История Иверской иконы Богородицы

Эмма Веденяпина
История Иверской иконы Богородицы

Иверская икона Богородицы одна из самых прославленных в мире икон. Она была самой любимой иконой москвичей.
Эта икона – покровительница России. Она таинственно связана с конечными судьбами мира.

Храм в честь Иверской иконы находится в Москве на ул. Большая Ордынка, З9. Проезд: метро «Третьяковская», далее пешком, не переходя дороги по нечетной стороне, за храмом св. Николая Чудотворца.

      Иверская икона Богородицы появилась довольно поздно: в 999 году.
Первый образ Божией Матери написан в первом веке евангелистом Лукой на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Этот образ прославлен в России как Владимирский. О нем известны слова Богородицы: «С сим образом благодать Моя и силы да пребудут». К первому же веку относится появление нерукотворенного образа Пресвятой Богородицы в храме Лидды (в Самарии).
Произошло это так. Святые апостолы Петр и Иоанн во время успешной проповеди в Самарии усердием новообращенных воздвигли храм во имя Пресвятой Богородицы и, вернувшись в Иерусалим, умоляли Ее  освятить этот храм Своим присутствием. На это Она ответила: «Идите и радуйтесь: Я буду там с вами». Апостолы отправились в Лидду и, придя туда, обнаружили на одном из внутренних столпов храма неизвестно кем и как нарисованный образ Пресвятой Девы с необычным искусством и точностью. Вскоре и Она  Сама прибыла туда и даровала Своему образу благодать и силу чудотворения.

Об Иверской иконе известно следующее. В 1Х веке икона находилась в храме,  построенном благочестивой вдовой рядом с ее домом, близ Никеи, пригорода Константинополя, в Малой Азии, там, где прошли два Вселенских собора: первый - в 325, седьмой – в 787 годах.
 
Иконоборцы, посланные уничтожать святые иконы (при императоре Феофиле, 829 – 842), пришли и в это место. Один воин ударил копьем в образ Богородицы в правую щеку, и тотчас из пораженного места потекла кровь. Потрясенный воин  в раскаянии упал на колени перед образом. Отрекшись от ереси иконоборчества, впоследствии он стал подвижником. Вдова же, стремясь спасти икону, умолила других воинов подождать до утра, пообещав деньги. А сама со слезами и молитвою отнесла икону к морю и опустила ее на воду. Икона не легла на поверхность, а стоя прямо, удалилась на запад.
 
Сын вдовы стал афонским монахом и рассказал братии об иконе, пушенной его матерью по воде. Прошло полтора века. 31 марта 999 года монахи Иверского монастыря увидели в море огненный столп, доходящий до неба. В основании столпа находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но по приближении иноков икона удалялась. После усердной молитвы Пресвятая Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу Грузину и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, выйдя в море, иди смело по волнам, тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Старец безбоязненно ступил на воду и пошел по ней, как по суше, не замочив стопы, и сподобился принять на руки чудотворный образ. Его поставили в часовню на берегу моря, специально устроенную по этому случаю, и три дня совершали молитвы перед этой иконой. Потом перенесли ее в соборный храм обители и поставили в алтаре. На берегу, где находилась икона, открылся источник чистой сладкой воды. Икону же на другой день не обнаружили там, где ее поставили накануне. Нашли ее над монастырскими вратами. Иноки опять перенесли ее в алтарь. Но она опять оказалась над вратами.

Так продолжалось несколько раз.
Тогда Пресвятая Дева явилась преподобному Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, больше не искушали Меня. Не для того Я прибыла, чтобы   Меня охраняли, но чтобы Я охраняла вас. Доколе икона Моя  будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего  к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, в которой чудотворная икона пребывает и поныне, поэтому икона называется Портаитисою, то есть Вратарницей.


 В истории Иверского монастыря есть множество случаев чудесной помощи Богоматери. Она избавляла обитель  от варваров, чудесно восполняла запасы пшеницы, елея и вина, исцеляла больных. Однажды мусульмане приплыли в Афон и опустошили обитель. Грузинские иноки закрылись в монастырской башне и слезно молили Пресвятую Богородицу перед Иверской иконой о защите. И вдруг поднялась страшная буря и уничтожила все корабли разбойников, кроме того, на котором находился их предводитель. Пораженный чудом, он раскаялся, просил монахов молиться о прощении его грехов и принес многие дары на восстановление обители.

