Сангам

Геннадий Ефиркин
                САНГАМ - ЕДИНСТВО ДУШ


                2003-2017 гг.

 

        Так называлась моя статья  в районной и республиканских газетах об экспериментальном палаточном лагере для детей Еравнинского района республики  Бурятия в глухом таежном месте в верховьях реки Уды в засушливое, и оттого  постоянно  горевшее всеми своими лесами, лето 2003-го года…


Лагерь да лагерь, скажете Вы… Но нет. То был необычный лагерь. В нем участвовали необычные в социальном отношении дети – девиантные. Точнее – дети с девиантным поведением…


      Честно говоря, как тогда, так и сейчас, у меня к этому слову, «девиантный», отрицательное отношение… Неужели наш русский язык до того обеднел, что мы не можем назвать детишек, оступившихся в этой жизни, только пробующих скользкую тропу правонарушений, своим, русским словом? Обязательно надо ввернуть и пустить  в обиход иностранное… До того уже засорили этим мусором  наш «великий и могучий», что кажется, что всё это происходит целенаправленно..


Но – это к слову.


         А к делу – представляю уважаемому читателю небольшой экскурс в те яркие и насыщенные годы конца «перестройки» и, пусть относительно небольшого, но начала подъема нашей многострадальной России с колен, на которые ее поставили в 90-е годы двадцатого столетия…

       
         Тот десятидневный палаточный лагерь, проведенный нами по просьбе тогдашнего начальника милиции, оказался на редкость удачным. С полу спортивным , полувоенным режимом, с ежедневными походами во все окрестности верховьев реки Уды, со спортивными играми и играми там же нами придуманными, с ежевечерними самодеятельными концертами тот лагерь сдружил всех... Сдружил ребят между собой, сдружил нас, старших, с ребятами. И все это в условиях дикой жары, с тучами паутов и комаров, от которых мы спасались тогда на диких плесах реки. 


И вот, когда завершился тот, во всех отношениях необычный, экспериментальный палаточный лагерь под названием «Питомник-2» («Питомник-1» был проведен мною в тех же местах для детей села Комсомольское); когда двенадцать ребятишек, которые  все поголовно состояли на учете в милиции и были самыми крутыми на то время «авторитетами»  среди райцентровской детворы, сидели в кузове грузовой машины возле моего дома в селе Комсомольском; когда они чуть не в три минуты выпили ведро молока, заботливо вынесенной моей супругой и поданного им, как угощение;  когда я обнял и пожал руки всем, ставшим уже чуть не родными, участникам того лагеря, включая двух молодых сотрудников нашего славного Еравнинского РОВД, и, наконец, когда с щемящим чувством расставания я спрыгнул с машины и уже хотел махнуть рукой водителю…
 

…именно тогда  раздался тонкий, с начинающимся баском, голос Капитошки – Капитонова Сережи.
 

- А вы к нам еще приедете?..


         С не поддающимся описанию мгновенно нахлынувшим чувством  начинающейся потери самого важного, что нас сроднило там, на Уде – чувства единства наших душ (по индийски - сангам), чувства полного узнавания и взаимопонимания, которое бывает всегда само собой  разумеющимся в дружной настоящей семье… вот с этим самым чувством я вновь запрыгнул в кузов и с волнением всем моим нахохлившимся «подранкам» сказал:


- Ребята! Я буду к Вам приезжать каждую неделю!.. И если у вас не будет больше замечаний, не будет приводов в милицию, я для вас сделаю всё!.. Покажу Байкал! Съездим в город Улан-Удэ! Вы побываете в Саянах!.. Держитесь и ведите себя достойно…


И они уехали… Долго махая руками нам с супругой, пока высоко проходимая райцентровская машина не скрылась за нашим мостом через речку Погромку…


И я – приехал! И ездил к ним почти каждую неделю! Мои «под-ранки», мои «воробушки», слетались, собирались всегда в своей «вечерке»  (вечерняя школа) и с жадностью впитывали меня, слушая мои рассказы о Саянах, о Байкале, о моих, ставших уже родными, городах Улан-Удэ и Иркутск, о других странах и прекрасных памятниках природы, истории и культуры человечества… Все это сопровождалось показами слайдов, накопленных за нашу жизнь с супругой в большом количестве. В разговорах с ними  я и сам становился мальчишкой… и тогда вспоминал свои смешные случаи из детства, проведенного в далекой глубинке на таежных метеостанциях… Дети же делились своим, пока еще скудным, багажом накопленных знаний…


