Поиски Пробуждения. Часть II. Вступление в Буддизм

Амрита Дхарма
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Его Святейшество Кирти Цешаб Римпоче Джигме Дамчо Пэлсангпо (1926-2006), буддийский монах и учитель школы - Гелуг               

                ЧАСТЬ II.  В*С*Т*У*П*Л*Е*Н*И*Е  В   Б*У*Д*Д*И*З*М               

ГЛАВА 1. МЕЖДУ  ИНДИЕЙ  И  РОССИЕЙ.   В Москве было холодно. Шел снег, которого я не видела четыре года. В ожидании поезда  я с интересом наблюдала за русскими людьми, которые проходили мимо по своим делам. Доехав до Ленинграда, я решила  начать жить заново!

Еще несколько раз  я побывала на Парголовской, где когда-то так хорошо мы жили  вместе  с Диди Шьямой.  Мне предложили  продолжать  служить  брахмачарьей  в  России, Европе  или любой другой стране, которую я  сама выберу. Но если ты знаешь, что  путь, по которому  идешь, не является  истинным, зачем  продолжать идти по нему, да к тому же вводить  в заблуждение других?! Хотя  я оставила  «Ананда Марга» под влиянием интуиции, гораздо позже, познакомившись с философией  буддистского учения, ясно осознала ошибочность многих постулатов системы раджадхираджа  йоги, частично основанных на древней индийской  философии школы самхья* и йоге Патанджали*.

Я  вынуждена  была  вернуться  к  маме. Всех друзей, за  годы отсутствия в России, я  растеряла, и даже говорила на русском с акцентом. Но нужно было искать работу, и  я  вспомнила об одном знакомом директоре подросткового клуба, который  когда-то звал  меня  работать  своим замом. Когда я приехала к нему, то мы говорили  о работе психолога, но в данный момент  у него  в штате не была таких ставок. И он предложил  временно  устроиться  социальным  педагогом  и параллельно поступить  учиться  в институт  психологии, чтобы получить второе высшее образование. Когда я закончила обучение в институте, он перевел меня, как и обещал на ставку психолога, и  я стала работать  с трудными подростками  и их семьями, набирая практический опыт.
 
Однако я все же продолжала ходить в институт на практическую психологию  и  однажды на  доске информации  увидела  фотографию индийского йога Свами. Я  расспросила о нем  и  узнала, что он  несколько лет  сотрудничает  с институтом  и  периодически  в его Ашрам  в  Харидвар отправляются  группы студентов, а  иногда  он  и  сам приезжает  в  Петербург  и дает  учения по йоге Шри Ауробиндо. Спустя  полгода  Свами  действительно приехал  и  после завершения учения, которое он давал, мы познакомились, тогда я и спросила о возможности  посетить  его Ашрам, на что он дал утвердительный ответ. Поэтому  во время  отпуска  я поехала  в  Индию.
 
Приехав  в  Ашрам  Шри Ауробиндо,  я почувствовала себя  абсолютно счастливой, моя душа тосковала по духовной жизни и я надеялась вернуться  к практике йоги.
Огромный участок земли с постройками, практически на берегу Ганги, был подарен  Свами одной испанской ученицей, которая выкупила  его  у  местной администрации штата. Здесь уже было построено несколько  зданий. В одном из корпусов, на втором этаже, располагался  зал для медитаций, которые  Свами  регулярно проводил в кругу своих учеников. Здесь же была  и библиотека, небольшая, но  с  достаточным  количеством  книг на английском  и хинди. На первом  этаже находилась  кухня и столовая, где вдоль  стен  лежали  циновки для сидения вместо стульев, рядом  была комната, отведенная  Матери  Мирры  Ришар, в которой проходили  встречи  Свами с официальными лицами, приезжавшими  в  Ашрам. На стенах во всем доме были развешены  портреты  Шри  Ауробиндо разных лет жизни, которые были хорошо знакомы мне.
 
На постоянной основе у Свами проживало несколько человек. Все они были индусами, которые   помогали  по  хозяйству, работали  в саду или готовили  пищу. Кроме того, здесь много лет проживала  одна  ученица  Свами  из  Бразилии, которая  работала  в офисе и проводила  уроки по хатха йоге. Но она  вскоре собиралась  уезжать, напуганная тем, что во время  сна на нее с потолка  сорвался  огромный вентилятор, повредив  ее тело  и  сильно напугав, поэтому  она  искала себе замену. Погода тогда стояла прекрасная, - градусов  40 тепла не слишком много для южной Индии.

