Лети-лети лепесток... 14

Зайчикова Людмила
---
И  в какой-то момент она вдруг отчетливо произнесла:  «Что со мной?»
- Это русский язык, - спокойно сказал профессор, посмотрев на Аамира.
Аамир, поднял на него глаза, но посмотрел куда-то сквозь профессора. Было непонятно, о чем он подумал в данный момент и что увидел за психологом. 
Профессор учился в молодости в Москве и теперь читал иногда лекции в России. Он хорошо знал несколько языков, в том числе и русский.
А Мили рассказывала и рассказывала, профессор задавал ей вопросы  на русском и переводил для Аамира:
- Откуда вы и как попали в Индию?
- Я из небольшого города в России. Он недалеко от Москвы.  Все началось с нервного срыва. Я часто просыпалась ночью от удушья, мне не хватало воздуха, казалось, что болит сердце и я сейчас умру. Однажды после очередной неадекватной ситуации на службе  по дороге на работу я почувствовала себя не очень хорошо. Но, как оказалось, это не сердце, а нервы. "Панические  атаки" - таков был диагноз невролога, и мне прописали транквилизаторы, предложили пройти обследование,  один из анализов указал на наличие онкологии. Почти полгода я провела в больнице, меня изрядно порезали, но, слава богу, анализ не подтвердился. В больнице я столько всего  увидела, леденящего сердце, не поддающегося никакому описанию, что после выписки никак не могла прийти в себя. Спустя некоторое время, видя мое морально подавленное состояние, сестра решила отправить меня куда-нибудь отдохнуть, нужно было сменить обстановку, развеяться. Врачи не рекомендовали жаркие страны, но я захотела в Индию. Не знаю почему, но решение пришло не вдруг... Когда лежала в больнице, мы смотрели иногда по телевизору индийское кино. Порой незатейливые, но поучительные сюжеты отвлекали от мрачных мыслей. Красивые пейзажи, красивые артисты… Я за время болезни уже дома посмотрела много художественных и  документальных фильмов, прочитала книги путешественников разных времен... Какая она - Индия? Она заочно потрясла и одновременно покорила мою душу. Это удивительная страна, самобытная и своеобразная, ни с чем несравнимая культура, когда-то самое богатое и желанное для путешественников и торговцев государство. Мощная современная ядерная держава  - и общество, разделенное на касты; блеск вельмож  - и нищета живущих в трущобах, практически на улице, людей;  величайшие мудрецы - и безграмотность; яркая, благоухающая специями - и полураздетая, неумытая; древние могущественные боги и их храмы - и ветхие жилища простолюдинов среди свалок мусора. Многострадальная, много пережившая страна с красивыми радушными людьми, но порой разъяренная, необузданная и жестокая; окруженная океаном и горными ледниками, заливаемая в сезон дождей - и в то же время имеющая проблемы с  водой. Страна контрастов и противоречий. Никогда раньше  не мечтая об Индии, в тот момент я решила поехать именно сюда. Она меня манила и пугала одновременно... Я надеялась, что контрасты Индии хорошенько встряхнут, приведут меня в чувство, помогут справиться с подавленным состоянием и убедят мою психику, что все действительно познается в сравнении, и я смогу переоценить многое из того, что было и есть в моей жизни, по-новому взглянув на свой и окружающий мир... Желание поехать в Индию было вызвано не только праздным любопытством. В детстве мы с девчонками были влюблены в индийские фильмы, но это было какое-то одностороннее представление о стране и людях. Потом то ли жизнь закружила, то ли фильмы почему-то перестали показывать в нашем прокате, но только спустя многие годы я снова столкнулась с Болливудом, находясь в больнице, между процедурами времени было