Через пару месяцев встреч я прошелся по квартирам ребятишек в Сосново-Озерске. И стало грустно и обидно… Стала понятна основная причина абсолютного большинства их «преступлений» – дети просто были постоянно голодными! Так называемые «родители» (почти  во всех семьях  их было по одному, редко – пара),  мало заботились  о пропитании своих чад… Вот и воровали их детишки в основном ЕДУ! А если вещи, то тоже – на обмен! На ЕДУ.

..
Грустно и обидно стало особенно в одной семье, где даже полы были земляными!! За стенкой печки, в пьяном похмельном угаре, храпела так называемая мать. Но для моего «подранка» все равно она была мамой! Святой мамой. И это было правильно… Мой парень с виноватым видом посадил тогда меня на единственный расшатанный стул, поставил чайник на видавшую виды плитку и мы попили с ним кипятку… К нему через полчаса пришел его товарищ, тоже из моих «подранков», и, извинившись и расставшись со мной у разбитой калитки, они куда-то ушли… Промышлять пропитание… – понял я тогда, потому что на нескольких полках над грязным столом было пусто. Полной и дикой противоположностью пустым полкам по углам небольшой избы валялись всюду пустые бутылки из-под спиртного…


Словом, нагляделся я тогда. И стыдно мне стало за нашу сытость! За безразличие и почти  полное отсутствие сострадания в наших душах к таким детям… Это сколько же человеческого потенциала теряет наше общество, бросая целый свой слой на произвол судьбы?.. Или загоняя его в рамки несовершенных законов, делая из них преступников априори за первые же проступки!.. Проступки, связанные исключительно с добычей пропитания…


Я выполнил тогда все свои обещания.
 

Зимой мы и еще ряд таких  детей – «подранков» из других сел района – на самом большом автобусе райцентра съездили в двухдневную поездку в Улан-Удэ. И там я осуществил интуитивно задуманную и подготовленную еще в предварительной поездке идею: поставить ребят перед выбором!.. Самым главным выбором в их жизни!


Всё удалось!



Сначала мы показали им детскую тюрьму! Именно – тюрьму. Официально – детский СИЗО, находившийся и находящийся сейчас недалеко от проспекта Автомобилистов на Стрелке. Сотрудники этого заведения по моей просьбе даже дали пообщаться с заключенными под стражу и находившимися под следствием малолетними «преступниками»! Это дало неоспоримый эффект.


После «экскурсии» в детскую тюрьму, мы показали ребятам прямо противоположное – самый старый и самый большой  завод города – ЛВРЗ (локомотиво-вагонный ремонтный завод). Там, проникнутые моей идеей сотрудницы заводского отдела кадров провели и показали весь завод с общением с молодыми его работниками: слесарями, сварщиками, разнорабочими… И те молодые рабочие, тоже интуитивно понявшие задуманное, в ярких красках расписывали моим мальчишкам и девчатам добрую, здоровую жизнь на этом заводе…


Вот и вся «вилка». Или развилка – как хотите. Направо пойдешь…. Налево пойдешь… Позже, от одного уважаемого мною сосновоозерца, Юрия Сандановича, я услышал, что в Германии подобных молодых людей даже «садят» в камеры в их действующих тюрьмах для профилактики! Немецкие парень или девчонка, проведя в одиночке даже сутки, нередко одумывались и становились достойными гражданами своего общества... В общем – верной  оказалась интуиция…

 
     Позже, поняв действенность такого, в общем-то недорогого, метода профилактики, руководство КДН, милиция еще не раз в разные года обращались ко мне с подобным предложением – подготовить, организовать и осуществить такую же поездку… И они – осуществлялись.


После двух, прямо противоположных по задачам экскурсий, мы обычно посещали зверинец с этнографическим музеем на Березовке и вечером, перед отъездом, смотрели либо хороший современный фильм в одном из лучших кинотеатров, либо спектакль в театре Русской драмы или в Бурятском Драматическом.


