Не пропал даром...

Лидия Христенко
    Сколько помню бабушку с дедушкой, да и родители мои тоже, всегда бережно относились к хлебу. Война и депортация в Сибирь оставила неизгладимый след  в каждом человеке. Они испытали голод,  чистого хлеба, без примесей опилок и лебеды,  мало кто в лихие годы ел. Испытавшие лихолетье, знали цену хлеба.
    Бабушка к обеду нарежет хлебушек, а крошки от него собирала в ладошку и по щепоточке съедала, смакуя беззубым ртом… Бабушка говорила: "Хлеб - всему голова. Будет хлеб, будет и жизнь". Видели и усвоили это правило и мы на всю жизнь.
    Бережное  отношение к хлебу воспитывала и у своих детей . Если оставался, зачерствел хлеб, сушили, сухари съедались с супом, а то и так погрызть можно. И полезно, и вкусно.Поэтому очень больно, когда видишь в мусорных ящиках выброшенные не только куски хлеба, но и целые булки.  Надо всем усвоить главное правило жизни:
"Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб -  драгоценность  - им не сори!"
     Как-то подслушала разговор двух стареньких женщин. Оказывается, испытавшие нужду когда-то,  до сих пор относятся с уважением не только к хлебу, но и к другим продуктам.
     Итак, разговор по телефону  Валентины Игнатьевны  с  дочерью Татьяной:
-Аллё, Таня, деточка! Я сегодня шибко расстроилась. Ты же помнишь, что на Новый год я всего наготовила: голубцов, вареников с клубникой, манты. Тебе  предлагала оставшиеся вареники взять с собой, а  ты и не взяла… А куда их мне девать, мороженые то , в холодильник положила фарш, места больше и не было. Ну я их в пакет и за окном повесила, благо на улице мороз. Да и забыла про них. А тут оттепель, в общем,  спохватилась я, а мои вареники в ком слиплись, да и цвет поменяли. Стали серо-буроклубничными… Представляешь,  аж  тридцать вареников…
- Мама, ну что ты в самом деле... Нашла из-за чего переживать. Выкинь их.- успокаивала дочь мать.
- Ага, счас! Ты это о чём? Это же мои труды. Ягоды собирала, муку покупала… Потратилась. Вареники и те сама лепила- приводила  неоспоримые аргументы старенькая женщина.
- Мама, ну выкинь ты эти вареники…- просила дочь.
- В войну и не такое ели… - о чём-то задумавшись, произнесла погрустневшая мать.
- Мама, сейчас же не война. Всего вдоволь…- пыталась убедить маму Татьяна.
- Ладно, подумаю.
     Вечер.  Звонит снова дочь:
- Мама, как у тебя дела? Чем занималась?
- Да, всё нормально, доченька! Чем занималась? Да, вареники варила.  Вскипятила пол кастрюли воды и туда  положила ком слипшихся вареников, изредка помешивая, так и варила. Какие отвалились, какие комками по три в одном, но сварились.  Шумовкой вытащила их, по тарелкам разложила, маслице добавила и пригласила соседку Марию… Ой, так наелись!  И с собой Марии вареников дала. А клейстер, представь, где варились вареники,  тоже определила.  В нём и ягоды плавали от разлепившихся вареников, и ошмётки теста... Такой густой, наваристый, запашистый… Литровую банку соседке налила, и себе столько же оставила.
- Мама, ну и выдумщица  же ты у меня, моя любимая мамочка.
-А тут пошла за водой,- продолжала рассказывать довольная собой Валентина Игнатьевна, - Встретила  снова Марию у колодца. Она мне и говорит:
- Валя, до чего же вкусный клейстер! Горяченький, сладкий… Я и не заметила, как весь и выпила…
- На здоровье! И слава тебе, Господи, продукт то  и мой труд не пропал даром!!!      

Спасибо автору за фото!!!