 Так как душевой в Ашраме не было, каждое утро  я ходила купаться на Гангу, здесь начинался  ее  исток. В это время  в  горах  таял снег и вода, потоками спускаясь с гор, заполняла  все окружающее пространство, выходя далеко из русла. Я смотрела на восходящее Солнце  и любовалась Гималаями. Затем  мы  вместе  с  европейскими учениками  делали асаны и завтракали.
 
В столовой собирались все жители  Ашрама, так что я быстро познакомилась с ними.
Только  что закончился сезон дождей и на улицу вынесли несколько столов  и стульев  для желающих  обедать цивильно и на воздухе. Атмосфера в  Ашраме была благой, и я чувствовала себя очень комфортно. Мне выделили  прекрасную  комнату, где  в  предобеденное время я  читала, размышляла  или  медитировала. Отрываясь от  чтения, из открытого окна  я наблюдала, как  часто  к  Свами  приезжают  гости. Иногда это были монахи, иногда мирские люди. Приезжало  много  школьников. Они рассаживались на стульях в тени деревьев  и  беседовали со Свами, попивая чай. Однажды Свами  пригласил меня присоединиться к ним  и в последующем, при всяком  посещении гостей, я стала раздавать чай для посетителей и угощать  их  сладостями, которые Свами заранее выдавал мне.

После завтрака я занималась уборкой  комнаты Матери и холла для медитаций, а после  обеда  мы, все иностранцы, усаживались на открытой веранде за круглый стол около комнаты  Шри Ауробиндо  и задавали Свами вопросы  по практике йоги или философии. После этого  я направлялась  в  холл  для  медитаций,  и когда там никого не было, пела  Прабхат Самгиты, которые тогда еще помнила.
После ужина у нас проходили совместные медитации, а в заключение  Свами обязательно пел  баджаны, духовные индуистские  песнопения. У Свами был прекрасный голос и незаурядный слух.

Недалеко от  Ашрама  располагалась  новая  двухэтажная  школа, выстроенная из  красного кирпича, но во время моего приезда были каникулы, и в ней никого не было.  Однако я узнала, что  местные жители  старались отдавать своих детей именно в эту школу, а это означало, что она была  популярна. Я привезла с собой  из России  пакет  со школьными принадлежностями и развивающими играми  для детей, мне хотелось чем-то помочь  Свами.
 
На  территории Ашрама  недавно  был выстроен  дом для медитаций. В этом огромном помещении  по центру  располагался  хрустальный зеленый шар, наподобие того, что существовал  в  Ауровиле*. Под  ним  хранились  реликвии  Шри Ауробиндо.
В  Ашраме также был большой фруктовый  сад, в котором росли манговые, банановые и другие фруктовые деревья. В  небольшой, но с любовью высаженный огород, однажды забрел дикий  слон, мы смогли рассмотреть его с близкого расстояния, а когда его попытались выгнать, он разозлился  и потоптал практически все саженцы.
Здесь  произошло  несколько важных  для меня событий.

Однажды  утром  Свами внезапно появился  в холле для медитаций, где я убиралась и, подойдя совсем  близко, одел  мне на шею  сандаловое  украшение. Оно  было очень необычным  и красивым, и издавало потрясающий запах. Потом он  улыбнулся и также внезапно удалился. Я поняла, что это было  его  благословение! Как-то я  попросила  у  Свами дать мне духовное упражнение, которое  я  была бы способна практиковать. В этот же день  после совместной беседы  Свами с иностранными учениками, я  осталась на веранде с его помощницей,  тогда он  неожиданно  вышел из своей комнаты и стал обучать меня  пранаяме, благодаря  которой  в  будущем  я получила сказочный опыт переживаний. Но это случилось гораздо позже, в Италии, в Институте Ламы Цонкапы.