предостаточно. К этому времени появилось больше возможностей узнать и о другой стороне этого загадочного мира. Что помогает индийцам, несмотря ни на что, петь, танцевать, ярко и весело встречать весну, улыбаться? Возможно, чем суровее условия жизни, тем люди закаленнее, устойчивее к приступам меланхолии... Или, быть может, когда человек, не имея элементарных благ цивилизации, получает меньше какой-то информации, больше трудится физически, не перегружая мозг лишними эмоциями,  мозг имеет возможность отдыхать от вредных для психики мыслей и рассуждений о смысле жизни, когда нет выбора,  судьба в нескольких поколениях уже с рождения предопределена и нет надежды на какие-то перспективы… Возможно, принадлежность к определенной касте ограничивает стремление и рвение к лучшей жизни и дает понимание: что бы ты ни делал - кем и где родился, тем и там же состаришься и умрешь... Помалкивай, поменьше рассуждай и делай, что должно делать по твоему положению в обществе... Спасает ли такая философия и кто ее придумал? Однако Индия по количеству самоубийств в числе первых… Страна противоречий… Одно я знала наверняка: никогда не смогу жить в чужой стране. И неважен уровень жизни и благосостояния этой страны. "Где родился, там и сгодился." Путешествовать? Да, с удовольствием! Но из любой поездки, близкой или далекой, долгой или однодневной, с огромной любовью и радостью я возвращалась в свой родной город. Все мне было мило в нем, каждый незнакомый человек казался родным, я понимала, что из любого уголка, с любой улицы я всегда найду дорогу к дому и дойду пешком, при свете дня или в ночи... Как в песне:
Дай, Бог, побольше разных стран,
Не потеряв своей, однако!
Мили улыбнулась, ненадолго замолчала. Мужчины тоже молчали, обдумывая услышанные откровения, каждый вспоминал о чем-то своем, очень глубоко спрятанном  и нечасто вспоминаемом в обычной суете жизни...
  - Индия меня заворожила! Я понимала, что все мои знания поверхностны и составлены из неоднозначных мнений и впечатлений разных и совершенно мне незнакомых, чужих  людей, не всегда компетентных. Как разобраться и понять жизнь людей другой страны, не всегда понимая свою собственную жизнь? Не знаю... Мне кажется, никто не знает ответа, почему, находясь в равных условиях, один живет и радуется, а другой бросается со скалы... Каждый сам делает выбор? Но когда не представляется возможным сделать выбор самостоятельно и его уже сделал кто-то за тебя, определив цвет кожи и национальность, твое место и время рождения в нищей или богатой семье, стране, а после рождения за тебя решают родители, наставники, государство, тысячелетние традиции? Должен ли ты сопротивляться родителям, наставникам, государству или тысячелетним традициям? Могут быть неправы они, но и ты ведь не всегда прав... К чему приведет это сопротивление в итоге - к миру, свободе, равенству и братству? Или к гражданской войне внутри твоего ближайшего клана? Разрушив мир, созданный до тебя, построишь ли ты взамен лучший или останешься у разбитого корыта? Где золотая середина и в какой момент нарушается равновесие, превращающее гения в злодея, а борца за справедливость в террориста, уничтожающего невинных людей? Если человек никто - он не может стать всем, он, как минимум, должен быть человеком. Выбор... Не каждый способен сделать правильный выбор в сложной и неоднозначной ситуации, но для любого не составит труда выбрать: убрать за собой или нагадить там, где только что убрали другие; попробовать что-то починить, посадить или сломать и растоптать то, что кто-то построил и посадил до тебя; употреблять алкоголь или наркотики, подсаживая на них своих друзей, или