Царциата- этническая субстратная память народа Ир

Асланбек Бязыров Уархаг
КОР. Асланбек Александрович, Вы сделали попытку этимологизации этнонима Царциата, т.е. сказали «а» («Дуальный характер архаичной осетинской идеологии. Часть 1. Царциата- носители идеологии мира и равноправия?»)… как насчёт «б», если представить, что речь идёт о сути самих легенд?
А.Б. Более детальное ознакомление с легендами повергает человека в изумление, но давайте всё же по порядку
    Итак, что же из себя представляют легенды: во-первых, как писал сам автор этого сборника Федар Токазов, это, в начале, информация, носящий космогонический характер, во- всяком случае прослеживается параллель с зарождением планетарной системы  нашей звезды (Солнца). Вот коротко из Википедии: «… формирование Солнечной системы началось около 4.6 млрд. лет назад с гравитационного коллапса небольшой части гигантского межзвёздного молекулярного облака Большая часть вещества оказалась в гравитационном центре коллапса с последующим образованием звезды-Солнца. Вещество, не попавшее в центр, сформировало вращающийся- вокруг него протопланетный диск, из которого в дальнейшем сформировались планеты, их спутники, астероиды и др. малые тела Солнечной системы».
    «У;д Хур см;сты ис. Адз;ф бандоны ныцц;вы ;м; хур;й къ;рт ф;хауы, уыцы  къ;рт ф;хауы, уыцы къ;ртты М;й уд бауадзы ;м; мигът; равзарынц. Ныры мигът;  М;йы ц;ссыгт; сты. Мигът; с;хи лабур;г ск;нынц ;м; сыл Хуыцау стыр къуыбар рахсы. Къуыбар мигъ;ртах;й ан;рсы ;м; дзы З;хх равз;рди» (гл. 1 стр. 9 «Царциаты таурагът;» Дзауджыхъау, 2007)
«Разозлилось Солнце. Ударил Адзафбандон («Непорочное сиденье»- дающий восседающему определённые права») и от Солнца отпал кусок, падает этот и вздохнул в него Месяц душу и возникли облака. Нынешние облака Месяца слёзы есть. Облака рвутся и кинул в них Бог большой кусок . комок от влаги облаков разбух и зародилась Земля»- это- во-первых. Во-вторых, столь же приближенно описано появление, сначала примитивных существ, затем животных, а позже человека т.е. налицо соблюдение правил очередности в биологическом развитии, ну, и т.д. и т.п.
КОР. Как такое могли знать люди в древности?
А.Б. Не будем впадать в буйный креационизм или ссылаться на трансцендентность, или, более того «винить» инопланетян.
    Человек древности был эмпириком с развитым ассоциативным мышлением. Вполне земные явления, например, некоторые сухие вещества при, попадании на них чего-либо влажного и всё это приводящее в движение, скажем, ветром, могут скатываться в нечто шарообразное, ну, а затем подобное ассоциативно экстраполируется на иной объект для объяснения уже более глобального явления.
  КОР. А что ещё помимо космогонии неожиданно- шокирующего в текстах?
А.Б. Описание палеолитического (мезолитического) уклада жизни родов: Л;г цыди з;ххыл, куы иу ран, куы анд;р ран ;рбынат к;ны. Й; цард цуан;й, Хуцау разд;р к;й ;сфм;лдыста, уыцы фос;й, к;м дыргъ ;м; халсар бахордта .Уыцы л;г кодта рацу-бацу, ома кодта ц;рддзу цард»-«Человек шёл по земле, то в одном месте, то в другом месте останавливался на постой. Его жизнь связана с охотой (на тех( прим.авт.), Бог раньше кого произвёл, на ту скотину, где фрукты или овощи кушал. Этот человек ходил туда-сюда, т.е. кочевал» (гл. 1, стр. 11)- это времена присваивающей экономики. «Ардыг;й равз;рди Царциатты мыггаг» «Отсюда зародился род Царциат» ( гл. 1 стр. 11)- это говорит об очень большой хронологической глубине.
    Есть и указания на особенности того сапиентного состояния. Археология иногда встречается со следами каннибализма, отсутствием не то, чтобы моногамной семьи, но и других её форм ( полигамной, кровнородственной, полунуальной ), со случаями инцеста: «Бир; цъммар агъд;утта цыди Царциат;м: се хс;н л;г ;м; ус н; уыди, мад й; лаппуйм; задис, хо йе фсымарим;, фыд й; чызгима. Фосау арвыстой хъуыдаг» (гл. 51 стр. 224) «Много отвратительных обычаев было у царциат: среди них мужа и жены не было, мать от сына рожала, сестра от брата, отец от дочери. Уподоблялись скоту.»
