не помогло. Торговля сошла почти на нет. Тираж его газеты сократился с 67 тыс. экземпляров до 10 тыс. А тут ещё шквал исков, судебные процессы, штрафы… К финансовым неудачам добавились передряги в личной жизни. У Таксиля появилась любовница. О ней узнала Мари Бессон. После нескольких скандалов Лео ушёл из семьи и вскоре женился на любовнице. А 30 июля 1884 г. издатель Таксиль вынужден был объявить о своём банкротстве.

Провидение хранило своего авантюриста. Незадолго до банкротства Лео, 20 апреля 1884 г., новый римский папа Лев XIII обнародовал энциклику «Humanum Genus»*. В ней понтифик обличил масонов как злейших врагов католической церкви и призвал священников и прихожан: «Мы просим и умоляем вас, досточтимые братья, сопутствующие нам, с корнем вырывать эту ядовитую траву, которая так широко разрослась меж народами… и первым делом важно сорвать с секты масонов маску и показать её так, как она есть; рассказывать — и словом, и наставническими письмами — о той лжи, которой пользуется это сообщество, чтобы прельщать к себе и обманывать, об извращенности его учения и о бесчестности его действий».
__________________________________
* Humanum Genus (лат.) — Человеческий род.

В числе первых, кто откликнулся на призыв римского папы, оказался Лео Таксиль. Только не подумайте, что ему это легко далось.

Летом 1885 г. писатель публично покаялся, отказался от своих антиклерикальных взглядов и объявил, что возвращается в лоно католической церкви. Ему никто не поверил. Иезуиты взялись тайно проверять искренность раскаявшегося отступника. Тогда в сентябре того же года Лео уехал в Лион, в монастырь к крёстной матушке Жозефине. Все эти годы огорчённая монашка каждодневно усердно молилась Богу, чтобы наставил её крестника на путь Истины. И вот оно счастье — свершилось! Светлая радость переполнила сердце старушки, когда пред нею предстал её раскаявшийся крестник Лео.

По возвращению в Париж, Таксиль публично отрёкся от всего, что написал против церкви. Правда, после этого тиражи его книг резко выросли, принеся автору значительный капитал, но это мало что значило. Ведь несчастный признался, что писал книги не по своей воле, но подчиняясь приказу масонов, в лапах которых пребывал столько лет. Священнику, которому он исповедовался, Таксиль «рассказал», что совершил ужасный грех — убил ненавистного ему человека, чем и шантажируют его теперь масоны. Священник скрепя сердце отпустил блудному сыну его тяжкий грех, только велел всю оставшуюся жизнь заботиться о семье убиенного. Шутник лгал, не краснея, о чём и уведомил всех в той самой речи 19 апреля 1897 г. Более всего заботила его тогда опасность разоблачения особо въедливыми иезуитами — нельзя было ни с откровениями переборщить, ни с раскаянием не дотянуть.

И всё же, в конце концов, Таксилю поверили, а следовательно, один из величайших грешников в мировой истории вернулся в лоно родной церкви. Католики торжествовали победу над атеистами. Иерархи были в таком восторге от случившегося раскаяния, что расщедрились, и церковь даже оплатила все долги Лео Таксиля, вдобавок назначив ему ежемесячную субсидию в 300 франков.

Когда осенью 1886 г. писатель приехал в Рим, его сразу же приняли два влиятельнейших кардинала — апостольский нунций Мариано Рамполла дель Тиндаро и генеральный викарий Рима Лючидо Парокки. Оба остались довольны покаянными речами писателя и неожиданно для него рекомендовали Лео самому римскому папе. Лев XIII пожелал лично побеседовать в раскаявшимся врагом церкви.

Аудиенция у папы состоялась в сентябре 1886 г. Длилась она 45 минут. И всякий раз, когда беседа касалась темы масонов, папа повторял про себя «Дьявол! Дьявол!» Лев XIII благословил возвратившегося в лоно церкви блудного сына Лео Таксиля на тяжкую, но столь необходимую миру борьбу против масонства.