остановить товарища, желающего испытать все в этой жизни; хамить и грубить старшим или использовать их опыт и мудрость; идти по головам других, уничтожая все и всех на пути к своей цели, или попробовать найти более гуманные пути и способы; учиться и развиваться, необязательно в престижных или дорогих вузах, если нет возможности, а читая книги и пытаясь разобраться в каких-то вещах самостоятельно, прислушиваясь к мнению и советам окружающих и делая свои выводы на их базе или гордиться собственным невежеством; помогать тем, кто слабее, или самоутверждаться на их фоне, выпячивая дело не по делу свое превосходство... И этот выбор одинаков, будь то Европа или Азия, Африка или Америка. Уровень жизни может быть разным, но уважение, совесть, доброту, любовь никто не отменял... Однако зачастую те, кто считает, что вправе делать выбор за себя и за других, что-то деля между себе подобными, заставляют страдать или даже гибнуть совершенно невинных людей, у которых, получается, нет выбора, о котором так много говорят, призывая быть хозяином своей жизни... Болезнь ли или люди, встреченные в непростой для меня период жизни -  период душевного и физического страдания  - или еще что-то заставило меня задуматься о некоторых вещах, которые раньше не приходили в голову... Может, это наркоз так действует на мировоззрение? У каждого своя рана болит, свой болевой порог и разная восприимчивость к воздействиям на психику. Отчего кому-то недостаточно принять теплую ванну, если она не из золота, а кому-то и в побитом старом тазике за счастье искупаться? - Мили говорила и говорила, словно делилась во сне с каким-то своим очень близким другом, и после долгого молчания она не могла остановиться, ей просто необходимо было поделиться своими мыслями, сомнениями и впечатлениями. Перед глазами проносились обрывки каких-то фильмов,  картины и зарисовки из ее жизни, словно перед смертью  вся жизнь предыдущая пронеслась в одно мгновение.  - Почему я выбрала для поездки Индию? Не знаю, но мне хотелось не обычных туристических дорог, не стандартных рассказов экскурсоводов из путеводителей... Было огромное желание посмотреть на индийские города, деревушки, попытаться понять, в чем заключается радость людей разного уровня жизни в стороне от традиционных  туристических маршрутов. Но за короткий тур вряд ли я что-то смогла бы для себя определить и разобраться в чем-либо. Говорят же, что мысли материальны... - Мили задумалась.- Вот мне какая-то сила и поспособствовала в этом вопросе... В самолете я познакомилась с парой. Они тоже планировали посмотреть Индию с необычной стороны,  они и организовали ту самую поездку, она была неофициальной... К нам присоединилось еще несколько человек, и в наш свободный день, вернее в ночь, мы отправились с местным водителем в одну из отдаленных деревень, но мы туда не успели доехать, - она умолкла, переводя дух, и очнулась от гипнотического сна.
Русалка посмотрела вокруг и остановила взгляд на Аамире. Аамир отметил, что восстановленная  память в момент затушила с таким трудом разгоревшийся огонь в ее глазах, он еле-еле тлел... Взгляд Мили изменился, стал суровее и жёстче... Восстановленная память  вернула сомнения и боль ее сердца.
- Меня зовут Мила,  - сказала она уверенно, обращаясь к нему. Аамир понял ее, встал, подошел и взял ее за руку, профессор не возражал. Аамир слегка сжал ее ладонь.. Он был взволнован, серьезен и напряжен.  Это рукопожатие придало Миле силы, она облегченно вздохнула, улыбнулась, и огонек снова блеснул из-под слегка опущенных ресниц...
Почувствовав поддержку Аамира, переведя дух, она продолжила свой рассказ уже в полном сознании.