В книге «Посмертные вещания преп. Нила Мироточивого» собраны пророчества, данные в начале ХХ века, в том числе и о большом отступлении от веры в 1917 году. В этой книге судьба Афона прямо связана с пребыванием Иверской иконы на Святой горе: «До тех пор, пока Царица Спасения (то есть Иверская икона) будет находиться на Афоне, не покидайте и вы Святой горы. Но когда Царица Спасения удалится с Афона, тогда и монахи должны будут оставить это место, ибо оно будет обречено на погибель», - наставляет афонских монахов преп. Нил.

Почему икона называется Иверской и почему она связана с Афоном? Ответ на эти вопросы находим в земной жизни Пресвятой Богородицы. В 44 году Ирод Агриппа начала преследовать христиан и обезглавил Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, арестовал апостола Петра и хотел предать его смерти. Апостолы, с соизволения Божией Матери, решили оставить  Иерусалим и  отправиться для апостольского служения в разные страны. Они кинула между собой жребий – кому куда идти, и Пречистая Богородица пожелала иметь в этом участие. Ей досталась земля Иверская, ныне Грузия. Матерь Божия стала готовиться к тому, чтобы отправиться туда, но ангел возвестил Ей: та страна просветится позже, а Ей нужно остаться в Иерусалиме, так как ей предназначен труд просвещения другой страны, о которой воля Сына и Бога Ее объявится в свое время. Так Она осталась в Иерусалиме с Иоанном и Иаковом, сыном Иосифа-Обручника.

На острове Кипр жил в то время Лазарь, чудесно воскрешенный Господом после четырех дней смерти. Он был епископом Кипра и давно сокрушался, что долго не видит Пресвятую Богородицу. Сам он не смел появляться в Иерусалиме ввиду гонений на Церковь. Матерь Божия написала ему утешительное послание с просьбой прислать за Ней корабль. Лазарь, получив послание, немедленно с радостью снарядил корабль, на котором  Матерь Божия с Иоанном и некоторыми другими спутниками отплыла к острову Кипр. Но недалеко от Кипра вдруг подул сильный ветер, и корабль унесло в сторону от острова. Увлеченный бурею в Эгейском море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и пристал к берегу горы Афон.

Пресвятая Дева вышла на берег неведомой Ей страны. На Афоне тогда среди идольских капищ возвышался огромный  храм Аполлона. При приближении корабля, на котором была Богородица,  злые духи, находившиеся в статуях, «заговорили», понуждаемые высшею силою: «Люди, обольщенные Аполлоном, спешите сойти с горы, идите в  Климентову пристань встретить и принять Марию, Мать Великого Бога Иисуса!» После этого статуи разбились, а злые духи удалились. Народ устремился к берегу моря. Язычники с трепетом внимали словам Пресвятой Девы и пожелали немедленно принять святое крещение. Святая Проповедница совершила немало чудес, которые укрепили веру новокрещеных.

Перед отбытием Она сказала:
-  Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Я буду заступницей этому месту  и теплая о нем ходатаица пред Богом! Да почиет благодать Его на месте этом и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего!»
После этого Она отплыла на Кипр.

Первый удел Богородицы - Иверия – не остался без участия. Матерь Божия явилась во сне святой Нине, будущей просветительнице Грузии, и вручила ей крест из виноградной лозы со словами:
 -    Возьми этот крест. Он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в землю Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе покровительницею.

Равноапостольная Нина достигла Иверии около 219 года. Ее ревностная проповедь, подкрепленная множеством чудес и исцелений, привела к тому, что в Грузии укрепилось христианство.

В 965 году Торнике Эристави, в монашестве Иоанн, полководец грузинских царей Баграта и Давида Курапалатов, с группой грузин прибыл на Афон и в 980 году около места, к которому приставал корабль с Божией Матерью, основал Иверский монастырь. Сюда и явилась через 19 лет Иверская икона, покровительница Грузии и Афона.