Борьба с придуманным масонским орденом заняла двенадцать лет жизни писателя. Все эти годы он фактически творил объёмный художественный труд, создавая фантасмагорические образы мировой злодейской организации.

По словам Лео Таксиля, в английской колонии Гибралтар есть одноименная скала. Мало кто знает, что внутри она полая. Там устроены принадлежащие масонам мастерские, где жуткие адские отродья изготавливают масонскую атрибутику для кровавых палладистских оргий. Палладистами названы члены масонского братства сатанистов.

Масонский орден «Палладиум», по словам Таксиля, был учрежден 20 сентября 1870 г. в Америке, в городе Чарлстон. В этот же день армия Гарибальди вошла в Рим, что ознаменовало конец светской власти папы римского над Италией. Эта катастрофа развязала масонам руки и позволила им учредить свой люциферианский понтификат в стране масонов. Задача тёмного понтификата — готовить человечество к приходу антихриста.

Палладисты возглавляют все масонские ложи мира. Правит «Палладиумом» великий магистр Альберт Пайк — первый папа люциферова культа, высший вождь масонов. Сам он подчинён лично Люциферу*, с которым встречается каждую пятницу в три часа дня. Главный храм ордена «Палладиум» находится в Чарлстоне в неизвестном месте. В храме сокрыта книга «Апандо» — её написал зелёными чернилами специально для палладистов сам сатана.
____________________________
* Люцифер — имя ангела, возглавившего восстание части ангелов против Бога, и низвергнутого за это в ад. Падший ангел стал сатаной и возглавляет всю нечистую силу мира.

Далее из книги в книгу фантазия Лео Таксиля разыгралась не на шутку. Самое поразительное, что в XIX в. читатели, особенно католики, верили каждому его слову и рассматривали книги Таксиля как документальное свидетельство очевидца.

Во второй половине XIX в. в США и Европе широкое распространение получило движение суфражисток. И Лео с ходу написал книги «Есть ли женщины в масонстве?» и «Свидетельства о женских ложах». Там автор рассказал, как женщины потребовали от масонов принимать их в ложу наравне с мужчинами, а когда получили категорический отказ, упросили учредить особые женские ложи. Это желание было удовлетворено. Разнополые ложи совершают совместные сексуальные оргии, таким путём воздавая почести сатане.

Возглавила женские ложи София Вальдер — бабушка антихриста и великого магистра Пайка. Бабушка ввела в женских ложах лесбийские оргии. В мужских ложах содомитские оргии издавна в почёте.

Главной героиней обличительной эпопеи Лео Таксиля стала Диана Воган. Автор уверял, что эта особа является дочерью земной женщины и дьявола по имени Битру. В десятилетнем возрасте её приняли в виде исключения в мужскую ложу «Палладиум», посвятили в жрицы и сразу же помолвили с князем демонов Асмодеем.

Однако с возрастом Диана осознала, куда ведёт её путь масонов, и отказалась губить свою душу. Она покаялась и вернулась в лоно церкви. Теперь она является главным источником сведений о масонах, из которого Лео Таксиль и черпает правдивую информацию для своих книг.

Именно Диана Воган раскрыла писателю ужасы тайного замысла масонов о захвате власти во всём мире и над всем человечеством. Она же поведала о самых ужасных злодеяниях масонов. В книгах «Масонская Франция: новые откровения» и «Масонские убийства» братья каменщики были обвинены в знаменитых исторических убийствах, в том числе в погублении российского императора Павла I и аристократов времён Великой французской революции.

Во избежание преждевременного разоблачения Таксиль изначально решил расширить круг авторов с помощью доверенных людей. К выпуску книги 1892 г. «Дьявол в XIX веке» он привлёк своего друга детства Карла Хакса, который выступил под звучным псевдонимом доктор Батайль. Согласно повествованию Хакс-Батайль — искренне верующий католик, по специальности врач на морских судах. В 1880 г. его корабль совершил плавание в Японию. Во время путешествия корабельный врач приятельствовал с итальянским бизнесменом Гаэтано Карбуччи, который ради успеха в торговле вступил в масонскую ложу. Итальянец много рассказывал своему собеседнику о масонах, после чего Хакс-Батайль увлёкся изучением ордена сатанистов. И вот теперь он получил возможность рассказать читателям правду об ужасной масонской организации.