- Был сильный ливень, говорили, что это был ураган небывалый для этого времени года. Уже стемнело, машину занесло на горной дороге, вынесло на склон и несколько раз перевернуло.  Меня выбросило из машины, и, что произошло потом, я не совсем помню,  к тому же было темно, только какой-то грязный поток воды понес меня вниз, и я очутилась в реке, следом за мной в реку  этим же потоком скинуло дерево. Вода бурлила, и если бы не то дерево, я вряд ли бы спаслась. Я уцепилась за ветки, и кое-как  взобралась на ствол, река не знала пощады, мне было сложно удержаться, голова была разбита, рука болела, я не продержалась бы долго, но мне пришла мысль пристегнуться своим рюкзаком к одной из ветвей дерева. Не понимаю, как с этим справилась, рюкзак наполнился  водой, он тянул меня на дно, было нелегко его расстегнуть и застегнуть снова. Но когда я это сделала, почувствовала, что теряю сознание. Сколько прошло времени  - не знаю, но очнулась я опять в темноте… Было мокро, холодно и страшно. Когда взошло солнце, я могла рассмотреть окрестности. Река несла и несла меня, рюкзак полностью промок, и своей тяжестью намертво прикрепил меня к дереву, мне было сложно пошевелиться, и, даже когда дерево оказывалось недалеко от берега, я ничего не могла сделать, чтобы как-то выбраться на сушу. Пытаясь ногой  направлять ствол к спасительному берегу, видимо, нарушала равновесие, и дерево начинало поворачиваться, утягивая меня под воду. Поэтому я отдалась на волю случая и плыла на своем судне, наблюдая красивые пейзажи, горы сменялись равниной, синее небо – темными тучами. Еще тогда подумала: «Хотела увидеть Индию с необычной стороны, любуйся!» Сколько я плыла? Наверное,  дня три или больше, я все чаще теряла сознание и под конец своего водного путешествия уже не понимала происходящего, какой-то туман перед глазами, страх и ужас… Пока не увидела его, - она посмотрела на Аамира, как будто разглядывая его…
- Тебе… ведь можно на ты? - профессор переводил, и Аамир кивнул головой.
Мила продолжала:
- Тебе говорили, что ты очень похож на одного индийского артиста? И имя такое же, - Аамир снова кивнул, кто-то ему об этом уже говорил.- Возможно, это сходство еще больше увело меня от реальности. Твое лицо только и  было для меня в тот момент единственно чем-то знакомым. Однако я не понимала, что делаю в твоем мире - этот мир был каким-то киношным, но мне он нравился.  Только воспоминания, которые не имели реальной поддержки, не давали мне покоя. Я словно оказалась в параллельных мирах.
Мужчины внимательно ее слушали.
- Она права, для восстановления памяти необходим был небольшой толчок, напоминание, а получается, только ты был ее реальностью! Люди, природа, язык, традиции - все было для нее незнакомым, - вставил психолог.- Нужно сообщить в полицию и посольство. Аамир, вы сможете это сделать?
- Да. Я сейчас позвоню в полицию, а они, наверное, уже сообщат в посольство. Я сейчас вернусь, - Аамир вышел из комнаты. Ему нужно было перевести дух. Он позвонил в местный городской отдел полиции, объяснил ситуацию. Тут же подняли информацию  за тот период времени и выдали ему некоторые данные о случившемся. И когда Аамир вернулся, он мог кое-что поведать Миле и профессору. Теперь уже профессор переводил для Милы слова Аамира.
- Полиция сообщит в посольство. Мы их дождемся у вас, профессор, если вы не возражаете, или можем спуститься подождать в машине. Как мне сказали по телефону, в той аварии погибло несколько человек, но одну туристку не нашли. Сразу было сложно исследовать окрестности, была ночь и тяжелые погодные условия, как мне заявили. Случился обвал, некоторых людей засыпало камнями и землей, а когда начали поиски, ты, видимо, была уже далеко от этого места,  –Аамир посмотрел на Милу и вздохнул. - Почему полиция не сопоставила факты, когда я тебя нашел и заявил, не совсем понятно. Сказали, что экскурсия была нелегальная, поэтому так и произошло. Пропала и пропала, вроде и была еще женщина, но куда она делась и была ли вообще - тогда было не до разбирательств, списков и фамилий не было, люди друг друга не знали. Они подняли все сведения о пропавших иностранцах за то время, думаю, их было не так много. Однако почти полгода прошло … если бы тебя тогда отвезли  в приют и к тебе не вернулась память, то так никто  и не нашел бы тебя.