В 1Х веке образовалось древнерусское государство. В конце Х века просвещается светом Христовым и Русь, именуемая в Библии: Рошь (буквально: глава, вождь), а в тексте пророчества Иезекииля ХХХУ111, 2, 3, ХХХ1Х, 1 означает скифский народ, живущий севернее Крыма, между Каспийским и Черным морями. В 988 году принял крещение великий князь Владимир, за ним крестилась вся Русь, усвоившая себе звание «Дом Пресвятой Богородицы». Великий князь Владимир крестился в Херсонесе (рядом с современным Севастополем), территориально – между Грузией и Грецией (Афоном).

В конце Х11 – начале Х111 веков в Греции правила царица Тамара. Ее мужем был Юрий, сын великого князя Андрея Боголюбского. Тесными связями были связаны Русь и Грузия. В 1586 году грузинский царь Александр обратился к царю Федору Иоанновичу с просьбой принять Грузию под свое покровительство. Через два года митрополит Иов ответил грузинскому царю, что русский царь  «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку». Царь и патриарх посылали в Грузию материальную помощь и духовные послания.

В 1783 году после молебна в ныне действующей церкви святителя Николая в г. Георгиевске на реке Подкумок был подписан трактат о добровольном прннятии Грузией покровительства России.

В Х1Х веке Грузия полностью вошла в состав  России, в которой к тому времени был уже знаменитый удел Божией Матери: Киево-Печерская лавра, основанная в Х1 веке. Появление этого духовного центра было предсказано апостолом Андреем, посетившим эти места в первом веке. В России же находится и последний, четвертый удел Богородицы – Дивеево. Там, в Нижегородской губернии, расположен Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Слухи о чудотворном Иверском образе Богоматери через паломников распространилась по России. Архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию во время его пребывания в Москве с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы. Позже архимандрит Пахомий описал, как создавалась эта  копия чудотворного образа.

«Собрав всю свою братию 365 братов, и сотворили весьма великое молебное пение с вечера до света, и освятили весьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитису (Вратарницу), и в великую лохань ту святую воду собрали, собрав, паки обливали новую цку (доску), что сделали всю из кипарисового дерева, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили  святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы тот, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».
Иконописец употреблял пищу два раза в неделю, в субботу и воскресенье, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та икона (новописанная) не разнится ничем от первой иконы: ни длиною, ни шириною, ни ликом».

13 сентября 1648 года икона была привезена в Москву и торжественно встречена жителями столицы у Воскресенских ворот, рядом с современным Историческим музеем на Красной площади. Во главе встречающих были патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. На месте встречи иконы в 1699 году была построена Иверская часовня (разрушена в 1929 году, а ранее -27 апреля 1922 года – газета «Правда» сообщала, что 26 апреля того года из часовни были изъяты золотая риза с иконы весом более пуда, пять пудов серебра, два необыкновенных изумруда, 27 бриллиантов и много иных драгоценных камней. Ныне Воскресенские ворота и Иверская часовня восстановлены).
 
Принесенная икона получила название  Московской Иверской. В Москве чрезвычайно распространилось ее почитание. Она вошла в обиход Москвы, слилась с ее бытом. Поучительный пример подавали высочайшие особы, которые по приезде в Москву прежде всего навещали часовню, молясь перед образом и прикладываясь к нему. Весной 1896 года в Москве состоялась блистательная коронация императора Николая 11 и императрицы Александры Феодоровны. Это было величественно и незабываемое по красоте торжество. Сначала император с царицей-матерью и государыней проследовали к Иверской часовне, чтобы поклониться чудотворному Иверскому образу Богородицы.

С раннего утра и до поздней ночи множество людей приходило поклониться святыне и перед ней о своих нуждах, поблагодарив о заступничестве, отметив его тем или иным даром, многие представители крупных московских фирм не начинали свой рабочий день, не навестив Иверскую. Редкий учащийся не приходил сюда перед экзаменом. Даже хвалящиеся своим неверием потихоньку от знакомых приходили сюда. Кроме того,  икону постоянно возили по домам, даже и ночью, так что святыня никогда не бывала без большого числа людей перед ней.

Став патриархом в 1652 году, Никон сразу задумал устроить на острове Валдайского озера обитель в честь Иверской иконы по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы для создания новой копии чудотворной иконы и для снятия точного плана Иверского монастыря. В 1653 году был основан Валдайский Иверский Святоезерский Богородицкий монастырь. В декабре 1656 года сюда была привезена новописанная Иверская икона.