КОР. А к какому времени такое можно отнести?
А.Б. Предположительно, если иметь ввиду относительную частоту таких случаев, то это, как минимум, средний палеолит, хотя и в верхнем, тоже, могли быть подобные, но единичные случаи. Да, что там говорить, и в наше время такое случается.
    Конечно со временем приобретённый опыт ( рождение неполноценных детей) поставит табу на инцест. Позже люди запустят процесс брачных игр, например, два или три соседствующих ( матрилокальных) рода, при отсутствии института семьи, обмениваются биологическим материалом с целью получения полноценного здорового поколения. Кстати, впоследствии эти два-три рода трансформируются во фратрию.
    Реликты этой архаики можно было, до недавнего времени, наблюдать у северных народов, когда случайно забредшего путника реализовали в роли носителя биоматериала, в тех же целях. А у горских народов (автохонов) рядом с гостем укладывали девственницу (иногда и не совсем), конечно, это интерпретировалось как уважение, но, полагаю, понятно… реликтовая инновация перешедшая в традицию.
    И ещё в пользу большой хронологической глубины: «Бир;т; сырдт;й арты афизон;г сты. Ц;рддзой сыл х;рыныл с;цыди ;м; й;м х;рзад ф;кастысты» (гл. 3 стр.18) «Многие из животных в огне сжарились. Цардзой начал их есть и они вкусным показались» Т.е. он впервые попробовал жаренное мясо- начало применения огня в трофической цепи… как минимум- это средний палеолит.
    Далее: «Бонв;рнон м; саг;й физонджыт; акодта сугт; к;р;дзийыл ав;рдта, й; кухт;- ацагъта, ф;л; с; зынг нал рахаудта» (гл. 4 стр. 24) «Бонварнон оленину к жарке (шашлыку) подготовила, дрова друг на друга положила, ладони друг об друге потёрла, но искры не получила»- метод получения огня палкой, зажатой между руками, путём вращения его острия в выемке сухой деревяшки.
«У;ларвон дур;й арцъыкк;хсон скодтой…» (гл. 4 стр. 25 «С небесного камня огниво сделали»
«Высекание огня при помощи кремня и металла, появившееся значительно позднее других способов добывания огня, продержалось вплоть до появления спичек» («Техника первобытного общества». Камардин И.Н. 2006 с.20)
    Есть ещё пара свидетельств в пользу палеолита –мезолита: «C; цард уыд цуанай сема цардамал кодтой Царциата» (гл. 22 стр. 93) «Жизнь зависела от охоты и промышляли этим Царциаты».
    «У;д равз;рстой р;сугъд бынат ;м; дзы р;сугъд халагъуд» ыскодтой, залмы сыфт; ;м; й; сырды ц;рмтт;и сф;лдыстой»  (гл. 3 стр. 21) «Тогда выбрали красивое место и красивый шалаш сделали, из лопуха и животных шкур сотворили»
КОР. Глава 51… а что, разве не в какой-то логической последовательности идут события в изложении?
А.Б. Нет, особо строгой последовательности почти нет, да и не совсем это важно. Вот что неожиданно, так это информация о расах или, точнее, о расовых признаках: «Нагъуы ц;уы хурыск;с;ны рд;м…м;н; дисс;гт; уынын: ай м; саустъ;лф къ;была куы у, ноджы ма сау байраг, а л;ппу д;р Хураны саухил л;ппу у…» (гл. 11 стр. 51) « Нагу идёт на восток… Вот удивительное вижу: это мой черно отмеченный щенок же есть, ещё мой чёрный жеребёнок, а парень тоже Хурана черноволосый сын есть…»
    Я вынужден извиниться за буквальный перевод, чтобы не нарушить оригинальность текста. «Нагъуы ныр й; ф;ндаг скодта хурныгуыл;ны рд;м… Бурхил л;ппу сыстади, к;сы Нагьуыма…» (гл. 11, стр. 51)  «Нагу сейчас свою дорогу сделала (направила прим.авт.) на запад… Желтоволосый (светлоголовый блондин прим.авт.) парень встал, смотрит на Нагу…»
     «Нагъуы дыуу; лаппуйма, дыууа байрагим;, дыуу; къ;былаима рарасти цагаты б;сты рд;м… адон м; урс стъалф къ;был;, н; урс байраг ;м; Хураны урсцъар лаппу куы сты» (гл. стр. 52) «Нагу с двумя парнями, двумя жеребцами, двумя щенками направились на северную страну ( область, территория прим.авт.)… это же мои бело отмеченный щенок, белый жеребец и Хурана белокожий сын есть». «Нагъуы д;р м; ссарг; л;ппутим; рарасти хуссары б;стам» (гл. 11 стр. 53) «Нагу же с найденными парнями направилась в южные края (область)».  Четвёртый сын Хурана не имеет чётких внешних признаков, но вот щенок и жеребёнок имеют определённый признак- «г;р;м»- пёстрый, полосатый. С определёнными оговорками можно согласиться, что это признак метисации. В Малой и Передней Азии метисированное население преобладало ввиду непрерывных миграций с разных сторон.