Надо признать, что соавторы развернулись в книге во всю мощь своей фантазии, взяв за образец фантастические сочинения Сирано де Бержерака «Государства и империи Луны» и «Государства и империи Солнца».

Хакс-Батайль «откровенно» поведал читателям о могуществе нечистых сил и о своих путешествиях по Вселенной в сопровождении Люцифера, Бафомет* и Вельзевула*. Все путешествия его знаменовались участием в кошмарных оргиях — как на Земле, так и на Сатурне. В Сингапуре, к примеру, Батайль стал участником четвертования китайского масона-отступника. Отрезанная голова казнённого долго жила после казни и испытывала все муки ада. В Индии доктор веселился под пляски оживших скелетов. А в горе Гибралтар он наблюдал работу фабрики, производившей смертельные бактерии для истребления человечества. Сатана вздумал совратить Батайля и сделать его содомитом, для чего обратился в девушку великой красоты и потребовал скорой свадьбы. Доктор узнал о готовившейся провокации, когда красотка села за фортепиано и так увлеклась исполнением, что не заметила, как превратилась в крокодила.
____________________________
* Бафомет — в средневековом предании: дьяволица, законная жена сатаны.
** Вельзевул — злой дух, подручный сатаны.

Книга выходила частями с 1892 по 1894 г. Успех её позволил соавторам приступить к изданию иллюстрированного приложения «Ежемесячный обзор: религиозный, политический, научный. Приложение к “Дьяволу в XIX веке”».

Поразительно, но всю эту галиматью читатели XIX в. принимали за чистую монету и ужасались могуществу масонов. Этому способствовало то, что в руки писателя случайно попали списки французских масонов, и в своих книгах он ссылался на реально живших людей, упомянув имена нескольких тысяч уже умерших и ещё бодрствовавших братьев-каменщиков. А в 1888 г. Таксиль издал книгу «Масонская Франция. Алфавитный список имён масонов, их профессии и адреса». В списке было 16 тыс. имён.

Вершиной фантазии Таксиля стала книга «Антихрист, или происхождение франкмасонства», где впервые в истории было рассказано о всемирном масонском заговоре, рассказами о котором уже в наши дни потчует зрителей российское телевидение.

В Диану Воган поверили сразу и все. Никого не смущал тот факт, что женщина отказалась показываться на публике и общалась только со своим приятелем Лео Таксилем. Зато она разрешила публиковать в газетах её рисованный портрет. Со временем карточки с изображением благочестивой Дианы стали продавать во всех церковных лавках католических храмов. Ведь обличительница масонских злодеяний вступила в переписку с несколькими высшими церковными иерархами и показала себя выдающейся благочестивой личностью, знатоком христианского учения и врагом масонства. Сам личный секретарь папы Льва XIII прислал ей папское благословение. А ещё Диана сочиняла духовную музыку, которую было разрешено исполнять в католических храмах.

Скандал достиг своего пика, когда в июле 1895 — апреле 1897 г. были опубликованы частями «Воспоминания бывшей палладистки (мемуары Дианы Воган)». Там красавица впала в экстаз откровений. Оказалось, что после её обручения с Асмодеем, молодожёны совершили свадебное путешествие на Марс. Свадебным подарком невесте князь бесов преподнёс кусочек хвоста льва святого Марка. И т.д.

Пришло время, и Лео Таксиль перешёл все границы разумного. Он инициировал созыв антимасонского всемирного конгресса в итальянском городе Тренто и стал членом его оргкомитет. Тренто знаменит тем, что именно там на соборе в XVI в. католическая церковь осудила и предала анафеме лютеранство, кальвинизм и прочие протестантские верования. Таким образом, масонов приравняли к протестантам.