Первое чудо от нее совершилось уже в пути. Иноки, несшие икону, не имели чем заплатить за переправу мусульманам и уже были готовы вернуться на Афон, но явившаяся им в сонном видении Пресвятая Дева успокоила их. В ту же ночь Она явилась богатому греку Мануилу и повелела ему переправить через Дунай благочестивых путешественников и защитить их от бесчинств турецкой стражи, что он и совершил, а позже отказался от богатого дара, присланного патриархом, и был чрезвычайно награжден Богородицей. В монастыре на Валдае икона хранилась в великолепной золотой ризе, украшенной драгоценными камнями.
 
Икона – апостол. Так прославилась икона на Северном Кавказе. Об этом читаем в служебном документе – в годовом отчете св. епископа Игнатия Брянчанинова о состоянии Кавказской епархии за 1858 год. Епископ подробно описал состояние городов, храмов и жителей. Описывая город Моздок, прежде бывший местом пребывания епископа Моздокского и Маджарского, св. Игнатий сообщает:
«За городом, на противоположном кладбищенской церкви конце, находится деревянная церковь Успения Божией Матери. В ней за правым клиросом в киоте присутствует древняя чудотворная Иверская икона Божией Матери. Исторические сведения о сей иконе имеются следующие. В двенадцатом столетии знаменитая царица Тамара по кончине своего супруга Георгия Андреевича, сына Андрея Боголюбского, вступила в брак с князем осетин. Вместе со своею рукою она оставила князю и его народу христианство. Благочестивая царица не щадила ни трудов, ни издержек для водворения и утверждения святой веры между осетинами.

Предание утверждает, что одни из развалин в Карталинском ущелии составляют остаток храма, в котором помещалась и хранилась Иверская икона Божией Матери, драгоценнейший дар боголюбивой Тамары осетинскому нарду. Два раза храм был разрушен до основания пожаром, и оба раза икону Божией Матери  находили целой. Шестьсот лет икона пребывала в Карталинском ущелии. В конце прошлого столетия магометанство при посредстве турецких миссионеров вторглось в Кавказские горы. Оно уничтожило между народами горскими то слабое христианство, которое еще держалось между ними,  осетины склонились к исламу, подобно прочим горцам. Но они, как и все горцы, не сделались настоящими магометанами.  Алкоран им неизвестен по незнанию арабского языка. Неизвестен он самим муллам горцев. Во время проповеди магометанства между горцами  в конце прошлого столетия икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов, сохранила их верным посредством дивных знамений.

Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить через Терек и селиться близ Моздока. Вследствие повторенного приглашения в 1793 году партия горцев накануне Преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздок, имея с собой икону Богоматери. Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город.

Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес Ее в собор, предполагая здесь представить иконе почетное место. Но  Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе (так называется двухколесная телега горцев). Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте, впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери.

Икона имеет 1 аршин и 12 вершков вышины, 1 аршин и 7 вершков ширины. Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что она покрылась копотью во время вышеуказанных пожаров в ущелии Карталинском. Черты лика Божией Матери на иконе – строгие, характер письма грузинский. Иконописец Тамары, по преданию, приуготовлялся к написанию иконы сорокодневным постом и сорокодневными молитвами.
Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-мусульман. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, над нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенных получившими исцеления. Многие мусульмане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство, весьма многие магометане, по той же причине питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Икона – апостол.

Точно! Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя и свидетельствуя христианству – знамениями».
Иверская икона прославилась очень многими чудесами.
Слава о ней и почитание ее распространилось по всей Русской земле. Много списков было сделано с нее.
 
В 1907 году в Харбине, в Манчжурии, была построена церковь в честь Иверской иконы. Русское сердце не могло смириться с утратой Иверской часовни в Москве в 1929 году, и тогда в Харбине, в ограде св. Николая Чудотворца, воздвигли часовню – точную копия разрушенной московской часовни. Позже в нее перенесли знаменитый чудотворный образ св. Николая с Харбинского вокзала. В 1966 году собор и часовня были уничтожены в ходе «культурной революции» в Китае.