КОР. Насколько мне известно, из научной литературы, распространение человека современного вида, в основном, шло через Кавказ. Может это отразилось в легендах?
А.Б. Безусловно согласен, единственное, что хотел бы подчеркнуть; два расовых признака Homo sapiens приобрёл в северной Евразии. О монголоидности и причинах его возникновения я писал в статье «Осетинское бор, бырын, бырон- как показатели геолокализации ностратической макросемьи»

КОР. В работах отца и сына Болатовых «Кто есть кто в Нартском эпосе?» поднята тема металла, в основном железа (стали). Даются секреты технологии обработки и т.д., а что в легендах?

А.Б. Тоже есть. И не только про железо и сталь, но и про медь, бронзу. Это всё объяснимо, потому, что, если «Нартский эпос» начинается с конца бронзового века, в основном, хотя последние исследования эпоса отодвигают хронологию до неолита, я имею ввиду информацию о Чатал-Хююке, и тем не менее
    А теперь по существу вопроса: «У;д Царциат; ф;цыдысты ;м; Нагъуылл;йы ;рхуы м;сыджы бакодтой…» (гл. 19 стр. 85) «Тогда Царциата пошли и Нагуллу в медную башню завели…(заточили прим.авт.). А вот по технологии закаливания: «У; цилхъыты зынджыты сихсут ;м; сойы с;вдулут. Уыдон стыр кафты ;рцахстой, сой с; рауагътой, с; цилхът; зынджы сихсийын кодтой ;м; с; к;фты сойы нытътъыстой. Сыгъд;г болат фестадысты с; цилхъыт;» (гл. 20 стр. 86) «Ваши  цилхи? ( прим.авт.) в огне накалите и в масле прополоскайте. Они большие кафы (возможно белуга, осётр и т.п. прим. авт.) поймали, жир из них выпустили, свои цилхи в огне накалили и в кафьи жир отпустили. Чистый булат сделались их цилхи»
    Сказано и о проникновении или, во всяком случае, о возможном направлении, откуда могла прийти технология металлообработки: «Гуымирт; нал суагътой Х;тгары… Й; с;р ын куырдадзы ;ртгомм; бадартой, куынц ;сдымдтой, ;м; Х;тгары с;р арты басыгъд» (гл. 30 стр. 147) «Гуымиры («Киммеры». Бязыров А.Х. д.ф.н. «Нарты таурагъты истории» Ордж. 1993 стр. 69) не освободили Хатгара… Голову его в кузнице к огню придвинули, меха надули, и Хатгара голова в огне сгорела»
КОР. Я вижу одно противоречие. Царциата жители гор, откуда осетровые?
А.Б. Дело в том, что осетровые, ещё до революции (1917) доплывали до с.Кобан. Об этом мне говорил мой отец. Он был 1907 г. рождения и в детстве жил в с.Ардон.
    Или вот ещё:-«Бонв;рнон з;гъы Ц;рддзой;н:
-Адон д;у афт;м;й н; ныуадзысты, ф;лтау бавд;л, ;м; де’рвон дур;й ;фс;н фатфындзт; сараз, цы м; дзы аззайа, уым;й- цилхъ, у;д дын ныцыуал к;ндзысты» (гл. 4 стр. 28) «Бонварон говорит Царддзою:
-Они тебя так не оставят, лучше возьми и небесный камень и железные наконечники сделай, что ещё  останеться, с него- цилхъ (секира)»
    Однозначно, здесь речь идёт о метеоритном железе.
КОР. Медно- каменный век (энеолит), медный, бронзовый, железный… что был какой-то порядок, очередность использования или…?