А тогда, когда он показал и объяснил пранаяму, повторяя ее, я впала в состояние глубочайшей концентрации и долго не могла выйти из нее. Я слышала, как Свами несколько раз выходил и заходил в свою комнату, но не могла даже пошевелиться  или открыть глаза. Я  сидела, как вкопанная, целиком погрузившись в практику.
Еще одна  встреча была интересной в  тот приезд  в Индию. Однажды в Ашрам приехал один индус, внешне  похожий на европейца  и одетый на современный  лад. За ужином он попросился присесть за мой столик. Оказалось, что он с детства жил и учился  в Москве, его  отец  был дипломатом, и они с матерью  везде сопровождали его. Этот индус был представителем самой высокой  касты Индии  брахманом, да к тому  же  практически  чисто говорил на русском. Ему было около  40  лет, высокий и статный, с интеллигентным лицом. Надо добавить, что к  Свами всегда приходили люди высших каст, брахманы или кшатрии.
 
Этот новый знакомый стал с интересом расспрашивать  о причине моего приезда в Ашрам, и я объяснила ему, что  хочу  учиться йоге. Тогда он прямо  сказал, что это  не то место  и  Свами не тот человек, который сможет этому научить. Он также сказал, что индусы никогда не откроют секреты своей  практики йоги для иностранцев  и потому, надеяться нам не на что. Я с недоверием  посмотрела на него, так как недавно получила  от  Свами упражнение пранаямы.
- Ну, может быть, они  что-нибудь вам  и покажут, но только не истинную йогу, которую  практикуют сами!- поправился индус.
 
И, в общем, он был прав! На одном из учений Далай Лама рассказывал, что индуистская тантра деградировала благодаря тому, что ее секреты были раскрыты многим незрелым  ученикам, поэтому ее исказили и свели  к обычным физическим действиям. Настоящие последователи  индуизма  в современном  мире не посвящают в тайны практики  неподготовленных людей, в том  числе иностранцев.

Кстати, тибетские Ламы  тоже не открывают свои тайные практики всем подряд. Даже тибетским монахам  трудно  найти учителя, который бы передал секреты  духовной практики,  что уж говорить о европейцах. И  это абсолютно правильно!  Выполнять такие практики без Учителя опасно. Поэтому должен быть квалифицированный Мастер, которого так трудно встретить в наше время. А ученик  должен иметь предрасположенность к практике  и  кармические  отпечатки из прошлых жизней, глубокую связь с  Учителем  и исключительное  доверие и преданность по отношению к  нему, а  это вовсе не просто  и крайне редко случается.

Однако если какой-то достойный ученик с благой кармой и  проникнет в  эти практики  своим прозорливым  умом, то едва  ли сможет  довести  их до нужного результата, реализации.  Прежде, такой человек должен  очистить свою негативную карму, накопленную за многие жизни;  пройти сложнейшие испытания при очищении своего ума от клешей* (загрязнения потока ума, которые как бы заставляют всё оценивать относительно своего "Я");  накопить благие заслуги  через даяние, терпение, нравственность, усердие, а также концентрацию и медитацию, если он, например, буддист. Необходимо обладать знанием  и  учиться  философии, применяя  дебаты, для развития аналитического  ума  и логики. А для этого европейцам  необходимо  изучить  тибетский язык, а в случае с индуизмом, бенгали или хинди.
 
Время пребывания  в гостях у Свами пролетело мгновенно. Перед  отъездом  его  помощница  пришла ко мне попрощаться и расспросить  о планах на будущее. Ее интересовало,  не собираюсь ли  я вернуться обратно  к  Свами в Ашрам  и остаться помогать ему. Я ответила очень уклончиво, так как  не была уверена в этом.
Когда  я приехала в аэропорт, еще до отлета самолета  ко мне подошла одна иностранка  и, показав на красную нитку, которая висела  у меня на шее, в это время  я сняла украшение Свами, спросила:
 - Откуда у вас эта красная нитка? (красными шнурами на Востоке обычно благословляют) Вы, должно быть, были в Дхарамсале?

- Нет, я  не знаю, где находится  Дхарамсала. Это мне дал один  тибетский доктор в Петербурге, у  которого  я  была еще до отлета  в  Индию.
- А я думала, что это вам  дали на учениях Далай Ламы. А вы что, ни разу не были в Дхарамсале?
- Нет, ни разу! Я была у индуистского учителя  в Харидваре.
- Как жаль! Вы должны обязательно  туда поехать! В Дхарамсале даются прекрасные  учения, и  вы сможете  посещать их и учиться у Лам!
  - Я  пока ничего не знаю об этом и слышу впервые!- ответила я.