На другом конце земли, в Сербии, изгнанные русские беженцы, не имея средств к существованию, тем не менее озаботились возведением в Сербии часовни для Иверской иконы, совершено подобной той, что была разрушена в Москве. В 1931 году с помощью всего сербского народа часовня была воздвигнута в Белграде. Икону для нее вновь написали афонские иноки и прислали ее в дар.

24 ноября 1982 года начал мироточить и не переставал источать миро список афонской Иверской иконы Божией Матери. Этот список был изготовлен монахами бедного греческого скита на Афоне, занимающимися иконописью. В отличие от других, этот образ они не продавали, так как он был первым изготовлен ими. Но один из паломников – Хозе (Иосиф) Муньос - уговорил, убедил игумена отдать ему икону, и тот, в конце концов, согласился.

 Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист – и икона замироточила! Затем мироточили фотографические снимки с нее. Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем. Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее. За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет  в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе.

25 октября 1995 года в Москву прибыла Иверская икона, вновь написанная на Афоне специально для России. Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой. Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной. Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех  Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен. Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы.

Вот и вечерня уже отошла. Шестопсалмие. И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее? Иные пытались упасть на колени – их поднимали – нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением. И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды?

Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся.

Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин. Но в этот раз явно преобладали мужчины. У многих из-под распахнутых от жары пальто были видны наперсные кресты.
Когда начали подходить прикладываться к иконе, вдруг весь народ сильно подался вперед и резко потеснил стоящих впереди. Раздались крики: «Двери! Двери! Откройте двери!» Имелись ввиду южные двери храма, через которые можно было бы выйти из церкви. Тут же появился омон, толпа быстро была разделена на части, все вздохнули свободно, и стало понятно: что не только южные двери имелись ввиду, а те Двери Небесные, которые открывает Вратарница: «Двери райские верным Отверзающая» - поется в молитве к Ней. Именно о тех Дверях мы умоляем Царицу Небесную, прося Ее снисхождения к нашим слабостям и заблуждениям.

На следующий день икона крестным ходом была перенесена в Иверскую часовню, восстановленную у Воскресенских ворот, также возведенных в очень сжатые сроки. Теперь каждый, как и раньше, может навестить Иверскую икону в ее собственной часовне на Красной площади. Афонская Вратарница стала вновь Московской Вратарницей.

Чудеса от иконы не иссякают. В селе Нижняя Байгора Верхнехавского района Воронежской области в течение нескольких дней совершалось благоуханное истечение мира от Иверской иконы, о чем свидетельствует настоятель храма  протоиерей Кирилл Мелешко. «Утром 24 февраля 1996 года я выехал из Воронежа в село Нижняя Байгора в ста километрах от Воронежа в сторону Тамбова. Когда в половине четвертого я подошел к храму, меня встретили люди со словами: «Батюшка, наша икона Божией Матери «Иверская» вся залита миром». Я вошел в алтарь, облачился и подошел к святой  иконе. Весь образ (размер 76 см на 1 метр 10 см) источал благовонное миро, в храме и по сей день стоит этот неизреченный аромат. Миро истекало потоком и заполнило на святой иконе все углубления. Была полна даже выемка от выпавшей скрепы. Я отслужил молебен, взял стручец и помазал себя, и все люди просили, и я и их мазал от иконы.

 Всенощная шла своим чередом. Под святую икону мы положили белое полотенце, и оно впитывало святое миро. Так продолжалось до конца службы. Утром 25 февраля чудо продолжалось. В понедельник 26 февраля мира стало меньше. Оно истекало из-под венца, и много было крупных росинок на челе Божией Матери. Во вторник 27 февраля миро истекало точками по всей иконе. А в среду – еще поразительнее: вся икона высохла, а из глаз потекли источники святого мира. Весь народ дивился!»

Тропарь
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая, // и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Ин тропарь, глас 1:
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти;, вопиющи:/ слава Тебе;, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде, // слава правошествию Твоему, Едина Нетленная.

Кондак
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя;, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть Хранительница Афона/ и Вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в Православней Российстей стране // чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Молитва

Совозсия днесь Свету Воскресения свет чистыя иконы Твоея, / обоя весело торжествующе вопием: // сохрани раб Твоих благодатию, Владычице.

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.