А.Б.  Нет конечно. Металл люди знали с палеолита: «Собственно металлургического производство т.е. процесс извлечения (экстракции) металлов из руд, берёт своё начало в эпоху «неолитической революции» 1 (10-6 тыс. лет до н.э.), когда человечеством была освоена технология термической обработки изделий. Первыми такими изделиями были керамические, а первым термическим агрегатом- костер без принудительного дутья, обеспечивающий температурный уровень 600-700°C с этого момента начинается постепенный рост температурного потенциала цивилизации, т.е. температурного уровня термообработки изделий и извлечения металлов из руд» ( П.И. Черноусов, В.М. Мапельман, О.В. Голубев «Металлургия железа в истории цивилизации» 2005 г. стр. 23) и ещё: «Первые изделия- из железа, найденные в Анатолии (совр. Турция) относятся к 3 тыс. до н.э.» (Интервью с А. Скаковым на «Антропогенез.ру» 2016 г)
     Третье тысячелетие, как мы знаем- это бронзовый век, т.е. использовались, практически все виды… «бронзовый век»- это условно.
    А теперь подведём итог по металлу:
1)Царциата не владели металлургией
2)Царциата не овладели полный циклон металлообработки
    Что подтверждает данное утверждение так это отсутствие такого персонажа как Курдалагон (Нартский Эпос)
    Изготовление наконечников стрел и цилхъа ( секиры )
Цардзоем- показатель индикации эпохи, когда ещё металлообработка (кузнечное дело) не выделялось в самостоятельную отрасль, только его начало в производящей экономике.
КОР. Т.е царциата- это изолянты высокогорья и инновации их затрагивали постольку поскольку… при очень большой необходимости
А.Б. Да. Надо добавить, что эти «изолянты» когда-то принесли с собой то передовое что было на равнине (предположительно Западный Иран, Малая Азия), а горы способствуют консервации (стагнации).
    И-3) (к вышеперечисленному) возможная миграция состоялась, примерно 9-10 тыс. лет назад… оговорюсь- это предварительные цифры.
КОР. Имена героев легенд: Царддзо, Нагъу, Хуран , Аху и т.д. К какой языковой группе можно отнести эти имена?
А.Б. В прошлой беседе («Дуальный характер архаичной осетинской идеологии Царциата- носители идеологии мира и равноправия?» 2018) мы обсуждали вопрос этимологии этнонима «Царциата». Конечно в легендах имя первопредка Царддзоя имеет эпонимное значение, а вот что касается других, то это вопрос к нашим лингвистам. Во- первых, надо, хотя-бы, определиться с языковой группой царциат. Я уже говорил что можно провести работу на предмет этимологии топоники- это может многое прояснить.
    Некоторые имена носят явно иранский оттенок, такие как Ф;рн;г, Х;тгар, Уад;г (Уад- вихрь, буря, ветер»). В конце-концов- это архиважно
КОР. Я думаю что резкого перехода от столь давних времён до более поздних не было и в легендах об этом тоже, видимо,есть?
А.Б. Догадываюсь что вопрос касается неолита- энеолита. Да конечно, но это время следующего поколения, а именно Аху и его сыновья: «З;ронд ус Ахуйы уыскъут;рт;м бакодта. Къут;рт; базм;лыдысты, ст;й фосдзойджи фест;уысты, с; цуры дзуарка с;гъы аудтой ;м; з;ронд ус з;гъы.
-Дзуаркайы бар уадз фосдзаджийы уый у; с; у;хим; ;рк;ндз;ни» (гл. 15 стр. 71) «Старая женщина Аху к кустам подвела Кусты задвигались по тем в крупнорогатый скот превратились, возле них большерогого козла увидели и старая женщина говорит.
-Большерогому полномочия дай крупнорогатых он их к вам доведёт»
    «З;ронд л;г ай дурты ц;ндм; бакодта Ахуйы ;м; дурт; базмалыдысты, ст;й бахдзоджи фестадысты дурт;» «Старый мужчина к каменной куче подвёл Аху и камни задвигались, потом в табун лошадей превратились камни»
    Осмелюсь предположить, что здесь речь идёт о зарождении скотоводства.
    «Арыгон л;г ай наудзарм ф;зт;м бакодта, наудзарм ф;зт; с;химид;г базм;лыдысты ;м; хоры быдырт; фестадысты» «Молодой мужчина к покрытому дерном равнине подвёл, покрытые дерном равнина сами собой задвигались и в зерновые поля обратились»
    Разумеется это уже земледелие, т.е. второе поколение переходит к производящей экономике.