Отойдя в сторону, я лучше спрятала красную нитку за  воротник одежды, чтобы не привлекать излишнего  внимания посторонних. Но, когда мы уже выстроились в очередь на регистрацию, эта женщина опять подошла ко мне и повторила:
-В следующий раз, когда вы будете в Индии, обязательно  езжайте в  Дхарамсалу к  буддистским учителям!
 -Спасибо, я подумаю!- ответила  я  уклончиво.
Уже из дома я отправила мэйл Свами с вопросом  о том, что бы эта встреча в аэропорту  значила. Он ответил, что  если что-то происходит спонтанно, то это хороший знак. Нужно к этому обязательно прислушаться. Это была первая информация о буддизме.
    _______________________________________
                ____________________________________________________               


ГЛАВА 2. НЕОБЫКНОВЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ. Когда я вернулась  в  Петербург, то  через  несколько дней  познакомилась с практикующей буддизм Маргаритой***, - она  вскоре собиралась поехать со своей  буддистской  группой  в  Австрию на учение  Далай Ламы  по Калачакра Тантре. Она  пригласила меня поехать вместе с ними, но я только  что вернулась из Индии  и потому отказалась. Тогда Маргарита   попросили  меня помочь  с организацией самой поездки, на что я согласилась, и в процессе  работы  познакомилась  с небольшой группой буддистов  из  Питера.

Через  некоторое время  у меня обнаружились  серьезные проблемы со здоровьем  и мне предложили лечь в госпиталь на операцию. Я долго просила  у  Бога совет, как выйти из положения и услышала ответ, что если  сделаю операцию, то будут  серьезные осложнения. У меня это вызвало сильный  страх, и я решила, что сделаю все для того, чтобы избежать операции.

В скором времени  в Петербург приехал Лама Сопа, лидер ФПМТ*, прекрасный тибетский учитель, ученик Ламы Еше, обладающий, на мой взгляд, совершенно развитым состраданием ко всем живым существа. Он дал благословение  группе буддистов  Петербурга, возглавляемой  Маргаритой Кожевниковой, и назвал ее «Арьядева». После отъезда  Ламы Сопа Ринпоче иногда меня стали приглашать в эту группу на занятия, а вскоре  я узнала, что в наш город  из Индии  приезжает  уникальный  тибетский  Лама Кирти Ценшаб  Ринпоче, настоящий  практик  йоги и медитации. Мне предложили принять  участие в организации его приезда, и я с радостью согласилась.

К и р т и  Ц е н ш а б  Р и м п о ч е, Досточтимый Лобсан Джигме Дамчой Пелсангпо, 80  летний  тибетский  Лама, один из учителей  Далай Ламы 14 по Калачакра тантре, стал моим  первым  Учителем  в  буддизме. Я  слышала, что Кирти  Ценшаб  Ринпоче, который  был  чистым  носителем  многих тантрийских  линий передач,  добился высших реализаций, «о чем ясно свидетельствует его подлинный характер святого, обретшего совершенную, чудесную податливость тела и ума». Сам Далай Лама попросил его посетить  разные страны мира для передачи буддистских знаний, в том числе и в  Россию. Поэтому он  приезжал в Петербург  по приглашению Общества друзей Тибета три раза  и давал учения в буддийском Дацане.
 
В  первый год  визита в 2003 году  Кирти Ценшаб Ринпоче дал  нам  комментарии  к  «Лам Риму» - сочинению буддийского святого учителя и основателя школы гелуг - Ламы Цонкапы, а так же передачу  Калачакра* тантры. Во второй  год он передал посвящение  в  Гухьясамаджу* тантру. А  передачу  в  Чакрасамвару*  он  сделал  на  третий  год своего приезда  в Петербург.
 
Чакрасамвара и Гухьясамаджа  тантры  являются двумя из трех  главных  тантрических практик  в школе линии  Гелуг*  тибетского буддизма, но конечно и другие школы практикуют их. Кроме того  благодаря доброте Кирти Ценшаба Ринпоче  мы получили  передачу на практику « 6 йог Наропы», что  является  исключительно редким  и уникальным посвящением  по стадии завершения, а также  некоторые посвящения  в низший класс крийя и чарья тантр. 


