Нахой. Разгермантизация

Евгений Садков
              Все равны, но некоторые менее равны, чем другие.
                Ван Ли-чжун, альтернативя Джорджу.

                ***

 Вспоминая беды этнических немцев России прошедшего века, мы сразу же: да, да, депортация по приказу Сталина. Не хочу выступать адвокатом дьявола, тем более-от Великого Нахоя, но есть же более ранняя аналогия. И как видится лично мне, даже более циничная. Начинала-то историческую "прививку" одна "немка", а "обрезка" совершена в присутствии другой.

 Поясню, если они читают, для "параллельных". Во второй половине XVIII века Екатерина II, урожденная София Ангальт-Цербская инициировала переселение европейцев в Россия. "Волна" не первая, но одна из "крутых". В массовке больше людей "от сохи". Судя по всему, Императрица хотела "убить пару зайцев": экономическая и военная защита "подбрюшья" Империи, увеличение ВВП, освоение неведомых пока России социальных отношений.

 Несомненно, следующий век показал эффективность эксперимента. Бурный рост новых колоний привлек не только наших царских особ, но даже Наполеона. Не шучу. При захвате им Москвы, были разграблены склады и магазины сарептских предпринимателей. Думаете, на сколько? На полмиллиона ТЕХ рублей!  Одна эта сумма говорит о динамике экономического развития "немецкого" Поволжья.

 А теперь к монархической "обрезке". Она шла в присутствии другой венценосной "немки", Виктории Гессен-Дармштадской. Той самой Александры Федоровны, Императрицы Всероссийской, поклонницы Распутина и четырехконечного загнутого креста.

 Вот такая монархическая закольцовочка, с предвидением более серьезных испытаний для бедных потомков колонистов.

 В предыдущей заметке упомянул гернгутеров Сарепты, части которым накануне Первой Мировой удалось "ускребстись" в Канаду. Указываются разные мотивировочные причины такого поведения. Но не это главное. Думаю, они, как обособленная группа верующих, спасли не только души, но и будущих своих детей.

 А вот другим этническим немцам России в 1914 году повезло меньше. Очередная война, уже более цинично-техническая, погнала народную волну ещё дальше. К началу Первой Мировой в российской Империи проживает два миллиона "немцев".

 Через два дня после  вступления России в мировую бойню, министр МВД Маклаков прямо заявляет, что "пора покончить с позой сентиментального уважения к закону". Речь идет не только о поданных иностранного происхождения, но больше-о их капитале.

 Через два месяца слова Маклакова "овеществляются".На территории Империи вводится запрет на право владения, пользования и приобретения недвижимого имущества "неприятельскими поданными".

 Дальше-больше. Уже по живым душам. Эстафету у Маклакова перехватывает сам Император:

 -Отчего много у вас немцев? Обратите внимание, что надо это выяснить. Я приказываю всех выслать. Мне это всё надоело!

 Уж не относится ли последнее предложение к уже охмуренной Распутиным супруге? Немка же. Или "замес" больше пока касается простых землепашцев?

 Так или иначе, но поволжским немцам все же повезло больше. Их соотечественников, проживающих в западных  приграничных районах, стали депортировать в глубь страны. Более полумиллиона человек подверглись принудительному переселению. Условия войны не располагали по отношению к ним "президентскими грантами" Екатерины II.

 С поволжскими чуть другая история. Их депортация была запланирована на семнадцатый год. К этому времени пятьдесят тысяч мужчин-колонистов уже были на фронте. Естественно, против своих бывших соотечественников. Действовало негласное правило: в одном подразделенье не более трех "немцев". Естественно, большинство из них подвергалось дискриминации, равной отношению к военнопленным.

 Это не могло сказаться на настроении. Тем более, после редких весточек из дома. Там тоже не все было гладко. Крестьяне Поволжья требовали передать им освоенные колонистами земли.

 Лишь большевики, успешно проводя агитацию, "поимели" всех. Знали бы колонисты, в какой очередной кровавый передел попадают!

 Кстати, о топонимике. Нет, Великий Нахой во времена Первой Мировой остался таковым. А вот соседнему Екатериненштадту, вслед за Санкт-Петербургом, повезло меньше. Они стали называться более "патриотично". Но по сравнению с людскими испытаниями, это такая хрень, что и упоминать не хочется.

 Постскриптум.
 Извините за "неуклюжее" слово в заголовке. Нет, не Нахой. Это святое. Второе. Как мне слышится, оно отражает вакуум, более духовный, возникший в нашем обществе накануне Октября. Впрочем, это касается не только "борьбы с неметчиной"...

 И не только той...

 На фото из интернета депортация этнических немцев с прифронтовых территорий.