    «Арыгон ус Ахуйы бакодта сау дурм;. Дур й;химид;г б;змалыди ;м; диссаджы цирхъ фестади… Ахуы тынгд;р ныддис кодта, дур цирхъ куыд фестад…» «Молодая женщина Аху подвела к чёрному коню. Камень сам собою задвигался и удивительным цирхъом… Аху сильно удивился, камень в цирхъ (секира)»  как (мог) обернуться (превратился)…»
КОР. Дайте догадаюсь… речь идёт о металлургическом производстве. Камень- руда-металл- изделие из металла… так?
А.Б. Я бы подумал тоже самое, но- это не так. Когда прочёл статью Бесоловой Е.Б. «Ещё раз о слове цирхъ/цирыхъ из нартовских сказаний осетин» «Нартамонг; Т.4 №1,2 2007 СТР. 91-96), стало ясно о чём идёт речь: В «Вестнике древней истории» на с. 248 (№2, 1990) читаем, что «секира означает женщину или женские занятия (по видимому, из-за игры слов: ;;;;;[г э н и д]- «остриё», [;;;;]- «женщина»)»- (выделено нами- Б). На первобытных ступенях культуры земледелие, как известно, являлось женским занятием, а топор-секира до изображения плуга был единственным земледельческим орудием, орудием зелёной богини.
    По Евг.Кагарову, генезис или первоначальный культ секиры связан с гипогастрическим (или подчервным) треугольником, где сосредоточены самые важные органы женщины- как носительницы производительного начала природы: «Сходство этой треугольной гипогастрической фигуры с топором или с секирой рано, по-видимому, бросилось в глаза первобытному человеку, и последний стал рассматривать это орудие как символ женщины и плодородия»
    Напомню, что земледелие было в самом начале прерогативной женщины- собирателя. Опыт сбора корней, плодов, и что важно, семян дикорастущих злаковых. Первые попытки разрыхлить землю, производились с помощью палки-копалки. Т.к. этот процесс у древних ассоциировал с половым актом, с целью зачатия- производства, то второй уровень ассоциации выносил их на сравнение с половыми детородными органами, с инструментарием: палка-копалка+ каменный резак, приспособленный для данной процедуры и, который, эволюционировал в тяпку-секиру, а со временем и в боевое оружие, но уже из металла. Палка- фаллос, каменное составляющее- матка. В простонародье, до сих пор, в ходу несовсем корректное, по современным взглядам, выражение: «Кинуть (поставить) палку». В современном прочтении- совершить половой акт… древняя его смысловая трактовка, за более чем, 10 тыс. лет была размыта.
    И ещё, для утверждении во мнении. Три треугольных осетинских- «;рт; ;рт;дзыхоны». В книге Хозиева Ф.Х. «Традиции осетинского застолья» (2000 г. с.11); автор пишет: «Цы амоны арта тымбыл Уаливыхы ;м; ;рт; ;рт;дзыхоны?... ;рт; ;ртдзыхоны сты рагондар. Се’рт; дзыхы амонынц Хур, За хама Дон.»- «Что указывают (объясняют) три круглых уалибаха (пирог с сыром) и три триротных? (дзых- ос. «рот»). Их три рта есть (указывают) Солнце, Земля и Вода»
    Буквальный перевод оборачивается абракадаброй… вряд ли здесь можно найти адекватное объяснение.
    По Хозиеву и три круглых пирога тоже означают Солнце, Землю, и Воду, хотя «тоже» нужно в данном случае опустить… действительно и солнце круглое, и земля и вода- кругом, но, дело в том, ещё, что вряд ли древние обозначали одно и тоже разными геометрическими знаками (символами)
     Как мы знаем из археолого- исторической литературы, треугольник обозначал владельца детородного органа: женский- остриём вниз, мужской- остриём вверх.
    Так вот, три остроконечных пирога- это полный цикл плодородия: зачатие, вынашивание (беременность), рождение.
    С моей точки зрения, абстрагируясь от выше сказанного-не «;рт; ;рт;дзыхоны»-, а правильнее  «;рт; ;рт;цирхъоны» или, при смысловом переводе- «три тресекиры (тяпки)»
КОР. В «Легендах о Царциатах» есть информация о склепах, причём судя по описанию- это наземная форма и это при первых героях: Бонварнон Царддзой, а это хронологическая глубина неолита- мезолита. В то же время известно, что наземные склепы появились сравнительно позже. И ещё, в некоторых склепах находятся лодки. Откуда высоко в горах эти водные транспортные средства?