Конечно, я  тогда мало что могла понять. Меня пугали лица божеств с торчащими клыками, которые я видела на танках в Дацане. Но постепенно, я стала более глубоко понимать смысл  и значение этого символизма. Я не знала тибетского языка  и не могла близко общаться с Ламой, но у меня все же сложились с ним очень теплые взаимоотношения. Я  интуитивно поняла  насколько это уникальный  Мастер йоги, обладающий совершенной бодхичиттой (состраданием ко всем живым существам)*, глубочайшими  знаниями  Дхармы  и практическими  реализациями. 
Однажды  в первый год приезда Кирти Ценшаба Ринпоче, уже после окончания посвящения,  я вышла из Дацана и собиралась ехать домой, но тут я увидела машину, в которой сидел  Ринпоче.
 
Очевидно, что он дожидался своего помощника, который задерживался  в храме. Я думала быстренько перебежать улицу с  бурным движением  городского транспорта и отправиться  к метро, чтобы поскорее добраться до дома. Был июнь, как всегда в это время было достаточно холодно. Проходя мимо машины с Ринпоче, я сложила ладони и почтительно склонилась перед ним. Он приветливо помахал  рукой и улыбнулся.

Я подошла к дороге, но не смогла перейти на другую сторону, машины шли без остановок, а светофор  показывал  только  зеленый  свет. Так продолжалось  несколько минут,  и я не могла сдвинуться  с места. Но потом  я  вдруг  отчетливо поняла, что  не надо уходить  и вернулась к машине с  Ринпоче. Мы смотрели друг  на друга и улыбались. Какая-то необыкновенная связь возникла между нами в тот момент. Так  я  простояла  около получаса,  пока не пришли еще два пассажира, и один из них был действительно его помощник. Когда машина тронулась с места  Кирти Ценшаб  Ринпоче помахал  рукой  в знак расставания и, как только она выехала  к проезжей  части дороги и проехала  за перекресток, светофор вздрогнул и поменял зеленый  свет на красный. Только тогда  я спокойно перешла улицу и направилась к метро.

На следующий день  перед  учениями  в Дацане  многие участники с хадаками* (ритуальный шёлковый шарф, подносимый в знак почтения) в руках  выстроились  в  две шеренги, чтобы поприветствовать  Кирти Ценшаба Ринпоче  и получить  его благословение, когда он направлялся  к трону, на котором  восседал во время учений. В  это время  во мне спонтанно  зародилось  устремление преобразовать свой ум, о котором  я собственно  ничего  тогда  и не знала, но все же мысленно обратилась  к  Кирти Ценшабу Ринпоче  за благословением. Он будто прочитал мои мысли  и, проходя мимо других учеников, решительно направился в мою сторону. Подойдя, он улыбнулся, и когда я склонила голову в знак почтения, дотронулся до  висков руками, в знак благословения, а потом  накинул  хадак (учитель хадак принимает и этим же хадаком благословляет ученика). Я слышала его дыхание так близко, что оно навсегда  запечатлелось в  памяти.

Когда Ринпоче приехал  во  второй раз, я встретилась с ним лично и попросила  у него буддистские   монашеские обеты. Он охотно выслушал меня и сказал, что для этого  необходимо  присутствие  четырех  гелонгов, то есть монахов, получивших  полные  обеты, а  в  Петербурге таковых нет. Так что посвящение  на данный момент  невозможно.
- Но  самое лучшее, что вы можете сделать, и я вам это настоятельно советую, так это поехать в Дхарамсалу в Индию  и принять обеты от  Его Святейшества  Далай Ламы. Это будет  гораздо ценнее, чем, если бы  я  их  дал  вам, - сказал он.
Я была счастлива!  Затем  он  дал свое благословение, положив  руку мне на голову, и одел на шею белый хадак.

В  то время  Маргарита***, одна из организаторов  приезда Ринпоче в  Россию, мечтала  создать затворный  центр  недалеко от  города Луга, и она договорилась  с  Ринпоче  о том, что он  благословит  землю для этого строительства. Поэтому после окончания учений, мы, несколько человек, отправились туда. Погода  удалась, было тепло и солнечно. Мы переправились  на лодках  через  широкую, стремительно мчащуюся  реку и оказались на том берегу, где по замыслу Маргариты должен  был быть построен затворный центр. Ринпоче благословил землю под  постройку  центра и  впоследствии, Маргарита, совместно с  группой  «Арьядева», смогла  выстроить  его.