Конгресс проходил с 26 по 30 сентября 1896 г. На нём присутствовали почти 800 делегатов, 36 из которых были епископами. Делегаты представляли все европейские страны, США, Канаду, Мексику и др. страны. В зале заседаний на переднем плане рядом с изображениями святых отцов был выставлен портрет Лео Таксиля — великого обличителя масонства. В его святости и грядущей посмертной канонизации никто не сомневался. Больше того, на самом конгрессе экзальтированные фанатики поставили вопрос о прижизненном причислении Дианы Воган к лику святых в чине блаженных.

Однако ряд уважаемых делегатов высказали сомнение, как в существовании Дианы, так и в правдивости многих фактов в книгах Лео Таксиля и его соратников. Они потребовали доказательств и главное — потребовали предъявить Диану Воган живьём.

И тогда Таксиль заявил, что Диана Воган согласна выступить перед публикой на пресс-конференции, которая намечена на апрель 1897 г. Это сообщение вызвало грандиозный ажиотаж, особенно в церковных кругах.

Пресс-конференция была назначена на 19 апреля 1897 г. Проходила она в Большом зале Парижского географического общества при огромном стечении народа — собралось множество представителей печати, католического духовенства, просто любопытствующих. Ведь сама дочь дьявола Битру и жена князя демонов Асмодея должна была прочитать обличительную лекцию о злодеяниях масонов. Великая ложа Англии даже заранее прислала протест, заявив, что масоны не имеют никакого отношения к религии и к нечистой силе. Но кто же им поверит, этим масонам!

Зрителей ожидало великое разочарование. На трибуну вышел Лео Таксиль и произнёс длинную примирительную речь. Я особо подчёркиваю, что писатель попытался свести всё случившееся к шутке, в то время как в нашей отечественной литературе обычно пишут о яростном выступлении трибуна-обличителя. Ничуть. Лео Таксиль настаивал на весёлой доброй шутке, обижаться на которую просто глупо.

В кратком изложении он сказал примерно следующее.

«Не сердитесь, преподобные отцы! Да будет вам известно, что никаких описанных мною масонских лож, в которые вы столь искренне поверили, не существует. Зато есть вольнодумец, который без каких-либо задних мыслей и злобных помыслов двенадцать лет прогуливался по камням вашего двора. И этот вольнодумец — я, ваш покорный слуга!..

Мне помогали двое: один, старый друг детства, ему я дал псевдоним доктор Батайль; вторая, мисс Диана Воган, французская протестантка, моя секретарь-машинистка. Они были необходимы мне для этой самой весёлой в истории мистификации… Заметьте, она началась 23 апреля 1885 г. и заканчивается тоже в апреле — 19 апреля 1897 г…

Сегодня я признаюсь в одной из многих моих шуток*. Длилась она двенадцать лет и, видимо, стала последней в моей жизни. Вряд ли представится когда-нибудь ещё одна возможность для подобной игры.
___________________________
* Далее Таксиль перечислил ряд своих проделок, в том числе те, о которых рассказано выше.

Следует признать, что тяжко было с таким багажом моих безбожных писаний втереться в доверие грозным отцам нашей Церкви. Для этого следовало хранить строжайшую тайну моего замысла. Малейшая неосторожность могла сорвать самый фантастический обман современности. Ведь первые годы я находился под строжайшим тайным контролем отцов иезуитов и знал об этом.

Работать в одиночку под таким присмотром было невозможно. Поэтому я занялся поиском первого необходимого мне сотрудника. Им должен был стать кто-то, кто много путешествовал и мог бы со знанием дела красиво рассказать об экзотике других миров. Таковым стал мой старый школьный друг, которого я встретил в Париже — он был врачом во флоте. Мой друг согласился на эту забавную мистификацию сразу. И мы взялись за дело.