    В беседе с Мирой Георгиевной Габановой, преподавателем ГГАУ, она выразила мнение, что 9 углов, трёх треугольных пирогов, если следовать логике полного цикла плодородия- 9 месяцев беременности.   
   
Для лучшего понимания, что есть склеп и для чего его сооружали… здесь не обойтись без освоения такой сложной темы как древние верования.
    Борьба за существование, в животном мире, создала средства защиты- это и окрас, с целью маскировки, это и движение  с невероятной скоростью, дабы оторваться от опасности, ну, и т.д. и т.п. В то же время примитивный интеллект был снабжён таким «механизмом» как инстинкт, созданный в ходе приобретённого опыта многих поколений, прошедший множество мутаций и закреплённый на генетическом уровне. Разумеется животное ощущает опасность, если видит и чувствует, но способность предвидения- это уже следующая ступень, на которую взошёл только высший примат. Т.е. развитие у него абстрактного и ассоциативного мышления стало для него определённой формой предупреждения. Но со временем их, этих воображаемых опасностей (реальных и мнимых) остановилось больше и род Homo должен был искать выход из этой ситуации и он его нашёл, в рамках своей договороспособности. Разумеется с камнем, деревом, медведем не договорится… он их начинает одухотворять. Создавать виртуальный образ визави- визави , в виде духа. Казалось, для чего такие сложности, оказывается нужны, дабы чувствовать душевный комфорт, психологическое равновесие. Дипломатические старания для исключения психологического дискомфорта- это метод задабривания, который придавал Homo чувство уверенности. Мы сейчас говорим об Анимизме.
    Одним из таких задабриваемых субъектов был умерший родитель (предок) или, кто-то из родственников. Хотя биологическую смерть Homo принимал, но не мог объяснить его приход во сне или увиденный призрак и т.д.- это вызывал суеверный страх.
    Перемещения в пространстве создавали у древнего человека иллюзию привязки Предка к той территории, где он жил и умер, т.е. из так называемой Родины Предка, ассоциативно, создавался образ места куда уходили завершившие  своё бренное существование. И определённая географическая область не была единственным местом Родины Предка, например, ассоциации могли натолкнуть на мысль, что сгоревшие в лесном пожаре возносились с дымом на небеса, а попавшие под лавину, сель рисовало иную абстракцию- продолжение жизни под землёй. Но где бы не оказался Предок он не должен был испытывать нужду. Тот же шалаш, инструменты, еда и т.п. и дабы не вызвать его гнев, потомки старались умилостивить Предка, тем самым идя на компромисс и гарантируя для себя, как им представлялось, безопасность, что в конце концов приводило к душевному комфорту. Итак, мы имеем дело с феноменом психо- эмоциональной инновации, которая в последствии трансформируется в традицию.
    Итак, страх и забота о своём душевном равновесии имели мотивирующий момент в изобретении погребального обряда. Для путешествия в «Загробный Мир» человеку необходимы были транспортных средства.
     Лодка, если, в представлениях человека, находилась за морем, озером, рекой. Дым костра, выполнявший функцию лифта на небо и т.д. В то же время ушедшим должен был переродиться, поэтому его клали в позу эмбриона- скорченного на боку подогнутыми ногами.
    Мы, конечно, не будем рассматривать весь спектр веровании и погребальных традиций. Мы рассмотрим эволюцию приведшей к погребению в наземном склепе, т.к. в легендах он и представлен.
    Я уже говорил о создаваемых для усопшего условий и в частности жилища. Их воздвигали в зависимости от той строительной практики, которая была развита в данное время и в данном месте- это и эгейский фоллос (круглоплановое сооружение), это и деревянный сруб, каменная четырёхугольная постройка и т.д. Неважно из чего и как, главное чтобы ушедшему было там привычно и комфортно. Разумеется вместе с «домом» ему клали и оружие и орудия, также коня, оленя и т.д.      
    Как я говорил, он должен был достичь того места для продолжения вечного существования («с;нусонбынат»), поэтому средствали доставки были сани, ладьи, кони и т.д. И не важно дело касалось ингумации или кремации.
     Ещё одним важным моментом в представлениях древних было, как я говорил, перерождение. Т.к. земля, у вступивших в эру производящей экономики, представлялись чревом («мать сыра земля»), то некоторые, скажем, кочевые племена возводили курганы, что означал стилизованный живот беременной. Курган вокруг обносили кромлехом- стилизация под ладью.