Аамир был в каком-то полубессознательном состоянии. Ему казалось, что это сон. Он ущипнул себя за руку. Профессор это заметил и предложил  Аамиру и Миле чаю. Его заинтересовала эта история, и он готов был еще расспросить Милу, поэтому предложил Аамиру дождаться у него представителей из посольства.  К тому же он давно знал Аамира, и тот к нему обращался уже не как к врачу, а скорее как к хорошему приятелю. Профессор понимал, что этих двоих уже давно связывала не просто ниточка «спаситель и спасенная», а  нечто большее. Он видел, как изменился Аамир, как бережно и трогательно обращался тот с Милой, ведь всего полгода назад Аамир приходил к нему за советом.  Когда-то лощеный прожигатель жизни, самоуверенный, нервный, а теперь спокойный и уверенный, простой, несколько загадочный. Какая-то неимоверная внутренняя сила ощущалась теперь в нем, сила духа. Такая сила, о которой говорят, что за ним как за каменной стеной.  Что стояло за этим, какая другая сила сделала его таким? Спокойная деревенская жизнь, благотворительная деятельность и помощь нищим или эта женщина? Профессор был в курсе многих дел Аамира, они часто общались по телефону, Аамир советовался с доктором, какими способами и какими путями лучше вести Мили к выздоровлению, да и просто так созванивались, иногда по-приятельски.
Профессор предложил им присесть на диван около невысокого столика, а сам сел в кресло напротив.
- Я могу позвонить? – неуверенно спросила Мила. Аамир протянул ей свой телефон. Мила отошла к окну и набрала номер сына. Но тот был недоступен. Тогда Мила позвонила сестре. Но она не взяла трубку. Мила вернула телефон Аамиру. Руки ее дрожали.
- Может, я забыла номера телефонов?- сказала она.
Но через несколько минут телефон Аамира зазвонил.
- Алло!- ответил он, но, услышав в трубке незнакомый женский голос и незнакомый язык, передал трубку Миле.
Она осторожно взяла телефон, медленно поднесла его  уху и услышала голос своей сестры.
- Алло! Алло! Вы звонили! Не молчите, - но Мила словно снова онемела и не могла произнести ни слова. Наконец сквозь набегающие слезы Мила проговорила:
- Привет!
Теперь голос на другом конце умолк.
- Это я. Мила.
Голос в трубке молчал.
- Со мной все в порядке. Я в Индии.
Голос еще какое-то время промолчал, вдруг Мила услышала рыдания... И сама разрыдалась. Так они и плакали не в силах что-либо сказать.
- Почему телефон Егора недоступен? - наконец вымолвила Мила.
И на другом конце света ей ответил родной голос сестры:
- Он на преддипломной практике, там у них связь плохая и вообще нельзя пользоваться телефоном, режимное предприятие. Он сам звонит мне, когда появляется возможность. У него все нормально, не волнуйся. Но ты как, где, с кем?! Мы уже и надежду потеряли! Я так ругаю себя, что отправила тебя одну в эту поездку! Ты здорова? Откуда ты звонишь?
- Все хорошо. Я с надежными людьми. У меня был провал в памяти. Сейчас ждем полицию  и представителя из нашего посольства.
- Я могу звонить тебе на этот номер? - Мила спросила у Аамира, профессор перевел. Аамир снова кивнул. Он был растерян.
Вскоре подъехали полицейские и люди из представительства России в Индии. Они задавали много вопросов Миле и Аамиру. Потом Милу посадили в машину и увезли для дальнейшего выяснения обстоятельств произошедшего с ней, а Аамир поехал в свою городскую квартиру. Он как загнанный зверь метался по пустому жилищу. Приготовленный на скорую руку обед так и остался несъеденным, даже стакан воды стоял на столе нетронутым.
Аамир решил ехать в Россию, проводить Милу до дома. Он решил! Он позвонил Каришме и Самиру, но те высказали ему свое неодобрение. Они не понимали, зачем ему это.