Я заставил его прочитать книги о масонах разных авторов. Самой необычной из этих работ является рукопись книги Лео Мёрена, иезуита, архиепископа Порт-Луи на Маврикии. Называется она «Франкмасонство — синагога сатаны». Я был консультантом архиепископа. Однако можно не сомневаться, что архиепископ лучше кого-либо в мире информирован по данной теме! Мёрен стал неисчерпаемым кладезем знаний о структуре еврейских слов, используемых масонами, о символах, ключевых изречениях, масонской вышивке на одежде, о фартуках, шнурах, обрядовых принадлежностях масонов и др.

Когда встал вопрос о женской теме в масонстве, я вспомнил о своей машинистке. Умная, активная, весёлая, элегантная и простая в общении. Из протестантской семьи. Так появилась Диана Воган. Я нанял её за 150 франков в месяц для печатания рукописей на машинке, а также для писания писем от руки. Она вошла во вкус и с моей помощью стала переписываться с епископами и кардиналами, сочиняя всевозможную чушь о сатанистах-масонах. Многое из того вздора, что вы находите в наших книгах, сочинено моей секретаршей...» И т.д., и т.п. Говорят, что речь Таксиль закончил словами: «Лучше смеяться, чем плакать, как учит народная мудрость». Однако это только слухи.

Речь великого «обличителя» масонов была целиком перепечатана ведущими французскими газетами. Публика веселилась, церковь негодовала.

Непогрешимости римского папы был нанесён сокрушительный удар — двенадцать лет ни он, ни его клир не сумели распознать необычного мистификатора, и принимали на веру самую несусветную чушь. Лев XIII спешно издал буллу против Лео Таксиля. Там, в частности, было сказано: «Мы провозглашаем, что отлучаем от церкви и анафематствуем того злодея, который именуется Львом Таксилем, и изгоняем его от дверей святой божией церкви... Да будет он проклят всюду, где бы он не находился: в доме, в поле, на большой дороге, на лестнице, в пустыне и даже на пороге церкви. Да будет он проклят в жизни и в час смерти. Да будет проклят он во всех делах его, когда он пьёт, когда он ест, когда он алкает и жаждет... Да будет проклят он во всех частях своего тела, внутренних и внешних... Да будет он проклят во всех суставах членов его, чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног…»

О секретарше писателя по имени Фифи Лемс, которая выступила под псевдонимом Дианы Воган, никто даже не вспомнил. Забыли святые отцы и о Карле Хаксе — докторе Батайле. Вся их ненависть сосредоточилась на Лео Таксиле.

В предисловии к очередному изданию «Забавной библии» (1897 г.) Таксиль ответил на анафему Льва XIII: «Святейший отец! Говорят, что после 19 апреля сего года вы стали недовольны двадцатым годом своего святого владычества. Неожиданная развязка моей шутливой мистификации, говорят, привела вас в ярость, как какого-нибудь простого смертного. Ну, ещё бы! Осознать, что тебя дурачили на протяжении целых двенадцати лет, и кто! — вольнодумец! — это, разумеется, вещь весьма неприятная для непогрешимого представителя всеведущего и всемогущего Бога…».

Самое поразительное во всей этой истории то, что по сей день невозможно понять, сам ли разыграл Лео Таксиль эту поразительную в своей алогичности комедию или он выполнял задание масонов, верным братом которых тайно оставался до конца жизни. Не понятно, когда он писал правду, а когда лгал. И вообще, что это было в действительности?

В любом случае именно писания Лео Таксиля и его друзей по прежнему составляют основу жутких россказней о злодеяниях вольных каменщиков. «Творцы» обличительной литературы без малейших сомнений из книги в книгу переписывают друг у друга «факты» и «сведения», выдуманные и тщательно обоснованные Лео Таксилем и его друзьями.

После апрельской пресс-конференции 1897 г. карьера Лео Таксиля и в самом деле завершилась. Последние годы жизни он работал корректором в типографии в Со — южном пригороде Парижа и писал книжки на нейтральные темы, вроде «Хорошая домашняя кухня» или «Искусство делать удачные покупки».

Умер Лео Таксиль 31 марта 1907 г. на пятьдесят третьем году жизни. Похоронен под чужим именем на кладбище в Со. Под каким именем? А это и есть последняя загадка весёлого мистификатора.