    Я могу посоветовать, для более детального ознакомления с погребальными традициями, книгу Д.Н. Анучина «Сани, ладьи, и кони как принадлежности похоронного обряда»
    Теперь о противоречии вызванное появлением «дзаппадза» («склепа») в самом начале изложения легенд.
КОР.А в чём она заключается? Их на Кавказе много… ясно, что от того и отразились в произведении.
А.Б. Это было бы слишком просто, ну, во-первых, в склепе захоронён Царддзой (Заметим, инициатива исходила от Бонварнона): «…Царддзой амарди. Бонв;рнон цилхъ;й Царддзойы алыварс хох ;ркодта ;м; скуывда:
-Ме сф;лдыс;г, ам мын з;ппадз куыд феста, Царддзой й; мид;г цы ф;уа» (гл. 5 стр. 29)-«Царддзой умер. Бонварнон секирой Царддзойя вокруг горой окружила и взмолилась:
-Меня создавший здесь заппадз чтоб появился и Царддзой внутри оказался», а он, как мы понимаем из первого поколения царциат и это показатель большой хронологической глубины, мы об этом говорили. Что касается кавказских склепов, то они, по сравнению, гораздо моложе. Вопрос откуда?
    Во-вторых, кто перед нами в образе. Бонварнон? Или, это общепринятая, в осетинской интерпретации, планета Венера или, альтернативная фигура- Сириус, двойная звезда.
КОР. Но в иранской мифологии Сириус- Тиштрия- мужское божество.
А.Б. Напомню, царциата- это не иранское кавказское племя, а по времени существования первого их поколения, примерно, мезолит- ранний неолит, время, когда в родовом устройстве довлела женщина. Это потом, когда произойдёт гендерная революция в связи с переходом к интенсификации форм производящей экономики (например переход к плугу) изменятся и акценты в сторону патриархальности и проецирования этих изменений на пантеон многих племён и народов, в том числе и ираноязычных.
    Кстати у древних египтян, несмотря на эти гендерные изменения, всё же: «В «Текстах Пирамид» сказано: «Сестра Исида приходит к тебе, чтобы насладится твоей любовью. Ты помещаешь её на свой фаллос, и твое семья извергается в неё, причём она имеет вид Сотиса [Сириуса]…» (Брюшинкин С.М. «Сириус- ключ к пониманию мифов египтян, ариев и догонов» 2007 г.)
    Об одной особенности Бонварнон мы уже говорили- это способ получения огня с помощью трения- вращения, но если посмотреть на процесс под другим углом зрения- получение, извлечение огня… взрыв тоже связан с огнём.
     Есть данные о взрыве одной из этой пары (Сириус А и В), которые неминуемо было замечено людьми: «По словам учённого (Джулио Мальи из Политехнического университета Милана), до 9300 года до н.э. Сириус на широте Гёбекли-Тепе находился ниже горизонта, но затем неожиданно возник в поле зрения древних людей, видимо, оказав на них сильное впечатление.
    Используя спутниковые снимки региона, а также карты Гёбекли-Тепе, учённый провёл воображаемую линию между и параллельно двум мегалитам внутри каждого кольцевого участка. Три из раскопанных на сегодняшний день колец точно указывают на предполагаемые точки восхода Сириуса в 9100, 8750 и 8300 годах до н.э.» («Поклонение Сириуса возможно является самой древней религией мира» 2013 г.)
КОР. Итак, в поле зрения Ваших изысканий опять попадает Малая Азия и Гёбекли-Тепе в частности, но настолько известно- это культовое сооружение было построено охотниками- собирателями.
А.Б. Да, так считают ученные.
КОР. Бонварнон и Царддзой занимаются охотой, а дзаппадз откуда?
А.Б. Мифология не предлагает буквальности, на то она и мифология. Да, напомню в прошлом интервью («К вопросу происхождения народа Ир»), мною были обозначены причины перехода к оседлости и, кстати, в той же Малой Азии. «Дух Предка» способствовал этому, но вот теперь, оказывается, к этому добавляется… Сириус и все это оказывается на Кавказе. Ну да, отступление горных ледников освобождала проходы, охотник-собиратель начал выходить из малоазиатского «плена». А стилизованный «дом»- «дзаппадз» для предка…здесь нет ничего удивительного и не надо себе представлять, что в самом начале это были каменные склепы- это могли быть просто шалаши.