В  третий  год  приезда  Ринпоче, когда я уже получила монашеские обеты  в  Дхарамсале  у  Его Святешества Далай Ламы, он  дал нам наставления  по дальнейшей практике и советы по созданию сангхи монахов.  После учений  мы провожали  Ринпоче на  Московском вокзале, его самолет до Индии вылетал  из  Москвы. Мы все успели полюбить его за это время, поэтому  я чувствовала, будто провожаю своего близкого родственника. Мы долго стояли у вагона поезда  у окна его купе, а он улыбался и приветливо махал рукой, но потом  поезд  тронулся  и мы, с болью в сердце, распрощались. Тогда мы  не знали, что это была последняя встреча с Ринпоче.

На следующий год мы ожидали его приезд  в четвёртый раз. Я  заранее попросила  у  Ринпоче  через  его администратора, провести  передачу  Хеваджра  тантры  и  Ринпоче дал утвердительный ответ. В  Москве  он должен  был дать  посвящение Калачакры тантры, что было бы  очень ценно для России в целом, но этому  не суждено было произойти  по вине плохой организации с русской стороны, ему  просто не сделали  надлежащую визу. А  вскоре мы с глубочайшим сожалением узнали, что Ринпоче  серьезно заболел. Этот прекрасный йог обладал многими сиддхами и в совершенстве владел контролем своего ума, но его тело было подвержено болезни. На этом свете нет ничего, чтобы бы длилось вечно.
 
В книге Донга Лобсана Даргье «Путь блистательного мудреца» написано о том, что когда Кирти Ценшаб Ринпоче  узнал о своей болезни, то сказал: «Когда мне сообщили, что у меня рак, я не почувствовал печали или подавленности. Напротив, мой ум воспарил  и почувствовал себя светящимся и открытым… Я намерен  использовать все то время, которое мне осталось, чтобы углубить свою практику принятия и отдачи (тонглен)*. Какая же польза скрывать мою ситуацию? Я думаю, намного лучше, чтобы люди знали, что я пришел к тому, чтобы манифестировать эту опухоль, и теперь могу подлинно практиковать. Я не хочу, чтобы вы грустили. Будьте счастливы и вдохновлены тем, что у меня есть замечательная возможность практиковать так же, как это делают все бодхисаттвы».

Нашему отчаянию не было предела, но что мы могли сделать? Мы провели Гуру Пуджу Калачакры и посвятили ее Кирти Ценшабу Ринпоче, искренне молясь о его выздоровлении. Вскоре мы получили письмо от его переводчицы, где сообщалось, что Ринпоче благодарен нам, его русским ученикам, за  молитвы, ибо он  услышал их и почувствовал  поддержку.  А уже через  полгода  мы  узнали, что он оставил физическое тело, и  это была  огромная утрата!

Все эти три с половиной  года, что я знала Ринпоче, я ощущала  постоянный  контакт  с ним, необыкновенную  поддержку и помощь  в практике, как, впрочем, и  во многих других делах. Поэтому  можно с уверенностью сказать, что мне и многим буддистам  Петербурга, Москвы и других городов  России, удивительно повезло, что  нам удалось  встретить  такого достойного, святого Учителя. Особенно  я  благодарна Ринпоче  за благословение, получить  монашеские обеты  у   Его Святейшества  Далай Ламы  14. Это большая честь и необыкновенная удача всей моей жизни!
 
Уже гораздо позже, когда я жила в Дхарамсале в  Индии, одна монахиня, которая  прежде работала переводчиком  у  Ринпоче, рассказала, что когда  он  был  еще жив, то мог послать за ней даже поздним вечером, говоря:
- Нельзя  ложиться спать, когда какой-то человек  сильно страдает и приходит к  вам за помощью.

В той же книге Донга Лобсана Даргье «Путь блистательного мудреца» написано:
«Силой долгой привычки к прекрасным деяниям бодхисаттвы  он много заботится и делает на благо других. Короче говоря, Ценшаб Ринпоче, проявляя естественное соответствие между словами и делом и оказывая помощь другим, приводит учеников на путь духовного созревания и Освобождения…»