Как и обещал, весной следующего года часть моих «питомцев»  (всех снова собрать было невозможно) осуществляла со мной настоящее восхождение на самую высокую точку Сибири и Дальнего Востока – пик Мунку-Сардык (3492 м) в Восточных Саянах. И пусть испортившаяся погода со шквальным ветром не дала нам подняться на саму вершину, все же ребята в полной мере испытали чувство локтя в групповой страховке, в тренировках на самозадержание на снежноледовых склонах Мугувека, Белого Иркута и леднике Мунку-Сардык…


Летом следующего года, как и было обещано, часть тех ребят работала со мной в Чивыркуйском заливе Байкала в международном  волонтерском палаточном лагере по строительству участка ББТ (Большой Байкальской Тропы) вокруг Змеевой бухты. Ребята приобрели новые знания и умения и даже научились немного общаться на английском языке с американцами, французами, немцами, так как язык общения был английским…

 

Осуществил, повторяю, все, что обещал и сделано это было с полной самоотдачей и любовью к детям… Иначе нельзя! Нельзя к ним относиться без души. Они, как лакмусовые бумажки, сразу же и без-ошибочно чувствуют фальшь, формальность, равнодушие и черствость… И, наоборот, какими бы эти «подранки» не были уже огрубевшими от предыдущей жизни, они сразу, как цветки к солнцу, потянутся к вашей искренней (!) доброте, к щедрости вашей души и, не сомневайтесь , плоды – будут! Пусть не сразу, но будут…

 
Никогда не устану повторять, что к работе с детьми, как в детском саду, в школе, так и в КДН, должны допускаться только неравнодушные люди! Иначе – эффект от их деятельности будет отрицательным… или – прямо противоположным. Ну что может породить в детских душах формалистика, черствость и равнодушие?  Только такое же отношение к жизни и к людям…

 
В конце этой полустатьи, полурассказа хочется высказать свои надежды и пожелания.
 

Я желаю всем нашим сотрудникам, а это, прежде всего представители прекрасной половины человечества, – мужества и долготерпения, душевной теплоты и материнского участия к каждому оступившемуся ребенку…


Еще желаю, чтобы наступили времена, когда нужды в такой и ей подобных службах (мы знаем, что их достаточно), просто бы не стало… Это означало бы, что наше человеческое сообщество нашло, наконец, такую справедливую для всех форму своего жития, в которой не было бы страдающих детских душ, где основные ценности общества не выражались бы  мошной, нажитой, чаще всего несправедливостью и в ущерб другим людям и природе.


     Ну и… с праздником вас, уважаемые сотрудники (в основном, и по факту, сотрудницы) пока остро необходимой службы КДН! Со столетием! Здоровья Вам всем, мирного неба и душевных сил.


Постскриптум:


От чистого сердца и от всей души, спустя годы, хочу поблагодарить по- человечески моего главного помощника в проведении того палаточного лагеря и в проведении поездок в Улан_Удэ и на Байкал, педагога и воспитателя от Бога и просто порядочного и честного человека, бывшего сотрудника милиции Батора Витальевича Цыбикова.


Вторым моим помощником тогда, на Уде, был прекрасный парень, сотрудник Еравнинского РОВД – Жамьян Жигжитович Цыбиков. Низкий поклон Вам, настоящие мужики.


За участие и поддержку благодарю весь состав нашего тогдашнего РОВД, не раз сбрасывавшийся на то же горючее и питание для поездок детей в город, на Байкал, в Саяны.


Всем крепкого сибирского здоровья и человеческого счастья.


Последним посткриптумом хочу привести стихи, ставшие давным-давно эпиграфом моей жизни. Их пела Жанна Бичевская в своих ро-мансах…


Мы лишь на миг приходим в этот мир,
Где учимся любить и ненавидеть.
Одно мгновенье длится жизни пир.
Спешите жить, спешите видеть.


Спешите жить, но брать от жизни все
Не надо торопиться суетливо -
С собою ничего не унесешь
И не подаришь прошлому стыдливо.


Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда закончен пир, не очутиться….


16.01.2018