    Переход к земледелию ускорил миграционную активность. Появляется в погребальной традиции каменный эквивалент шалаша эволюционировавший в дольмен, который распространяется далеко на запад, скажем уже в 4-5 тыс. до н.э. на Сардинии, Корсике, Иберийском п-ве, появляются дольмены. В Крыму и на Кавказе где-то в 3 тыс. до н.э.
КОР. Но между дольменом и склепом же есть разница?
А.Б. В архитектурном аспекте безусловно, но не в идейном. И то и другое жилище для ушедшего.
КОР. Появление дольменов- это появление земледельцев на Кавказе?
А.Б. «В Закавказье уже в IV-III тыс. до н.э. возникают первые посёлки оседлых земледельцев и скотоводов. В III тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов занимают уже большую часть современной Армении, Грузии, Азербайджана и Северного Кавказа.
    На всей этой сравнительно обширной территории наблюдается значительная общность культуры, проявляющаяся в однородности типов жилищ, в наборе орудий труда и в бытовом инвентаре» (С.С. Басиев, С.А. Бекузарова, М.Ч. Чишева, А.К. Солтанова. «История земледелия на Северном Кавказе» 2016 г.)
    А вот теперь очень интересный момент: «Религиозные представления кавказских племён III тыс. до н.э. были тесно связаны с основными видами хоз. деятельности- земледелием и скотоводством. На поселениях уже сооружались специальные строения, игравшие роль святилищ. Таким святилищем было пятиугольное в плане здания на Сержень-Юртовском поселении Чечено- Ингушетии» («История…»)
    Что обозначается в виде пятиконечной звезды? Естественно: «Сириус часто изображали как Исиду, стоящую в небесной лодке, с пятиконечной звездой над головой, обращенную к стоящему справа Осириусу (который ассоциировался со звездами пояса Орион)» (Википедия)
КОР. Это можно отнести к реликту архаического мышления, идеологии ещё охотников- собирателей?
А.Б. Разумеется, тем более, что матрилокальные черты первых земледельцев на Кавказе- это тоже реальность.
    Но носило ли продвижение производящих форм хозяйствования демический характер или ограничивались культурной диффузией? Скорее первое и легенды это подтверждают. Своё слово в этом аспекте ещё выразят генетики, но… да, ещё хочу заметить, что подобные миграции гладко не проходили, я имею ввиду факт принуждения Бонварнон Царддзоем. И ещё один момент- Бонварнон стоит на более высоком уровне социального развития: «Дыккаг Бон Бонв;рнон дзуры:
-Ц;й, ф;к;н м; д; у;з;гм;, к;м ц;рыс уый фенон.
Царддзой бахудти ;м; з;гъы:
-М;н;н ц;й у;з;г ис, а б;ст; алы хъ;д м; х;дзар у, алы ф;з ;м; хох та м; ц;у;н у.
-Б;лвырд ц;уг; цардг;н;г д;» (гл. 3, стр. 21)- «(На) Второй День Бонварнон говорит:
-Давай, отведи меня на свой у;з;г (букв. «возвышенность, бугор», но другая интерпретации- «очаг», т.е. смысловое значение- образовавшийся бугор сожженного пепла и углей от долговременного пребывания) где живёшь это посмотрю.
    Царддзой улыбнулся и говорит:
-У меня какой у;з;г есть, край каждый лес мой дом есть каждая равнина и гора мне вместо жилья.
-Точно кочевник ты»
И ещё место и время, где происходят события: «Хохр;быны у;лл;г фарс уыди цад, кодта ;хсидг;» (гл. 3 стр. 18)- «Возле горы (гор) в верхней части было озеро, которое бурлило»
    Мы конечно не будем подробно рассматривать гипотезу Раймана и Питмана о черноморском потопе, (около 5600 до н.э.), но вот сероводород, находящийся ниже 150 м от поверхности, при определённых химических процессах может производить подобные проявления…бурлить.
КОР. Итак, речь идёт об отражении в легендах сего эпохального катаклизма и указывает на примерную дату прихода мигрантов из Малой Азии- это 6 тыс. до н.э. И, как я догадываюсь, это была первая волна продвинутых охотников- собирателей… земледельцы- это чуть позже.
А.Б. Примерно так можно трактовать главу «Царддзой ;м; Бонв;рнон» 
КОР. Асланбек Александрович, видимо ещё есть ,что вам сказать ,но как я чувствую работа над анализом продолжится поэтому я надеюсь на возобновление нашей беседы.
А.Б. Да, это будет наша вторая беседа




















                Публицист Асланбек Александрович Бязыров
                08.02.2019 г.Владикавказ